Как проще всего попасть в Формулу 1?

Эд Стро
19 декабря 2013 в 2:23

В последнее время чемпионам 'младших' серий все сложнее найти себе места в Больших Призах. Эд Стро разузнал у ключевых фигур в паддоке Формулы 1, как необходимо действовать начинающим пилотам, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице

Вопрос о том, как пилоты могут пробиться в Формулу 1, никогда еще не стоял настолько остро. Именно поэтому решение Red Bull посадить в следующем сезоне за руль машины Toro Rosso 19-летнего Даниила Квята вызвало много споров, а основным предметом для критики стал недостаточный опыт россиянина – в то время как новоиспеченный чемпион GP2 Фабио Леймер в будущем году в лучшем случае может рассчитывать лишь на место резервного пилота одной из команд Больших Призов.

Серия GP2 подготовила для Формулы 1 множество гонщиков: вообще говоря, оттуда вышла половина нынешнего пелотона, но Леймер, скорее всего, станет вторым подряд чемпионом после Давиде Вальсекки, который не сможет шагнуть напрямую в кокпит машины Ф1.

И в то же время, чемпион Формулы Renault 3.5 Кевин Магнуссен уже готовится к дебюту в составе McLaren, куда был призван заменить Серхио Переса в сезоне 2014 года.

Принимая во внимание, что ограничения на тесты в Формуле 1 по ходу сезона со следующего года станут менее суровыми [в 2014-м запланировано в общей сложности восемь тестовых дней после отдельных европейских этапов], решающим фактором станет темп, с которым прогрессируют молодые гонщики.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ФОРМУЛЕ 1 - ЭТО ОПЫТ

Дженсон Баттон, который вышел на старт Гран При в весьма раннем возрасте, перейдя в 2000-м году в Williams напрямую из британской Формулы 3, считает, что работа в качестве резервного пилота сейчас является ключевым шагом для дальнейшего развития карьеры.

Баттон хорошо владеет вопросом, поскольку вместе с Ричардом Годдардом владеет управляющей компанией Sports Partnership - благодаря её чемпион мира 2009 причастен к карьере Стоффеля Вандорна, протеже McLaren и вице-чемпиона ФR3.5 – одной из сильнейших "младших" серий. Бельгиец в следующем сезоне должен выступать в GP2, но Баттон считает, что параллельная работа с командой Ф1 крайне важна.

Юный Баттон дебютировал в Формуле 1 в сезоне-2000 © LAT
Юный Баттон дебютировал в Формуле 1 в сезоне-2000Фото: LAT

«Было бы легко говорить, что они оба [Вандорн и Магнуссен] готовы гоняться в Формуле 1, принимая в расчет только их достижения в молодёжных формулах, - полагает Дженсон. – Но я все равно считаю, что лучший способ попасть в чемпионат мира – это проводить время с командой Ф1 в течение сезона, занимаясь тестами или же другими вещами, которые помогут вам понять, что здесь требуется от пилота.

В отличие от любых других формульных серий, в Ф1 вы решаете совершенно другие задачи. Сюда легко прийти, будучи уверенным в себе, но дебютный сезон может сложиться из рук вон плохо – и в конце того же года ваша карьера будет завершена.

В Формуле 1 никому ничего не гарантировано, потому вы должны быть уверены в том, что готовы на все 100% - недостаточно просто быть быстрым за рулем машины: важно понимать, что требуется от пилота в работе с техникой и инженерами, в общении с прессой, в вопросах физической подготовки и даже питания. Только приходя в Ф1, пилоты зачастую многого не понимают».

Босс McLaren Мартин Уитмарш видит смысл в том, чтобы пилоты проходили школу GP2. Правда, он предполагает, что такие гонщики, как Леймер, выигравший титул на свой четвертый год выступлений в первенстве, потратили слишком много времени, прежде чем обратить на себя внимание.

«С GP2 все в порядке, но состав пилотов Мировой серии Renault в последнее время явно выглядит сильнее, - отметил Уитмарш. - При этом надо отдать должное парню, который победил [Леймеру]. Я уверен, ему пришлось проделать серьезную работу.

Он четыре года шел к этому, выступая также в азиатской серии первенства – такой путь оказался довольно дорогостоящим.

Но большая заслуга GP2 в том, что вы гоняетесь на тех же самых трассах [что и участники Ф1] и на схожих шинах. Новичку было бы сложно выиграть в свой первый год в этом первенстве, но высококвалифицированный пилот способен на это. Я надеюсь, в следующем году так и произойдет [с Вандорном]».

в ferrari пока не определились

В McLaren рассматривают серию GP2 в качестве ступени подготовки молодых пилотов, пожалуй, именно потому, что это позволит Вандорну оставаться в непосредственной близости от команды Ф1. Это в силу тех причин, которые озвучил Баттон.

[А вот в других командах смотрят на ситуацию иначе. Валттери Боттас в 2012-м вообще отказался от каких-либо гонок, сосредоточившись на работе третьего пилота Williams. Тогда же резервный гонщик Mercedes Сэм Бёрд был переведён из GP2 в Формулу Renault 3.5 именно затем, чтобы по ходу уик-эндов Гран При иметь возможность полноценно взаимодействовать с командой Ф1, не отвлекаясь на собственные выступления в другом классе. Так же поступили в Ferrari с Жюлем Бьянки].

Сейчас Скудерии вновь предстоит принимать решение. Рафаэле Марчелло, один из участников Гоночной академии команды, выиграл в этом сезоне европейскую Ф3 и уже провел тесты как на машине ФR3.5, так и на технике GP2.

Протеже Ferrari Рафаэле Марчелло © LAT
Протеже Ferrari Рафаэле МарчеллоФото: LAT

Пока неясно, где он будет выступать в следующем году, хотя босс Ferrari Стефано Доменикали имеет виды на GP2.

«GP2 – это лучшая серия, если говорить о возможности обратить на себя внимание, ведь её этапы проходят в рамках Гран При. В то же время, она слишком дорогая, - сказал итальянец. – Нам надо снизить затраты, ведь множество гонщиков платят крупные суммы, чтобы гоняться в GP2.

Формула Renault 3.5 – очень хороший чемпионат, куда менее дорогостоящий, но если вы посмотрите на карьерную лестницу после европейской Ф3, то следующими ступеньками для гонщиков являются GP3 и GP2. Потому нам надо понять, насколько эффективен этот путь к Ф1.

Необходимо гарантировать, чтобы стоимость участия в этих чемпионатах была меньше, ведь пилоты лишены возможности проводить тесты».

Надо признать, в GP2 предпринимаются меры по сокращению затрат на 10%: в этой серии, как и в ФR3.5, продлили срок использования нынешнего поколения машин еще на один год [хотя цикл применения шасси планировалось ограничить тремя годами], чтобы поспособствовать снижению затрат.

Такой шаг приветствует босс Lotus Эрик Булье, который также занимается делами компании Gravity Sport, поддерживающей молодых пилотов. Более того, француз по-прежнему имеет отношение к команде DAMS, выступающей в обеих главных "младших" сериях – до прихода в Ф1 Эрик работал её руководителем.

«В 2013-м было много пилотов, которые проводили свой третий или четвертый год в этой серии – и мне не кажется, что изначально GP2 задумывалась с такой целью, - сказал Булье. – Напротив, в Мировой серии Renault выступало множество гонщиков, для которых этот сезон оказался всего вторым в первенстве. Борьба была плотной, но при сравнении обеих серий сложно отдавать предпочтение какой-то одной.

GP2 более дорогостоящая, чем ФR3.5, но организаторы стараются снизить затраты – и это правильный путь, ведь если этого не сделать, то есть риск остаться без лучших гонщиков».

В любом случае, главное сейчас для Леймера – постараться сделать крайне важный шаг вперед в своей карьере. Швейцарец нацелен на Формулу 1, но даже контракт резервного пилота может оказаться для него трудновыполнимой задачей.

«Надеюсь, я смогу попасть в Ф1, - сказал 24-летний пилот после того, как взял титул чемпиона GP2 в Абу-Даби. – Но это будет сложно, ведь вакансий не так много. Было бы здорово получить место призового гонщика – или даже третьего, но над этим придется усердно работать».

ЧЕМПИОНЫ GP2. кому удалось ШАГНУТЬ В ФОРМУЛУ 1?
2005. НИКО РОСБЕРГ – СМОГ

Сейчас в активе немца значатся три победы в Гран При, а также отличная репутация, которую он заработал в Mercedes. В Брэкли Нико перебрался из Williams, в составе которой дебютировал в Ф1 в сезоне-2006.

2006. ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН – СМОГ

Спустя два года после победного сезона в GP2 британец выиграл титул в Ф1 в составе McLaren. На сегодняшний день Льюис 22 раза поднимался в гонках Гран При на вершину пьедестала.

Джорджио Пантано выиграл титул в GP2, но не смог вернуться в Ф1© LAT
Джорджио Пантано выиграл титул в GP2, но не смог вернуться в Ф1Фото: LAT

2007. Тимо Глок – смог

Выиграв титул с iSport в GP2, немец провел в Ф1 пять сезонов, выступая за Toyota и Virgin [Marussia]. С этого года он перебрался в DTM и уже отметился победным финишем.

2008. Джорджио Пантано – не смог

В 2004-м итальянец провел 14 Гран При за Jordan, но после триумфа в GP2 так и не смог вновь найти себе места в Ф1. Впоследствии в разные годы он выступал в Формуле Superleague и серии IndyCar, а сейчас гоняется в первенстве GT Open.

2009. Нико Хюлькенберг – смог

С первой попытки выиграв титул в GP2 с командой ART Grand Prix, немец подписал контракт с Williams. С тех пор он сменил три команды, а в 2013-м ярко выступал за Sauber.

2010. Пастор Мальдонадо – смог

В 2011-м Пастор дебютировал в Ф1 за рулем Williams не без помощи своих венесуэльских спонсоров, а годом позже выиграл Гран При Испании.

2011. Ромен Грожан – смог

После неважных результатов в короткой кампании с Renault в 2009-м француз смог направить свою карьеру в нужное русло и вернулся в Ф1 в прошлом году, подписав контракт с Lotus.

2012. Давиде Вальсекки – не смог

В этом году итальянец исполнял обязанности резервного пилота Lotus, но с прошлого сезона, когда он выиграл титул в GP2, Давиде больше не выходил на старт ни в одной гоночной серии.

ИЗ КАКИХ СЕРИЙ ПРИШЛИ НЫНЕШНИЕ ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ 1?

Ниже приведены серии, из которых все 22 гонщика Гран При, выступавшие в сезоне-2013, перебрались в Формулу 1.

Пилот                           Серия
Себастьян Феттель               ФR3.5
Марк Уэббер                     Ф3000
Фернандо Алонсо                 Ф3000
Фелипе Масса                    Евросерия Ф3000
Дженсон Баттон                  британская Ф3
Серхио Перес                    GP2
Кими Райкконен                  ФR2.0
Хейкки Ковалайнен               GP2
Ромен Грожан                    GP2
Нико Росберг                    GP2
Льюис Хэмилтон                  GP2
Нико Хюлькенберг                GP2
Эстебан Гутьеррес               GP2
Пол ди Реста                    DTM
Адриан Сутиль                   японская Ф3
Пастор Мальдонадо               GP2
Валттери Боттас                 резервный пилот Ф1
Даниэль Риккардо                ФR3.5
Жан-Эрик Вернь                  ФR3.5
Шарль Пик                       GP2
Гидо ван дер Гарде              GP2
Жюль Бьянки                     ФR3.5
Макс Чилтон                     GP2
  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle