В Монако непросто проехать даже на легковой машине. Колонка Артура Мурадяна
В чём уникальность и сложность городской трассы в Монако? Кто может потеснить Red Bull Racing и Макса Ферстаппена в предстоящий уик-энд? Рассказал в разговоре с AUTOSPORT.com.ru промоутер чемпионата России по ралли Артур Мурадян…
Насколько важнее роль гонщика на городской трассе по сравнению со стационарным автодром? Как, ваш взгляд, выглядит соотношение пилот/машина на такой трассе?
Действительно, считается, что на городских трассах от гонщикам требуется больше – тут нет гравийных ловушек, зон вылета, в которых можно развернуться. На улицах в Монако непросто проехать и на обычной легковой машине без подготовки, а на широком гоночном болиде тем более.
Но и заблуждаться не стоит. Если у пилота нет быстрой машины, то проехать быстро не получится. Единственное, наверное, исключение – дождевая гонка, где в меньшей степени важна скорость машины и в большей – мастерство гонщика.
Кого можно назвать мастерами уличных трасс в современной Формуле 1? В чём вообще залог мастерства на таких типах трасс?
Мастером городских трасс сейчас все признают Серхио Переса, и гонка в Монако – это для него шанс отыграться за слабое выступление в Майами. Карлос Сайнс в прошлом году выиграл в Сингапуре, поэтому его тоже можно назвать мастером уличных трасс.
В чём залог мастерства? Это умение подойти к грани возможного и не перейти эту черту. С другой стороны, все современные гонщики тренируются на симуляторах, поэтому даже те, кто выступает в Формуле 1 недавно, точно справятся с трассой в Монако.
Red Bull Racing проиграла две из четырёх последних гонок на городских трассах. Или даже три из пяти, если учитывать парковый Альберт-парк в Мельбурне. Тенденция?
Нет. Red Bull Racing сильна благодаря паре гонщиков, несмотря на то, что Перес уступает Ферстаппену. А сильнейшая сторона машины Red Bull Racing – продвинутая аэродинамика. Гений Эдриан Ньюи спроектировал машину, которая отлично держит на трассу в скоростных и среднескоростных поворотах, в меньшей степени – в медленных. Посмотрим, насколько RB20 будет быстра в Монако.
Предположим, в этот раз Red Bull Racing тоже не выиграет. Как считаете, кто тогда поднимется на первую ступень подиума?
Скорее всего, Ferrari будет быстра. Посмотрим, насколько Монако подойдет машине McLaren. В прошлом году дождь сильно вмешался в гонку, у Фернандо Алонсо был шанс победить. Поэтому мастеровитых чемпионов прошлых лет тоже не стоит списывать со счетов.
Ваше мнение о Монако: легендарная трасса, «жемчужина чемпионата» или устаревший трек, которому не место в современной Ф1?
Если честно, Монако – одна из моих любимых и одновременно нелюбимых трасс. Если в гонке ничего не происходит, то обгонов очень мало. Мне доводилось ездить по этим улицам, и я до сих пор не понимаю, как там помещаются современные машины Ф1. Даже на небольшом кроссовере чувствуешь себя не очень комфортно.
С другой стороны, убирать Монако из календаря нельзя. Такие трассы создают антураж. Гран При Монако – это событие для селебрити, болельщиков и спонсоров. А для пилотов это одна из трёх гонок в мире, которую почётно выиграть, как Инди-500 и Ле-Ман.
Согласны, что с введением граунд-эффекта гонки на уличных трассах стали чуть скучнее? Есть ощущение, что прижима теперь больше, машины меньше скользят, едут как по рельсам, следовательно, и ошибок меньше стало…
Машины в современной Формуле 1 всегда ехали как по рельсам. Я не припомню, чтобы в последние десять лет было много скольжений. Разве что можно припомнить ситуацию, когда Леклер взял поул и разбил машину, и на следующий день не смог стартовать в гонке.
Гонщики по-прежнему допускают ошибки, но стало меньше технических отказов.
Одна из моих любимых гонок – Гран При Монако-1996, когда выиграл Оливье Панис, ещё с комментариями Марри Уокера. Вот это была гонка! Единственное, когда трасса в Монако хороша – под дождём.