Почему в Lotus выбрали Ковалайнена?
По мнению многих, наиболее сильным кандидатом на вакантное место Кими Райкконена считался резервный пилот Lotus Давиде Вальсекки, но Эд Стро объясняет, как опыт Хейкки Ковалайнена стал решающим фактором
На прошлогоднем Гран При США Хейкки Ковалайнен поставил один из самых незавидных рекордов в Формуле 1, проведя свою 60-ю подряд нерезультативную гонку.
Финн превзошел прежнее "достижение" Пьеркарло Гинцани, но едва ли хоть сколько-нибудь радовался этому факту – в особенности если добавить, что с его будущим в тот момент все уже было практически ясно.
Сейчас, год спустя, он вышел на старт за рулем машины, которая, без всяких сомнений, способна прервать его рекордную серию и наконец-то позволить гонщику заработать очки. Таким образом, дружелюбный финн имеет возможность впервые с Гран При Сингапура-2009 финишировать в десятке сильнейших.
Шанс заменить Кими Райкконена в двух финальных гонках сезона возник как никогда своевременно. Ковалайнен регулярно напоминал о себе благодаря шести выступлениям в пятничных тренировках за Caterham (хотя в прошлом году финн говорил, что подобная роль ему "абсолютно неинтересна").
Но в итоге именно этот опыт стал решающим фактором, благодаря которому среди всех других кандидатов предпочтение было отдано именно Хейкки.
Вернувшись на стартовую решетку Гран При хотя бы на две гонки, финн, по крайней мере, сможет вновь почувствовать себя "полноценным" пилотом в то время, когда он рискует навсегда покинуть мир Формулы 1.
Нико Хюлькенберг, который регулярно выступает в 2013-м выше всяких похвал, изначально склонялся принять предложение Lotus заменить Райкконена – но затем вдруг передумал. Таким образом, главным соперником Ковалайнена за вакантное место был резервный пилот команды Давиде Вальсекки. И хотя большинство может сказать, что решение взять финна было принято командой без лишних раздумий, в действительности не стоит недооценивать всю серьезность претензий его оппонента.
Несмотря на то, что итальянец не провел в Ф1 ни одной гонки, в ситуации, когда у команды нет готового решения, кандидатура чемпион GP2 2012 года имеет весьма высокие шансы. Давиде знает машину, он весь сезон провел с командой, потому знаком с персоналом и процедурами – а значит, сможет сразу же поехать быстро.
Его километраж за рулем машины вкупе со многочисленными знаниями, полученными на бесчисленных брифингах команды, помогут пилоту освоиться в ситуации куда быстрее, чем другие претенденты. Правда, против него играет сравнительно небольшой опыт.
Помимо двух тестовых дней в этом сезоне, Давиде отработал с Lotus на прошлогодних молодежных заездах в Абу-Даби. Кроме того, в 2011-м он также участвовал в предсезонных испытаниях за рулем машины нынешней Caterham [которая тогда по иронии судьбы называлась Lotus], а в 2010 на Яс-Марине проехал 43 круга на технике HRT.
Более того, два года назад на Гран При Малайзии он даже выступил в составе Caterham в пятничной тренировке, преодолев 18 кругов. Таким образом, в общей сложности Вальсекки провел за рулем машины Ф1 уже 1500 км.
Принимая во внимание это, а также тот факт, что итальянец в нынешнем сезоне также накрутил некоторый километраж на автомобиле Формулы 1 двухлетней давности, можно заключить, что он имеет достаточный опыт пилотирования. А это, в свою очередь, гарантирует, что Вальсекки знает, что он делает – если использовать терминологию того парня, которого в итоге заменил Ковалайнен.
Нет причин думать, что Давиде не под силу претендовать на очки в гонке - он явно справится с этой задачей лучше любого из тех пилотов, у кого нет постоянной практики в Ф1.
Основная же причина, почему в команде Lotus в итоге предпочли Ковалайнена, проста. [Здесь можно на время вернуться в середину прошлого десятилетия, когда юный Вальсекки еще гонялся в Мировой серии Renault. Там то у него была неоднозначная репутация пилота, от которого никогда не знаешь, чего ждать – будь то на трассе или в паддоке. Казалось, что с годами он смог оставить эту черту характера в прошлом, но…]
Так вот, выбор Lotus обусловлен событиями во время молодежных тестов в Сильверстоуне минувшим летом. Там Давиде сначала долго не мог показать приемлемого результата, а затем дольше запланированного оставался на трассе, несколько кругов кряду словно не замечал табличку, которую показывали ему с командного мостика.
Это очень странная ошибка для столь опытного гонщика – хотя и простительная для новичка, - и в любых других обстоятельствах она осталась бы не более, чем забавным эпизодом.
Но сейчас команде очень не хочется рисковать столь необходимыми для нее очками, ведь в Кубке конструкторов продолжается отчаянная борьба за места со второго по четвертое – её результат имеет для Lotus крайне важное значение, прежде всего с точки зрения выплат от FOM в преддверии нового сезона.
К сожалению для Вальсекки, все эти мелочи играют против него, а история на тестах лишь усугубляет ситуацию. Есть вероятность, что он справился бы неплохо. Но данных, чтобы утверждать это наверняка, слишком мало. Потому в команде вынуждены искать альтернативу.
Что касается Ковалайнена, он далеко не новичок в Формуле 1. В те времена, когда финн был напарником Льюиса Хэмилтона в McLaren (2008-2009), ему приходилось непросто. И на то были причины - в сезоне-2009, например, Хейкки порой доставалась машина не в самой последней спецификации, поскольку команда очень спешила разобраться со своими проблемами. Но Ковалайнен не ищет оправданий тому, почему не смог воспользоваться тем блестящим шансом.
В команде Caterham - тогда еще Lotus Racing - репутация Хейкки вновь пошла в гору. И хотя машина не позволяла рассчитывать на финиши в первой десятке, череда нерезультативных выступлений вовсе не отражает истинный класс финского гонщика.
Ковалайнен, безусловно, смог отчасти восстановить былое реноме в паддоке, и, без сомнений, он занял бы место в одной из машин на стартовой решетке нынешнего сезона, если бы командам не требовалась финансовая подпитка в качестве необходимого условия сотрудничества.
В итоге опыт выступлений Ковалайнена в команде (тогда еще Renault) в 2007 году, его стабильность, хладнокровие, опыт обращения с нынешней техникой Ф1 (пусть даже ограниченные несколькими пятничными выездами за рулем Caterham) и 109 проведенных Гран При перевесили чашу весов в его пользу. Но Хейкки не стоит ожидать легкой прогулки, ведь ему предстоит оказаться за рулем современной машины Гран При, словно между молотом и наковальней.
Ключевым фактором для выступления Ковалайнена будет работа с резиной. Нет причин полагать, что Хейкки не сможет показывать приличные времена, когда освоится в кокпите – хоть вероятность того, что он сможет сразу ехать в темпе Ромена Грожана, и невелика.
Труднее всего финну придется в квалификации, где нужно уметь выводить шины в оптимальный рабочий диапазон как раз перед тем, как уйти на быстрый круг.
Что касается гонки, в его распоряжении будет машина, способная на высокие результаты, но, опять же, вопрос состоит в том, как Хейкки справится с шинами.
В McLaren Ковалайнен время от времени испытывал проблемы с задней резиной, а если вспомнить пресловутый недостаток опыта, они могут вновь дать о себе знать. Ему остается надеяться лишь на E21, которая до сих пор отлично работала с резиной Pirelli – это может помочь Хейкки сгладить недостатки пилотирования.
Если же даже плюсы шасси не помогут, и финн окажется в плотной борьбе за места в конце десятки, все может оказаться куда сложнее.
В конце концов, на пару очков мог бы претендовать и Давиде Вальсекки - ведь чемпионами GP2 просто так не становятся, - но от Ковалайнена в команде ждут гораздо большего. Для начала, правда, ему нужно справиться с машиной.
Lotus необходимо, чтобы финн провел два уик-энда на высоком уровне и помог Грожану в борьбе за командные очки. И его профессионализм, опыт и способности должны ему в этом помочь.
О том, как именно выступление Хейкки может сказаться на его будущем, судить трудно. Место во второй машине Lotus на следующий сезон пока свободно, и если Ковалайнен успешно выступит в США и Бразилии, нет сомнений, он войдет в перечень претендентов на место в команде, пусть с оговоркой, что шансов у него будет не так много.
Что касается места в других командах, всем по-прежнему требуются гонщики с финансовой поддержкой, а у финна ее нет. Но с учетом заявления владельца Caterham Тони Фернандеса о том, что он рассматривает кандидатуру Ковалайнена на следующий год, сильное выступление в заключительных двух гонках сезона ему уж точно не навредит.
В конце концов, Хейкки позвали подменить соотечественника именно потому, что его воспринимают как хорошего, состоявшегося гонщика, и усилить это впечатление о себе будет довольно трудно, если только в гонке он не покажет чего-то феноменального.
[И не спешите называть финиш во втором десятке американской гонки провалом. Ковалайнен показал седьмое время на круге, уступив чуть более полусекунды Грожану, хотя большую часть дистанции оставался в трафике. А мистическая проблема с падением прижимной силы точно не является следствием действий гонщика.
Более того, после финиша боссы Lotus отдельно подчеркнули, сколь быстр и стабилен пилот был на заключительном отрезке гонки. Он освоился с E21 и начал делать то, чего от него и ждали в Энстоуне.]
В любом случае, Ковалайнену просто необходимо прервать уже свою "сухую" серию в Формуле 1. И если ему удастся заработать очки до конца сезона, думается, в команде будут довольны своим решением.
С точки зрения Lotus, мысли о том, кто заслуживает места или кому нужно дать шанс, совершенно неприемлемы, их цель - заработать как можно больше очков.
Что касается Вальсекки, это еще один пример, когда итальянец оказался не в то время и не в том месте - он имел несчастье стать победителем серии GP2 в ту эпоху, когда это уже не гарантировало места в экономически-ориентированной Ф1, а сейчас - уже в третий раз за сезон - Давиде самой малости не хватило, чтобы занять освободившееся место Кими Райкконена в черно-золотом кокпите.
У него есть все необходимое, включая опыт, чтобы все сделать правильно в гонке – но в команде Lotus просто не хотят рисковать, делая ставку на новичка. И это является основной причиной того, почему в современной Формуле 1 зачастую не находится места для молодых и честолюбивых гонщиков.