«Не вспомнить всё». Старые привычки погубят Льюиса Хэмилтона в Ferrari
Старого пса новым фокусам не научишь, гласит одна известная пословица. А если хотя бы попробовать отучить его от старых трюков?
Суперзвезда Формулы 1 Льюис Хэмилтон пришёл в Ferrari с багажом, в которые вошли 104 поула, 202 подиума, 105 побед и 7 титулов. Суммарно за плечами 40-летнего британского гонщика 18 сезонов и 356 стартов. Сумасшедшая статистика. Гарантируют ли эти цифры успех? Нет! Скорее, наоборот. Как так, спросите вы? Объяснит технический аналитик Больших Призов, бывший главный конструктор Jordan Гэри Андерсон.
Хэмилтон точно знает, чего хочет, но…
Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель… Все эти гонщики добились больших успехов до перехода в Ferrari. В итальянскую конюшню они пришли с чётким представлением о том, как должна функционировать успешная команда и чего они хотят от машины. Теперь эту категорию чемпионов пополнил Льюис Хэмилтон.
В случае британского гонщика надо понимать следующую вещь. Ferrari хоть и выиграла свой последний титул в далёком в 2008 году, всё же это чётко выстроенная команда-лидер, которой для возвращения на вершину не хватает последнего кусочка пазла. В Маранелло искренне верят, что их новый гонщик станет этой самой последней недостающей частью пазла.
У британского пилота, в свою очередь, есть образец в виде команды Mercedes, доминировавшей в прошлом десятилетии. Он, конечно, будет прислушиваться к новым идеям и методам работы в Скудерии. Но по собственному опыту работы в Формуле 1 могу сказать: часто гонщики, много-много лет выступающие в чемпионате, стараются воссоздать то, что у них было раньше, особенно это касается поведения машины.
Тёмная сторона опыта
Мне всегда нравилось работать с новичками. Они легко обучаются и быстро адаптируются к новой машине и методам работы инженерного штаба. Звёздные гонщики, наоборот, тяжело перестраиваются и ждут, что команда подстроится под них. Дело не только в желании, но также в возрасте и опыте, мешающим взглянуть на определённые вещи под новым углом.
Лучший пример из моей биографии в Формуле 1 — это приход Деймона Хилла в Jordan в 1998 году. Всего двумя годами ранее англичанин выиграл чемпионат вместе с Williams, и в первые месяцы работы он постоянно сравнивал машину Jordan со своей чемпионской техникой. Безусловно, подобная обратная связь бывает очень полезной, тем не менее гонщик должен уметь ехать быстро на любой машине – это в конце концов его работа!
Меня всегда раздражало, когда приходилось перестраивать машину только ради того, чтобы пилот почувствовал себя счастливым за рулём. Понимаете, гоночный автомобиль — очень комплексная и сложная штука. Менять что-то вслепую без веских причин — это пустая трата времени, денег и ресурсов.
Опытный Хилл слишком зациклился на своих привычках. Усугубил эту проблему и новый технический регламент. Как раз в 1998-м Формула 1 перешла на болиды с укороченной колёсной базой и шины с канавками. Информация, которую пытался донести до нас Деймон, устарела и была ненужной.
Главным ориентиром в техническом плане в том сезоне для меня был Ральф Шумахер. Молодой немец проводил второй сезон c Jordan и отлично знал, как мы работаем, а мы с инженерами чётко понимали, чего он хочет от техники. С помощью его отзывов мы постепенно поняли, как нужно работать с машиной нового поколения, и добились прогресса.
Что же до Хилла, то во второй половине чемпионата он прибавил и наконец-то принялся показывать результаты, которых мы от него ждали с самого начала. Как видите, ему потребовалось немало времени. Просто чем человек опытнее и старше, тем больше у него предубеждений и привычек, которые мешают в новой обстановке.
То, что было в Mercedes, остаётся в Mercedes
Льюис Хэмилтон выступает в Формуле 1 с 2007 года, и предубеждений у него больше, чем у любого другого действующего гонщика. Плюс, есть воспоминания о доминирующих машинах Mercedes, на которых он выигрывал гонку за гонкой и титул за титулом с 2014 по 2020 годы.
Последний момент меня насторожил ещё в годы спада Mercedes. Да, после возвращения граунд-эффекта команда Тото Вольфа утратила лидирующие позиции. Но хуже другое — нестабильные результаты самого Льюиса. Он ехал быстро, только когда была конкурентоспособна машина. Если машина оказывалась нигде, то он выглядел просто ужасно.
С другой стороны, хорошо, что у него не было победной техники с 2022 по 2024 годы. Благодаря этому «переходному периоду» ему будет легче выкинуть из головы прошлое. Смени он команду на пару лет раньше, находясь на победной волне, и перезагрузиться, начать всё заново было бы сложнее. А так есть шанс, что Хэмилтон не примется искать в Ferrari то, чего нет.
Иногда Льюису, конечно, при доработке и пилотировании красной машины нужно будет полагаться на свой богатый опыт. Однако если семикратный чемпион всё-таки попробует вернуться в свои славные дни с Mercedes, то, скорее всего, его ждёт большое-пребольшое разочарование…
По материалам The-Race