«Беги, Лиам, беги!» Увольнение из Red Bull Racing — лучший вариант для Лоусона

Почему неопытному новозеландскому гонщику нечего ловить в старшей команде Red Bull и лучше поскорее вернуться в Racing Bulls? Объясняет авторитетный технический эксперт Формулы 1 Марк Хьюз...
Чуда, увы, не случилось. Лиам Лоусон пополнил список напарников Макса Ферстаппена, которые оказались в световых годах от четырехкратного чемпиона мира Формулы 1. Причём неопытный новозеландец оказался ещё дальше своих предшественников: в квалификации в Мельбурне стал 18-м, а в Шанхае показал последнее, 20-е время. Тенденция очевидна: никто, кроме Макса, не в состоянии справиться с машиной Red Bull Racing.
Как же эта история напоминает Benetton образца середины 90-х. Да, много было споров об использовании запрещённых электронных систем и подозрений о том, что у Михаэля Шумахера и его товарищей по команде разная техника. Но дело было не только в этом. Джей-Джей Лехто, Йос Ферстаппен и Джонни Херберт не совладали с нервным болидом. Удавалось это только Михаэлю в силу специфичности своего стиля езды.
Заметьте, насколько схожи высказывания Шумахера и Ферстаппена-младшего по поводу своих требований к машине.
Шумахер: «Некоторые считают, что мне нравится избыточная поворачиваемость, но это не так. Я могу пилотировать такую машину, но это не значит, что мне нравятся такие настройки.
Когда машина настроена нейтрально, на входе в поворот и на выходе из него вы можете ехать на пределе, потому что все колеса имеют одинаковый уровень сцепления с трассой – я всегда старался этого добиться. Мне нужна идеальная машина, у которой нет ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости, чтобы можно было постоянно ехать на пределе».
Ферстаппен: «Мне не очень нравится недостаточная поворачиваемость. Она убивает все ощущения от машины. Я предпочитаю, чтобы передние колеса поворачивали быстро и эффективно, а задняя ось балансировала на грани».
На словах вроде бы звучит просто, да? Но лучше всего, пожалуй, о стиле езды Макса в последние годы рассказал его соперник и напарник по симрейсингу Атце Керкхоф на своём Youtube-канале.
«Когда в начале 2022 года машина Red Bull Racing была ленивой, для неё была характерна недостаточная поворачиваемость, и управлять ею было легко. Недостаточная поворачиваемость – крайне скучная особенность поведения машины. Что бы ты ни делал с педалью тормоза, в определённый момент машина перестаёт поворачивать. Острой машиной управлять интереснее, потому что поворачиваемости больше. Проблема лишь в том, что она то и дело норовит уйти в разворот.
Макс отлично находит ключ к такой машине, даже если никто больше не в состоянии с ней справиться. У всех она начинает скользить, а ему удаётся пилотировать идеально плавно. Он умеет придавать машине дополнительное вращение вокруг её оси и останавливать там, где это не нужно.
Балансируя на этой грани, можно выжать из машины больше — около пяти десятых секунды. Это подход кардинально отличается от классического стиля пилотирования, когда пилот резко тормозит, в нужный момент поворачивает и плавно отпускает педаль тормоза на разгоне. Но чтобы такой стиль пилотирования работал, надо действовать с хирургической точностью».
На уровне интуиции контролировать вращение машины вокруг оси и совершать минимум действий рулём и педалью тормоза, когда вот-вот уйдешь в скольжение — очень ценное качество, которое можно выработать лишь с годами. И было больно наблюдать в Шанхае, как Лоусон на каждом круге отчаянно пытается обуздать машину, входит в поворот на нормальной скорости и тут же уходит в занос. Он вообще не может понять и почувствовать эту машину! Не будь RB21 такой острой в управлении, ему, конечно, пришлось бы намного легче.
Естественно, что в последние пару лет «Красные быки» при разработке автомобиля учитывали специфичный стиль езды своего беспрекословного лидера. То же самое было и с Benetton при Михаэле Шумахере, только надо вспомнить, чем закончилась та история. Когда Шумми ушёл в Ferrari, новички команды Жан Алези и Герхард Бергер с огромным трудом удерживали неуправляемый болид на трассе и на предсезонных тестах даже несколько раз угодили в аварию.
Некоторые говорят: Лоусону нужно дать больше гонок на адаптацию. Смысл в этом, конечно, есть. В то же время чем быстрее он вернётся за руль нормальной техники, тем скорее обретет былую уверенность в себе, которая, безусловно, значительно пошатнулась после двух тяжелейших гонок на RB21…
По материалам: motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/mark-hughes-how-destroyed-lawson-could-benefit-from-being-dropped-by-red-bull