Инди 500 - изменения в правилах 2016
В преддверии сотой в истории гонки 500 миль Индианаполиса правила претерпели некоторые изменения.
Ряд изменений в правилах произошёл уже в прошлом году. Тогда эти изменения направлены были на повышение безопасности, чтобы избежать неприятных аварий с полётами, которыми был отмечен месяц май в 2015 году. Год назад изменения коснулись аэродинамики и мощности мотора в квалификации. Сам формат квалификации в 2015 году тоже подвергся изменениям.
В 2015 году в предквалификационной тренировке и квалификации было запрещено использовать меньший уровень прижимной силы, а затем возвращаться к более высокому перед гонкой. Согласно новым правилам, введённым в прошлом году уже по ходу скоростных недель в Индианаполисе, команды должны были выступать в гонке с тем уровнем прижимной силы, который был установлен в квалификации.
Кроме этого, год назад было запрещено повышать мощность мотора перед квалификацией. До этого прибавка мощности в квалификации и предквалификационной тренировке составляла примерно 40-50 лошадиных сил. Эти изменения были сделаны после череды неприятных аварий.
Оба изменения привели к желанному результату. Средняя скорость четырёх кругов обладателя поул-позиции Скотта Диксона тогда составила 364,935 км/ч, в то время как средняя скорость Эда Карпентера в квалификационной тренировке была 371,866 км/ч.
В этом году большая мощность в пятничной тренировке и квалификации возвращается, при этом аэродинамика подверглась изменениям и на машинах появятся новые элементы, установленные для повышения уровня безопасности. Формат квалификации вновь изменился.
Аэродинамика
Одно из изменений в данной области уже широко известно. Это так называемые ограничительный блоки, установленные на титановой доске скольжения. Данные элементы направлены на предотвращение взлёта автомобиля в случае разворота.
Установка ограничительных блоков на днище вынуждает устанавливать на машинах больший дорожный просвет, поднимая её примерно на 1 сантиметр выше, из-за чего машина теряет большую часть прижимной силы, которую создаёт днище.
Чтобы компенсировать часть потерянной прижимной силы, командам разрешили установить на машины более низкие стенки диффузора. Это позволяет компенсировать примерно от 27 до 36 кг потерянной прижимной силы,
При этом использование направляющих вертикальных закрылков диффузора, которые также могли помочь компенсировать потерянную прижимную силу, запрещено.
Кроме этого, на машинах установлены специальные тормозные закрылки, которые открываются в случае разворота. Они находятся в районе нижних плоскостей заднего антикрыла. Эти элементы также способствуют предотвращению взлёта машины при развороте.
На автомобилях с аэродинамическим пакетом Honda должен быть установлен центральный вертикальный закрылок. А командам Chevrolet использовать такой элемент запрещено.
Давление в турбине
С понедельника по четверг команды работают с гоночным уровнем турбонаддува, который составляет 130 кПа. Во время пятничной тренировки и квалификации гонщикам будут доступные дополнительные примерно 40-50 лошадиных сил за счёт увеличения давления в турбине до 140 кПа. После квалификации, в двух заключительных тренировках и в гонке давление в турбине вновь составит 130 кПа.
Моторы
Правило серии IndyCar относительно обязательной дистанции для каждого мотора перед его заменой по-прежнему действует во время недель Инди 500, но распространяется только на тренировки и квалификацию.
На прошлой неделе, перед Гран При Индианаполиса, большая часть команд установила на свои машины новые моторы. И в случае Honda и в случае Chevrolet это были моторы с последними обновлениями и доработками.
При этом правила разрешают командам установить новый мотор на гонку 500 миль Индианаполиса (мотор должен быть обкатан в течение часа во время финальной тренировки в пятницу). Скорее всего это будут моторы уже третьего поколения с точки зрения доработок в этом году.
В Honda наконец-то все команды получили моторы новой спецификации, и уже с понедельника все коллективы работают на моторах новой спецификации, в том числе и с обновлённым программным обеспечением.
Шины
Каждому пилоту в течение недель Инди 500 доступно 36 комплектов резины.
Квалификация
Формат квалификации в этом году вновь претерпел изменения. В этом году порядок на стартовом поле среди 33-х пилотов снова будет определяться в течение двух дней.
Расписание квалификационных сессий по московскому времени:
Суббота 21 мая:
15:00-15:30 – тренировка 1 группы
15:30-16:00 – тренировка 2 группы
16:00-17:00 – общая тренировка
18:00-00:50 – Квалификация (девятка лучших проходит в финальный сегмент)
Воскресенье 22 мая:
19:00-19:30 – тренировка для пилотов, занявших в субботу позиции с 22-й по 33-ю
19:45-20:15 – тренировка для пилотов, занявших в субботу позиции с 10-й по 21-ю
20:30-21:00 – тренировка первой девятки
21:45-22:45 – квалификация, борьба за позиции с 10-й по 33-ю
00:00-00:45 – квалификация первой девятки
Одно из нововведений этого года – это «квалификации последнего шанса». Если гонщик по каким-то причинам не смог квалифицировать свою машину в субботу, например из-за технической неполадки, он сможет сделать это в воскресенье во время специальной сессии, время проведения которой определит руководство серии.
Субботняя квалификация фактически разделит пелетон на две части. Одни попадут в первую девятку и в воскресенье будут сражаться за поул-позицию и места на трёх первых рядах стартового поля. Другие во второй квалификационный день разыграют между собой остальные позиции на старте.
В субботу все пилоты могут совершать несколько попыток, которые, по традиции, будут включать в себя четыре круга подряд, и именно средняя скорость четырёх кругов будет определять позицию.
Воскресный день начнётся с чистого листа с точки зрения времён на круге. Результаты субботы будут иметь значения только для определения порядка выезда машин на трассу.
В первой части воскресений квалификации будут разыграны позиции с 10-й по 33-ю. У каждого гонщика будет только одна попытка, учитываться будет среднее время четырёх кругов. Первым на трассу выйдет гонщик, показавший в субботу 10-е время, последним тот, кто в субботу стал 33-м.
В этой же части квалификации примут участие пилоты, которые квалифицировались в воскресенье по правилу «квалификация последнего шанса», если такие гонщики будут.
А первая девятка по итогам субботы в воскресенье разыграет поул-позицию и места на первых трёх рядах стартового поля. Первым на трассу отправиться пилот, в субботу показавший девятое время, а гонщик, ставший быстрейшим в первый квалификационный день, будет квалифицироваться последним.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru