Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

В преддверии Айовы 300

6 июля 2016 в 18:12
Фото: LAT Photographic

Сезон 2016 года серии IndyCar недавно перевалил за экватор, и в июле у серии вновь достаточно плотное расписание. В этом месяце, как и в июне, пройдут три гонки. Первая из них состоится уже в эти выходные, на коротком овале Iowa Speedway. Эта гонка станет 11-м этапом 2016 года, если считать стартовавший, но пока ещё не завершившийся этап в Техасе.

Это четвёртая из пяти овальных гонок в этом году, но, опять же, в связи с переносом второй части гонки в Техасе на август предпоследней овальной гонкой сезона, как должно было быть изначально, она не является.

Из всех овалов, которые есть в календаре этого года, Iowa Speedway по своим характеристикам ближе всего к вернувшемуся в расписание чемпионата мильному овалу в Финиксе, но и от него трасса в Айове заметно отличается, не говоря уже об Индианаполисе, Техасе и Поконо. В 2014 году дистанция гонки в Айове была увеличена с 250 до 300 кругов.

В этом году гонка не будет ночной, как в предыдущие годы, и пройдёт не в субботу, а в воскресенье вечером, но при этом финиширует ещё до заката.

Трасса

Протяжённость: 7/8 мили (0.875 мили или 1 400 м)
Угол наклона
в поворотах: 12-14° (прогрессивный бэнкинг)
на триовале:
на обратной прямой:
Дистанция: 300 кругов/262,5 мили/420 км
Рекорд круга: 300,640 км/ч (2014 год, Элио Кастроневес)
Старт: с хода в два ряда
Давление в турбине: 140 кПа

Iowa Speedway — самый короткий овал в календаре IndyCar, но при этом средние скорости на трассе протяжённостью менее мили доходят до 300 км/ч. Для сравнения, на мильном, но «плоском» овале в Милуоки в предыдущие годы средние скорости составляли около 270 км/ч.

Высокая средняя скорость в Айове достигается за счёт большого угла наклона в поворотах: 12-14 градусов (против 9 в Милуоки), и 8 на триовале. Также тут в поворотах есть прогрессивный бэнкинг, то есть угол наклона растёт от апрона (нижнего края трассы) до верхнего края, у стены. Это позволяет увидеть много сражений бок о бок и предоставляет пилотом больше возможностей использовать верхнюю линию трассы.

Трасса довольно молодая. Она была открыта в сентябре 2006 года. IndyCar сюда приезжает с 2007-го и гонки этой серии тут являются центральным событием года.

Кроме гонок IndyCar здесь также проходят соревнования второго и третьего дивизионов NASCAR и региональные гонки сток-каров. С осени 2013 года трек приобрёл NASCAR. До этого автодром уже менял владельца.

Соавтором проекта трассы был Расти Уоллас, чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года. Фактически он скопировал конфигурацию своей любимой трассы в Ричмонде, открытой в 1946 году, где Расти 6 раз побеждал в гонках высшей лиги NASCAR. При этом Iowa Speedway на 200 метров длиннее Ричмонда и шире. И раз уж зашла речь о трассе в Ричмонде, то стоит отметить, что там такая конфигурация появилась лишь в сентябре 1988 года, а до этого «старший брат» Айовы был полумильным овалом.

Конфигурация трассы такова, что пилот почти всё время поворачивает, кроме короткого времени на обратной прямой. При этом машины часто идут бок о бок. Это серьёзная нагрузка на пилота как с физической, так и с психологической точки зрения. На протяжении большей части трассы, 11 секунд на круге, пилоты испытывают перегрузку в 4,5 G, что в целом составит около 55 минут в гонке.

Отдельная сложность заключается в изменении настроек. Менять настройки стабилизаторов, высоты задней части машины и картографии двигателя часто приходится прямо в процессе поворота, порой пилоту приходится ждать по 2-3 круга, прежде чем выпадает шанс поменять настройки. Кстати, круг здесь в среднем проходится за 17-18 секунд, и за минуту гонщики успевают проехать 3 круга!

Неровностей и кочек на трассе много, больше всего в том месте, где проходит тоннель, между первым и вторым поворотами. Если сравнивать траектории, то самой кочковатой является нижняя, поэтому гонщики здесь обычно предпочитают быть примерно на корпус выше жёлтой линии.

Стратегия — топливо и шины

Топливного бака и комплекта резины под зелёным флагом в Айове хватает примерно на 70-75 кругов. Вероятность появления жёлтых флагов здесь всегда очень высока.

При том, что в среднем отрезок на этой трассе можно проехать довольно длинный, почти четверть гонки на «одном баке», во время появления пейс-кара нужно подумать, есть ли смысл останавливаться.

Сами периоды жёлтых флагов тут составляют около 10 кругов. При этом важно помнить, что пытаться слишком долго пересидеть соперников на этой трассе не всегда выгодно. Разница в скорости между новой и изношенной резиной здесь составляет около 2 секунд - это при том, что круг проходится примерно за 17-18 секунд.

Шины в Айове специальные, как и на других овалах. Здесь есть только одна конфигурация комплекта резины, при этом все колёса разные по своему составу. Справа тут обычно такие же шины, как в Техасе, а слева специальная спецификация шин Firestone для Айовы. Каждому пилоту будет доступно 9 комплектов резины на уик-энд.

Так как за минуту в Айове пилоты успевают пройти три круга, во время пит-стопа под зелёным флагом гонщик теряет сразу 2 круга по отношению к лидерам. Если в этот момент появится жёлтый флаг — гонка будет испорчена.

Настройки

В Айове используется пакет аэродинамики под короткие овалы, но со своими особенностями. Здесь используются такие же крылья, как на городских и дорожных трассах и на овале в Финиксе. Но есть ограничения по настройкам.

Например, в 2012 году тут было запрещено использовать «закрылок Герни» на заднем крыле, а максимальный угол атаки заднего крыла был ограничен 37 градусами. В 2013 году «закрылок Герни» разрешили использовать в Айове, что добавило машинам около 7% прижимной силы.

Начиная с прошлого года уровень прижимной силы в Айове вырос ещё сильнее за счёт новых аэродинамических обвесов. Правда, средняя скорость год назад упала на несколько миль в час.

Оказываясь за другой машиной в повороте, в разряженном потоке воздуха машина теряет тут около 50% прижимной силы, о чём рассказывал Дарио Франкитти.

В отличие от двух предыдущих сезонов, в этом году гонка в Айове пройдёт при естественном освещении. Старт намечен на 17:40 по местному времени. Гонка на этой трассе длится около двух часов, а значит, финиш будет до заката. Это означает, в этом сезоне гонка пройдёт при более тёплых температурах.

Начиная с 2011 года почти все гонки серии IndyCar в Айове были ночными. Исключение составила гонка 2013 года, проходившая днём в воскресенье.

На прошлой неделе команды провели тесты на трассе в Айове, но, как показал опыт недавнего этапа на Роуд Америке, хорошие настройки, найденные на тестах накануне, не гарантируют высокой скорости во время гоночного уик-энда на этой же трассе.

Расклад сил

Традиционно в Айове сильнее всех были пилоты Andretti Autosport. Из девяти гонок, которые прошли на этой трассе, начиная с 2007 года, семь выиграли пилоты, выступавшие за команду Майкла Андретти.

Другие две гонки выиграли пилоты команды Чипа Ганасси. Именно гонщики Ganassi в большинстве прошедших тут гонок традиционно являлись главными соперниками Andretti в борьбе за победу.

Год назад Andretti не помешали даже недостатки аэродинамического обвеса Honda. В этом году на мильном овале в Финиксе гонщики Honda серьёзно уступали пилотам Chevrolet и в частности ощутимо уступали в скорости на прямых. Но в Айове прямых почти нет, а Honda с тех пор в этом году добилась определённого прогресса.

Тони Канаан выиграл на этой трассе в составе команды Andretti в 2010-м и тогда прервал свою двухлетнюю серию без побед. В 2014 году, уже выступая за Ganassi, он финишировал третьим. Год назад большую часть гонки Тони был среди лидеров, пока не сошёл из-за технических проблем. Скорее всего, он будет среди фаворитов.

Высока вероятность того, что гонщики Penske здесь будут очень сильны, хотя предыдущие гонки на этой трассе для подопечных «капитана Роджера» не складывались.

В 2012-м году в Айове был настоящий звёздный час у Симона Пажно. Тогда ещё мало знакомый с овалами француз, стартовавший 25-м, в какой-то момент вышел на третье место и в итоге финишировал пятым, что произвело на всех большое впечатление.

В 2013 году он финишировал здесь шестым, а вот после этого у Пажно в Айове успехов не было. Оба раза он был за пределами десятки. Может быть, в этом году к французу, уверенно возглавляющему чемпионат, вернётся удача на коротком овале в «кукурузном штате».

Михаил Алёшин два года назад был быстр в Айове, но тогда гонка на этой трассе, к огромному сожалению, закончилась для пилота SMP Racing аварией с Такумой Сато и небольшой травмой руки. На прошлой неделе он принял участие в тестах на Iowa Speedway.

Победители гонок на трассе Iowa Speedway:
2007 — Дарио Франкитти — Andretti Green Racing
2008 — Дэн Уэлдон — Chip Ganassi Racing
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing
2010 — Тони Канаан — Andretti Autosport
2011 — Марко Андретти — Andretti Autosport
2012 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport
2013 — Джеймс Хинчклифф — Andretti Autosport
2014 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport
2015 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport

История

Строительство деревянного овала в городе Де-Мойн
Строительство деревянного овала в городе Де-Мойн

Гонки IndyCar в штате Айова впервые прошли в 1915 году. В том году в штате состоялись сразу три гонки. Первая, 300-мильная, прошла в Сиукс-Сити, на грунтовом овале, победу в ней одержал Эдди Рикенбакер, лётчик-ас и будущий владелец трассы Indianapolis Motor Speedway (с 1927 по 1945 год).

Вторая прошла на грунтовом овале в Берлинтоне, в которой победу одержал Боб Бёрман на Peugeot. Её протяжённость составила 100 миль. Третьей стала 300-мильная гонка на деревянном овале в городе Де-Мойн, которую выиграл Ральф Малфорд на Duesenberg.

В 1916 году на деревянном овале в Де-Мойн прошли две гонки – короткая 50-мильная и 150-мильная. Первую выиграл Эдди Рикенбакер на Maxwell, вторую Ральф де Пальма, он пилотировал Mercedes. 50-мильная была внезачётной. Вскоре после этого трек был закрыт и демонтирован. Деревянные овалы были дешёвыми, но очень недолговечными.

Интересные факты
  • Соавтором проекта трассы в Айове стал чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года Расти Уоллас. Конфигурация почти полностью скопирована с трассы в Ричмонде, где Расти побеждал шесть раз. При этом трасса в Айове шире и на 200 метров длиннее. В Ричмонде гонки IndyCar проводились с 2001 по 2009 год.
  • За минуту в Айове пилоты успевают пройти три круга.
  • Айова – самая короткая трасса в современном календаре серии IndyCar
  • В 2012-го и 2013-й в Айове проходили квалификационные гонки по классическому формату соревнований на коротких овалах. Форматы квалификационных гонок немного отличались в 2012 и 2013 годах. В 2012-м дистанция трёх квалификационных гонок составляла 30 кругов, а в 2013-м — 50. В 2013-м квалификационным гонкам также предшествовала традиционная квалификация, где пилот проходил один быстрый круг.
Расписание уик-энда

Суббота 09 июля:
18:00 – 19:15 – первая сессия свободных заездов
20:00 – квалификация
02:15 – 02:45- вторая сессия свободных заездов (в ночь на воскресенье)

Воскресенье 10 июля:
00:40 – старт гонки (в ночь на понедельник)

*указано московское время

На территории России гонку покажет телеканал «Матч! Арена», начало прямой трансялции в 00:25 по московскому времени.

Положение в турнирной таблице
Поз.ПилотОчки
1. Симон Пажно375
2. Элио Кастроневеc301
3. Уилл Пауэр294
4. Скотт Диксон285
5. Джозеф Ньюгарден283
6. Тони Канаан280
7. Карлос Муньос262
8. Грэм Рейхол261
9. Хуан-Пабло Монтойя259
10. Александр Росси257
11. Райан Хантер-Рей256
12. Чарли Кимбол255
13. Джеймс Хинчклифф242
14. Себастьян Бурдэ222
15. Конор Дэли186
16. Такума Сато186
17. Марко Андретти184
18. Михаил Алёшин169
19. Макс Чилтон149
20. Джек Хоксуорт129
21. Спенсер Пигот97
22. Габби Чавес92
23. Джей-Ар Хильдебранд84
24. Ориоль Сервия72
25. Таундсенд Белл55
26. Лука Филиппи45
27. Мэтт Брэбэм37
28. Алекс Тальяни35
29. Пиппа Манн33
30. Эд Карпентер33
31. Сейдж Кэрам22
32. Брайан Клаусон21
33. Стефан Уилсон14
34. Бадди Лазье12

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

Комментарии для сайта Cackle