В преддверии Уоткинс-Глена
До окончания сезона 2017 года серии IndyCar осталось всего две гонки. Два заключительных этапа пройдут на дорожных трассах. Ближайшая из них состоится в эти выходные на легендарном автодроме Уоткинс-Глен, расположенном в штате Нью-Йорк.
Математические шансы на титул есть ещё у девяти пилотов. Во много благодаря двойным очкам, которые будут начислены в Сономе. Но главные соперники в борьбе за титул – это Ньюгарден, Диксон, Кастроневес и Пажно. Пауэру после схода в Мэдисоне будет сложно вернуться в борьбу за чемионство. Впрочем, окончательно списывать его со счетов пока что тоже не стоит.
Трасса
Протяжённость: 5,424 км
Число поворотов: 11
Покрытие: асфальт
Дистанция: 60 кругов, 325,409 км
Квалификационный рекорд: 1:22.5259 (Скотт Диксон, Chip Ganassi Racing, 2016)
Давление в турбине: 150 кПа 150 кПа (160 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 200 секунд действия кнопки, максимум 20 секунд подряд за одно нажатие)
Трассу Уоткинс-Глен часто называют североамериканской меккой гонок на дорожных трассах. И действительно, у этого автодрома богатейшая история и большой послужной список с точки зрения чемпионатов, которые она принимала и принимает.
Двадцать раз, с 1961 по 1980 год, тут проходил Гран При США Формулы 1. Кроме этого, в разные годы здесь проходили этапы IndyCar, Чемпионата Мира Спорткаров, Формулы 5000, IROC, серий Trans-Am, Can-Am и Grand-Am.
Сейчас здесь проходит одна из двух гонок на дорожных трассах серии NASCAR Sprint Cup, а также этап Объединённого чемпионата спорткаров IMSA. И это только самые важные события, которые в разные годы видели болельщики на трибунах легендарной трассы в штате Нью-Йорк.
Трасса в Уоткинс-Глене скоростная. Она изобилует быстрыми поворотами. Здесь есть несколько вариантов конфигурации, которая менялась с момента открытия автодрома. IndyCar использует полную версию трассы с так называемой секцией «ботинок». На трассе Уоткинс-Глен большие перепады высот.
В прошлом году серия IndyCar вернулась на трассу Уоткинс-Глен впервые с 2010 года. Покрытие автодрома год назад полностью поменяли, положив новый асфальт с высоким уровнем сцепления. И таким образом с траектории исчезли бетонные вставки. Трасса стала очень ровной и быстрой.
Все повороты, кроме девятого, пилоты проходят не ниже, чем на третьей передаче. При этом легендарные «эски», второй и третий повороты, проходятся на пятой, а шикана «автобусная остановка» – на четвёртой на скорости 250 км/ч.
Обгонять стало непросто, но в прошлом году гонка здесь выдалась крайне интересной. Лучшие места для обгонов это шикана «автобусная остановка» и восьмой поворот.
Учитывая высокие скорости в поворотах и хороший держак, а также отсутствие усилителя руля на машинах IndyCar, гонка на этой трассе изнуряющая с точки зрения физических нагрузок.
Стратегия, настройки и шины
В прошлом году гонка в Уоткинс-Глене получилась очень интересной и с шинной, и с топливной точек зрения. Один отрезок здесь составляет около 16-18 кругов.
Расход шин очень высокий, поэтому Firestone привозит сюда очень жёсткие составы резины. Тут много быстрых поворотов, где идёт сильная энергетическая нагрузка на резину.
В прошлом году гонка в Уоткинс-Глене появилась в календаре практически в последний момент, в качестве замены сорвавшемуся этапу в Бостоне, так что специальные шины для этой трассы сделать попросту не успели.
В качестве «мягкой» резины с красными ободками был выбрал жёсткий состав для трассы Роуд Америка, а шины с «чёрными» ободками представляли тут некое подобие «супер-харда». И даже несмотря на это, всё равно была деградация резины.
Всего гонщикам будет доступно семь комплектов жёстких шин и четыре комплекта мягкой резины. Первый комплект шин с красными ободками нужно сдать после пятницы. Для новичков и пилотов, распологающихся ниже десятой позиции в турнирной таблице, будет доступен дополнительный комплект жёстких шин.
В гонке каждый пилот должен проехать как минимум два круга на новом комплекте мягких шин и как минимум два круга на комплекте жесткой резины. При этом один из кругов должен быть пройден под зелёным флагом без заезда на пит-лейн. Исключение составляет ситуация, при которой шина повреждена из-за контакта, в этом случае использование комплекта засчитывается.
С точки зрения топлива при отрезке в 16-17 кругов и дистанции гонки в 60 кругов здесь сложно выбрать идеальную стратегию. Год назад третий жёлтый флаг привёл к рестарту за 19 кругов до конца и у некоторых пилотов кончилось топливо ещё до финишной линии.
Если говорить об аэродинамике, то здесь используется почти максимальный уровень прижимной силы. Но при этом делается некоторый компромисс под прямые. Подвеску тут можно настраивать достаточно жёстко и низко, так как покрытие новое и кочек нет. Это также позволит получить больше прижимной силы от днища.
Расклад сил
Нет сомнений в том, что в Уоткинс-Глене будут сильны пилоты Penske. В этом году они всегда демонстрировали высокую скорость на дорожных трассах. Внутрикомандное соперничество вновь обещает быть жарким.
У гонщиков Chevrolet есть преимущество на трассах, где преобладают скоростные повороты, так как при том же лобовом сопротивлении аэродинамический обвес Chevrolet генерирует на 136 кг больше прижимной силы, чем аэродинамика Honda.
Скотт Диксон побеждал на этой трассе четыре раза, в том числе и в прошлом году, после того, как трасса впервые с 2010 года вернулась в календарь IndyCar. В этом году повторить успех Диксону будет сложнее из-за того, что теперь он выступает на технике Honda. Правда, несмотря на это, он был вторым в Барбере и выиграл на Роуд Америке. Сюрпризы возможны он Грэма Рейхола и пилотов Andretti.
Погода
В пятницу дождя не будет. В субботу есть вероятность дождя днём. А вот в воскресенье дождь скорее всего будет идти весь день, что обещает сделать гонку непредсказуемой.
История
Впервые гонки в Уоткинс-Глене прошли в 1948 году, на трассе протяжённостью 10,6 км, проложенной по дорогам общественного пользования. Их инициатором был Камерон Аргетсингер, у которого рядом был расположен летний дом.
Часть трассы пересекала город, и зрители во время соревнований находились прямо на тротуарах. В 1952 году автомобиль Фреда Вэккера вылетел с трассы, в результате чего погиб семилетний Фрэнк Фазари и ещё несколько зрителей получили травмы.
Трасса была изменена, стала проходить к юго-западу от города, но по-прежнему по общественным дорогам. Первая стационарная версия трассы Уоткинс-Глен была построена в 1956 году, а современную конфигурацию автодром приобрёл в 1971-м.
С 1961 по 1980 год тут проходил Гран При США Формулы 1, но трасса обанкротилась. Спасена она была в 1983-м, когда её купили компании Corning Enterprises и International Speedway Corporation, принадлежащая семье Франсов, владеющих NASCAR.
Впервые в календаре IndyCar эта трасса появилась в 1979 году, в год первого раскола чемпионата. Инаугурационную гонку выиграл Бобби Анзер, ранее уже отмечавшийся успехами на дорожных автодромах.
При том, что именно в период CART в начале 80-х в календаре IndyCar появились дорожные трассы Лагуна Сека, Роуд Америка, Мид-Огайо и Портленд, остававшиеся в календаре несколько десятилетий, в 1979 году «Глен» был единственной дорожной трассой в расписании.
IndyCar продолжил приезжать на трассу в штате Нью-Йорк в последующие два года, в 80-м гонку вновь выиграл Бобби Анзер, а в 81-м – Рик Мирс. После банкротства и покупки трассы семьёй Франсов IndyCar не приезжал сюда несколько десятилетий. В это время автодром занял прочное место в календаре серии NASCAR Sprint Cup.
IndyCar вернулся в Уоткинс-Глен в 2005 году, в период второго раскола чемпионата. Это был тот самый сезон, когда в календаре до этого года полностью «овальной» серии IRL появились городские и дорожные трассы. После объединения серии в 2008 году трасса осталась в календаре. Первые три гонки здесь выиграл Скотт Диксон. Затем, в 2008 и 2009 годах, свои дебютные победы одержали Райан Хантер-Рей и Джастин Уилсон.
В 2010 году гонку выиграл Уилл Пауэр. Несмотря на то, что гонщики любили эту дорожную трассу в штате Нью-Йорк, в последние годы на гонку приходило мало зрителей, и после 2010 года она потеряла место в календаре IndyCar.
В прошлом году Уоткинс-Глен вернулся в календарь серии IndyCar.
Первые серьёзные слухи о возможном возвращении «Глена» в календарь появились в 2012 году, но тогда им не суждено было сбыться.
Разговоры продолжались и потом, и в прошлом году, когда отменился городской этап в Бостоне, руководство IndyCar в спешном порядке стало искать замену, и трасса Уоткинс-Глен сразу оказалась в числе фаворитов.
Победители гонок в Уоткинс-Глене
1979 – Бобби Анзер – Penske Racing – Penske/Cosworth
1980 – Бобби Анзер – Penske Racing – Penske/Cosworth
1981 – Рик Мирс – Penske Racing – Penske/Cosworth
2005 – Скотт Диксон – Ganassi Racing - Panoz G-Force/Toyota
2006 – Скотт Диксон – Ganassi Racing - Panoz G-Force/Toyota
2007 – Скотт Диксон – Ganassi Racing – Dallara/Honda
2008 – Райан Хантер-Рей – Rahal Letterman Racing – Dallara/Honda
2009 – Джастин Уилсон – Dale Coyne Racing – Dallara/Honda
2010 – Уилл Пауэр – Penske Racing – Dallara/Honda
2016 – Скотт Диксон – Ganassi Racing – Dallara/Chevrolet
Круг по трассе
Расписание
Пятница, 01 сентября
17:15 - 18:00 – первая сессия свободных заездов
22:05 - 22:50 – вторая сессия свободных заездов
Суббота, 02 сентября
17:30 - 18:15 – третья сессия свободных заездов
22:00 – квалификация
Воскресенье, 03 сентября
16:00 – 16:30 – разогрев
20:40 – Гонка (60 кругов/325,409 км)
На территории России в прямом эфире гонку покажет телеканал «АВТО24». Начало трансляции в 20:00.
*Указано московское время
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Джозеф Ньюгарден | 547 |
2. | Скотт Диксон | 516 |
3. | Элио Кастроневеc | 505 |
4. | Симон Пажно | 504 |
5. | Уилл Пауэр | 464 |
6. | Грэм Рейхол | 436 |
7. | Александр Росси | 422 |
8. | Такума Сато | 410 |
9. | Тони Канаан | 365 |
10. | Джеймс Хинчклифф | 351 |
11. | Райан Хантер-Рей | 337 |
12. | Макс Чилтон | 336 |
13. | Марко Андретти | 322 |
14. | Эд Джонс | 315 |
15. | Джей Эр Хильдебранд | 300 |
16. | Карлос Муньос | 278 |
17. | Чарли Кимбол | 263 |
18. | Конор Дэли | 245 |
19. | Михаил Алёшин | 237 |
20. | Эд Карпентер | 169 |
21. | Спенсер Пигот | 165 |
22. | Себастьян Бурдэ | 157 |
23. | Габби Чавес | 98 |
24. | Хуан-Пабло Монтойя | 93 |
25. | Эстебан Гутьеррес | 91 |
26. | Себастьян Сааведра | 80 |
27. | Ориоль Сервия | 61 |
28. | Фернандо Алонсо | 47 |
29. | Пиппа Манн | 32 |
30. | Джей Ховард | 24 |
31. | Зак Вич | 23 |
32. | Сэйдж Кэрам | 23 |
33. | Джеймс Дэвисон | 21 |
34. | Джек Харви | 17 |
35. | Тристан Вотье | 15 |
36. | Бадди Лазье | 14 |
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru