IndyCar: В преддверии Гран При Детройта
На этой неделе IndyCar отправляется на остов Белл, где пройдут шестая и седьмая гонки сезона. Трасса на острове Белл — городская, но поскольку находится она на острове, в городском парке, то больше похожа на Монреаль и Альберт-Парк. При этом трасса «Белл-Айл» куда более кочковатая, и зон безопасности, как и на обычных городских трассах, тут почти нет.
В этом году Гран При Детройта является единственным двойным этапом чемпионата, в один уик-энд здесь пройдут сразу две гонки. В прошлом году таких уик-эндов было три – в Детройте, Хьюстоне и Торонто, но городская гонка в Хьюстоне потеряла место в календаре, а в Торонто в этом сезоне пройдёт только одна гонка.
Трасса
Протяжённость: 2.360 мили (3.800 км)
Число поворотов: 14
Покрытие: асфальт и бетон
Дистанция: 70 кругов, 164.220 мили (264.279 км) – обе гонки
Давление в турбине: 150 кПа (160 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 10 нажатий по 15 секунд каждое, без задержки)
Протяжённость трассы насчитывает 3 километра и 800 метров. Автодром включает в себя 14 поворотов. Покрытие смешанное — асфальт и бетон. Много неровностей, вставок и заплаток на дорожном полотне. Причём типы асфальта и бетона тоже разные и порой они меняются несколько раз по ходу одного поворота.
Траектории на таких трассах выбираются пилотами с учётом кочек. Трасса достаточно узкая, но при этом здесь традиционно много борьбы и острых моментов. Можно сказать, что это типичный американский городской автодром.
Интересен тот факт, что трасса находится практически на границе Канады и США. На одном берегу от острова город Детройт, а на другом - канадский город Виндзор.
Стратегия, шины и настройки
Количество пит-стопов на этой трассе сильно зависит от пейс-каров. В среднем пилоты останавливаются 2 или 3 раза. При двух пит-стопах первый раз в районе 25-го круга, второй – в районе 45-го. Как и на других городских и дорожных трассах, в Детройте гонщики обязаны использовать по ходу гонки два типа резины — более жёсткий и более мягкий (который быстрее примерно на полторы секунды с круга).
Причём по правилам на каждом типе резины нужно пройти как минимум два круга под зелёным флагом. Пилоты предпочитают начинать гонку на мягких шинах, а последующие два или три отрезка проводить на жёсткой резине. Несмотря на двойной этап, количество мягких комплектов тут такое же, как и всегда. На этап каждому пилоту будет доступно восемь комплектов более жёстких шин и три комплекта мягкой резины. Один дополнительный комплект жесткой резины доступен для новичков и тех, кто располагается за пределами первой десятки в чемпионате. Кроме того, ещё один комплект жёсткой резины выдают всем, кто прошёл хотя бы пять кругов в первой тренировке.
На таком типе трасс используется аэродинамический пакет для городских и дорожных автодромов с высоким уровнем прижимной силы.
Расклад сил
В этом году на городских и дорожных трассах преимущество у пилотов, выступающих на Chevrolet. Скорее всего, оно сохранится. Основными фаворитами будут гонщики Penske и Ganassi. В прошлом году обе гонки выиграли подопечные «седого Роджера» - Уилл Пауэр и Элио Кастроневес.
Кстати, у Элио тут наибольшее число побед. Он добивался успеха на острове Белл трижды – больше, чем любой другой пилот. Две первые победы здесь были им одержаны ещё в 2000 и 2001 годах ещё во времена серии ChampCar, и тоже в составе команды Penske.
Среди представителей Honda может выстрелить Грэм Рейхол. Он был очень силён в последних дорожных гонках в Барбере и на Гран При Индианаполиса.
Сюрприз могут преподнести и пилоты CFH. Джозеф Ньюгарден неоднократно в этом году попадал в финал в квалификации наряду с гонщиками Penske и Ganassi на дорожных и городских трассах, а его напарник Лука Филиппи год назад показывал хорошую скорость на таком типе автодромов.
Лидер чемпионата Монтойя в прошлом году обе гонки закончил вне первой десятки - на 12-м и 13-м местах. В 99-м и 2000-м он также не добивался успеха на острове Белл – тогда оба раза он сошёл с дистанции.
Как и обычно на городской трассе, на исход гонки могут повлиять жёлтые флаги и пейс-кар.
История
Впервые в новой истории IndyCar приехал в Детройт в 1989 году. До этого в Детройте проходит этап Формулы 1 с 1982 по 1988 год, тогда трасса была проложена по улицам города. Гран-При 1989 года, которое должно было проходить уже на Белл-Айле, отменилось, так как сумма нового контракта не устроила власти города.
Однако сам Гран При сохранился, но уже в качестве этапа серии IndyCar. Впрочем, стоит сказать, что гонки ChampCar в Детройте впервые прошли ещё аж в 1905 году на грунтовом овале. А потом проводились с 1928 по 1932 годы, с 1949 по 1953, а также в 1957 году на грунтовом овале на ярмарочной площади города. В 1989 году переезд гонки на остров Белл так и не состоялся, и три года участники IndyCar выступали практически на той же трассе, где проходил Гран При США-Восток.
Переезд на остров произошёл в 1992 году, где гонка проходила до 2001 года. В 2007 году, ещё в период раскола серии, Гран При Детройта вернулся, на этот раз в календарь серии IRL (после раскола серии IndyCar — с 1996 года по 2001 Гран-При проходил в рамках чемпионата CART). Уже на следующий год, после объединения IRL и ChampCar, этап остался в календаре объединённой серии. Но затем, во многом из-за мирового финансового кризиса и финансовых проблем у гигантов американской автомобильной промышленности, гонка потеряла своё место в календаре.
Возвращение произошло в 2012 году при поддержке Chevrolet. А начиная с 2013 года на острове Белл проходит так называемый «даббл-хеддер», то есть в один уик-энд проходят сразу две полноценные гонки.
Победители гонок на острове Белл
2014 — гонка 2: Элио Кастроневес
2014 — гонка 1: Уилл Пауэр
2013 — гонка 2: Симон Пажно
2013 — гонка 1: Майк Конвей
2012 — Скотт Диксон
2008 — Джастин Уилсон
2007 — Тони Канаан
2001 — Элио Кастроневес
2000 — Элио Кастроневес
1999 — Дарио Франкитти
1998 — Алекс Дзанарди
1997 — Грег Мур
1996 — Майкл Андретти
1995 — Робби Гордон
1994 — Пол Трейси
1993 — Дэнни Салливан
1992 — Бобби Рейхол
Положение в личном зачете после шести этапов
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Хуан-Пабло Монтойя | 272 |
2. | Уилл Пауэр | 247 |
3. | Скотт Диксон | 211 |
4. | Элио Кастроневес | 206 |
5. | Грэм Рейхол | 204 |
6. | Джозеф Ньюгарден | 173 |
7. | Себастьян Бурдэ | 161 |
8. | Чарли Кимбол | 160 |
9. | Марко Андретти | 151 |
10. | Тони Канаан | 147 |
11. | Симон Пажно | 142 |
12. | Райан Хантер-Рей | 130 |
13. | Джеймс Хинчклифф | 129 |
14. | Карлос Муньос | 122 |
15. | Такума Сато | 106 |
16. | Джеймс Джейкс | 99 |
17. | Габби Чавес | 99 |
18. | Лука Филиппи | 85 |
19. | Джек Хоксуорт | 76 |
20. | Стефано Колетти | 75 |
21. | Симона де Сильвестро | 66 |
22. | Джей-Ар Хильдебранд | 57 |
23. | Себастьян Сааведра | 47 |
24. | Сэйдж Кэрам | 45 |
25. | Francesco Dracone | 38 |
26. | Ryan Briscoe | 36 |
27. | Таунсенд Белл | 32 |
28. | Карлос Уэртас | 31 |
29. | Алекс Тальяни | 27 |
30. | Джастин Уилсон | 25 |
31. | Конор Дэли | 23 |
32. | Пиппа Манн | 16 |
33. | Ориоль Сервия | 10 |
33. | Тристан Вотье | 10 |
33. | Джеймс Дэвисон | 10 |
33. | Родольфо Гонсалес | 10 |
33. | Брайан Клаусон | 10 |
33. | Эд Карпентер | 10 |
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru