Баха "Россия - Северный Лес": История о том, как российские экипажи остались без медалей
Российский этап Кубка мира FIA по ралли-рейдам завершился совсем не так, как прогнозировали знатоки этой гоночной дисциплины. На высшую ступень подиума мировой серии взошел поляк Арон Домзала. В зачёте этапа чемпионата России первенствовал финн Юни Ампуя. А где же россияне?
Им в этот раз катастрофически не везло. Каждая из российских команд, претендовавших на самые высокие места, столкнулась с различного рода проблемами. Рассказ о них представляет собой настоящий роман из нескольких глав – так много трудностей собрали наши земляки…
Suprotec Racing – что такое "не везёт" и как с этим бороться
Больше всего неприятностей свалилось на головы экипажей именно этой команды – из пяти машин до финиша гонки добрались только две, но уже после финиша один из экипажей был исключён из зачёта Кубка мира – с первой позиции!
Началось же всё ещё до старта. Ещё перед началом бахи «Россия - Северный Лес» лидеры команды Борис Гадасин и Андрей Рудской понимали, что из международного зачёта их скорее всего исключат. Дело в том, что в соответствии с изменившимися в межсезонье техническими требованиями в 2017 году автомобили зачёта Т1 в обязательном порядке должны оснащаться накладками на каркас безопасности и новыми системами пожаротушения.
Как утверждают в команде, они всё это заказали для трёх своих экипажей, которые были заявлены на «Северном Лесе» в зачёте Кубка мира, однако груз с заказом, который должен был прибыть из Финляндии в Россию, задержала таможня по причине того, что газ, используемый в системе пожаротушения, является опасным...
Коллектив в срочном порядке нашёл накладки для одного автомобиля – их установили на машину братьев Новиковых, для которых участие в стартовом этапе Кубка мира было критически важным. А Гадасин и Рудской автоматически не попадали в зачёт мировой серии. Но это было только начало…
Перед самым стартом без машины остался Роман Брискиндов. На его автомобиле замёрз сапун двигателя, сальник коленвала выдавило и масло попало на сцепление. Реанимировать G-Force в отведённое до начала бахи время было невозможно, и экипаж оформил технический сход.
Пролог оставшиеся четыре экипажа Suprotec Racing провели в отличном темпе. Рудской и Гадасин захватили лидерство в зачёте чемпионата России, Новиков стал вторым в Кубке мира, а выступавший на «Ниве» Александр Потапов вышел на второе место в зачёте «Рейд-Спорт» (ЧР).
Но на следующий день...
Уже на пятом километре спецучастка автомобиль Рудского перевернулся. Машина встала на колёса, но лишилась правой двери. Экипаж продолжил движение по трассе, но делать это при температуре -13 градусов было не очень-то комфортно.
Братья Новиковы вылетели с трассы в лес за 18 километров до финиша дня, скосили несколько деревьев и повисли на бруствере. Выбрались и закончили прохождение этапа, по итогам дня закрепившись на третьей позиции в зачёте этапа Кубка мира.
G-Force лидера команды Бориса Гадасин осталась без масла – треснул один из фитингов подачи масла в двигатель. Он дотянул до финиша СУ, но в заключительный день соревнований на трассе не появился, оформив сход.
И, наконец, уже через десять километров после старта дня засбоил двигатель «Нивы» экипажа Потапов / Кузьмич. Александр и Алексей трижды останавливались и перезагружали компьютер, после чего мотор заглох и отказался заводиться…
На старте последнего дня некогда многочисленный коллектив Suprotec Racing представляли только два экипажа – братьев Новиковых и дуэт Рудской / Загороднюк. Но если последние уже не претендовали на награды, то их товарищи по команде занимали третье место в зачёте этапа Кубка мира!
Потом пошли очень длинные и шустрые прямые, узкие – в один грейдер. И там, чтобы идти быстро, необходима была хорошая настройка машины.
«Мы ехали и получали удовольствие, потом увидели на дороге большой острый камень, присыпанный снегом, а дальше стоит Toyota Домзалы и экипаж меняет колесо. Дальше мы ехали уже вторыми, – рассказал после финиша Андрей Новиков. – А ещё километров через десять на быстром ходу в правом повороте увидели Васильева на крыше.
Попытались их поставить на колёса, но перевернуть не получилось. Хотя бы смогли подвинуть их на крыше и освободить территорию дороги».
Так братья Новиковы вышли на первое место и по предварительным результатам одержали победу на первом этапе Кубка мира по ралли-рейдам. Но на итоговой технической инспекции делегат FIA обнаружил превышение хода подвески – люфт по правой стороне автомобиля появился после наезда на камень.
Аргументы представителей команды о том, что ход подвески измерялся перед стартом и соответствовал требованиям правил, а также предложение измерить ход подвески по левой стороне машины не возымели действия – техкомиссары были непреклонны и исключили Андрея Новикова из результатов этапа мирового Кубка.
Российские же техкомиссары провели замеры ходов подвески и с другой стороны автомобиля, получив результаты, которые соответствовали требованиям правил. Это позволило Новиковым сохранить своё серебро в абсолютном зачёте этапа чемпионата страны. Андрей Рудской занял в итоге шестое место в общем зачёте этапа российского чемпионата.
Владимир Васильев – полшага до победы
Россиянину в очередной раз не покорился «Северный Лес». Свою первую и единственную победу здесь Владимир Васильев одержал ещё в 2013 году – тогда гонка не входила в календарь Кубка мира. А после её включения в мировую серию экипаж Васильев / Жильцов никак не может взойти на высшую ступень подиума.
Пролог петербуржец закончил с шестым временем. На следующий день он вышел в лидеры гонки – не помешал даже разворот и остановка в сугробе, которые привели к проблемам со сцеплением. Настоящие же проблемы начались в середине заключительного этапа…
«За 50 километров до финиша в дорожной книге организаторов была обозначена позиция "яма 3", и у нас там сломалась рулевая рейка, – рассказал штурман экипажа Константин Жильцов. – Хотя удара-то никакого особого не было, просто так почему-то получилось.
Ну, мы поехали, какая-то вибрация на руле была, и буквально через 500 метров колесо вывернулось наружу, нас затянуло на бруствер – мы мягко легли на крышу».
На этом о борьбе за призовые места экипажу пришлось забыть – слишком много времени ушло на то, чтобы поставить BMW X3 обратно на колёса.
«Все в равных условиях…»
Эту фразу частенько говорят участники ралли-рейдов. И действительно сложнейшая трасса бахи «Россия - Северный Лес» этого года оказалась немилосердна не только к россиянам.
Марчин Лукашевский не смог завести свой автомобиль перед стартом второго этапа. Ещё более обидный сход оформил прошлогодний победитель Тапио Лауронен – он завершил предпоследний день лидером, но из-за проблем с коробкой передач не смог выйти на старт в финальный день гонки.
Вылетели с трассы катарец Абдулла Адель Хуссейн, латыш Алдис Вилцанс и француз Жан-Поль Ван Боэмен – единственный выступавший на багги гонщик.
Итоги
Поляки Арон Домзала и Симон Господарчик заняли первое место в зачёте этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Чех Мирослав Заплетал и словак Марек Сикора финишировали вторыми. Россияне Виктор Хорошавцев и Антон Николаев взяли «бронзу». Россиянин Алексей Титов стал лучшим в зачёте Т2.
Победу на этапе чемпионата России одержал финн Юни Ампуя. Всё тот же Алексей Титов завоевал «золото» в зачёте Т2 российского чемпионата.
«Здорово сюда приезжать, – признался Ампуя. – У меня есть опыт выступлений здесь, так что я знал, чего ожидать от гонки. Уик-энд для нас получился отличным. Я ехал быстро, но не особо рискуя. Посмотрел на автомобили соперников в кювете и постарался быть осторожнее, чтобы добраться до финиша».
В зачёте «Рейд-Спорт» победным дублем отметились экипажи команды ГАЗ Рейд Спорт – победу одержал Михаил Коструков, второе место заняла единственная в канале пилотесса Татьяна Елисеева.
«Это моя самая любимая гонка во всем чемпионате России! И вообще я зиму люблю, – призналась Татьяна. – Удовольствие получаешь, да и сама гонка очень красивая. Здесь очень много всяких мелочей, которые делают гонку теплой и душевной».
Вот такой получилась баха «Россия - Северный Лес» 2017 года. Остаётся надеяться, что в будущем году фортуна будет более благосклонна к тем, для кого эта гонка является домашней…
Алексей Сергеев специально для АВТОСПОРТ.com.ru