Памяти гонщиков-ветеранов Великой Отечественной войны

9 мая в 11:34
Фото: drive2.com

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне корреспондент AUTOSPORT.com.ru пообщался с председателем Комитета ветеранов автоспорта РАФ Татьяной Ивановной Соколовой. Она поделилась воспоминаниями о советских гонщиках, воевавших на фронте, об автоспорте в СССР и дала наставление молодому поколению гонщиков...

«В нашем ветеранском сообществе было очень много бывших фронтовиков. В самом начале их было 48 – настоящие фронтовики, которые воевали. Сейчас остался только один Семен Филиппович Маршак. Он командовал противотанковой батареей, брал Кенигсберг.

Алексей Прокофьевич Амбросенков – совершенно удивительный человек. Он во время войны был командиром бронепоезда. Очень хороший был дядька, очень человечный. Ещё был бывший танкист Карл Владимирович Сочнов (прим. – мастер спорта СССР по автомобильному спорту, чемпион Москвы по ралли 1964 года) – он участвовал в различных марафонах, как, например, «Лондон-Мехико». Иван Иванович Астафьев (прим. – мастер спорта международного класса) – тоже настоящий фронтовик.

Была в нашем содружестве, между прочим, и Валерия Давыдовна Борц, одна из оставшихся в живых «молодогвардейцев» (прим. – в 1960-м получила звание мастера спорта СССР по автомобильному спорту).

Я уже 24 года председатель нашего ветеранского комитета. До того я была секретарем. Было тогда совместное мотоциклетное и автомобильное ветеранское сообщество. А потом нас разделили – я считаю, что это не надо было делать, потому что большинство автомобильных гонщиков пришли из мотоциклетного спорта».

Когда в июне 1941-го началась Великая Отечественная война, Татьяне Ивановне было 12 лет. Её отец ушёл на фронт военным летчиком.

«Судьба побросала меня: сначала была эвакуация в татарской деревне под Уфой, но из-за того, что там не было русской школы, мы уехали в Астрахань. А потом началась Сталинградская битва и волей судьбы в Астрахани оказалась жена Степана Акимовича Красовского (прим. – маршал авиации, герой СССР), командующего второй воздушной армией. За ней прилетел самолет, и нас из Астрахани перекинули – к отцу под бочок в село Инжавино Тамбовской области. А потом папа попал в катастрофу, у него стало очень скверно с ногами. Его перевели в Свердловск в качестве заместителя командующего ВС округа.

Я училась в женской железнодорожной школе, у нас была тимуровская команда. Два раза в неделю мы ходили в госпиталь 3864 – у нас была подшефная палата. Палата была самая трудная: там лежали «самовары» – люди без рук и ног. Мы их кормили, писали им письма – старались окружить человеческим теплом».

Свою деятельность в автоспорте Татьяна Ивановна начала в 1953 году с автопробега. Много лет она судила всесоюзные и международные соревнования по автомобильному и мотоциклетному спорту, получила звание судьи всесоюзной категории.

«Ну это были, так сказать, покатушки, – рассказывает Татьяна Ивановна про своё участие в автопробегах – Это были не соревнования, а просто пробеги. А во время остановок на этих пробегах какие-то маленькие соревнования проводились. Меня привлекали к судейству. Доводилось судить гонки вместе с Ольгой Эразмовной Чкаловой (прим. – жена Героя Советского Союза В. П. Чкалова) – она всегда выступала в качестве почетного судьи.

Я очень любила Чкаловский кросс. Мне нравился Кубок дружбы соцстран – международная кольцевая гонка в Минске. Конечно, наша международная гонка «Русская зима» – очень хорошее ралли. Чкаловский кросс (прим. – один из крупнейших в СССР, назад возрожден около десяти лет назад) всегда был очень-очень многочисленным. По 200 спортсменов участвовало в этих соревнованиях – как-то народ сам шел».

С 1996 года и по настоящее время Татьяна Ивановна возглавляет Совет ветеранов Российской автомобильной федерации (РАФ). Совет проводит встречи, организовывает экскурсии, поездки на гонки и соревнования для ветеранов.

«Я никогда не собиралась на Гран При России. При желании можно было бы поехать. Но один из наших ветеранов, Юрий Всеволодович Теренецкий, был на первой гонке Формулы 1 в России.

Всем любителям автоспорта я желаю, во-первых, чтобы они были здоровы и всегда между их транспортным средством и всеми встречными предметами было хотя бы 10 сантиметров. А ещё желаю победного настроя».

Татьяна Ивановна Соколова © AUTOSPORT.com.ru
Татьяна Ивановна СоколоваФото: AUTOSPORT.com.ru

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle