Джеймс Дин: Буду рад, если Россия станет для меня вторым домом
Для перечисления всех титулов Джеймса Дина может потребоваться отдельная статья — так велик список достижений ирландского дрифтера. И в 2021 году молодой пилот принимает новый вызов. К трём подряд титулам в престижной американской Formula Drift, триумфам в Drift Allstars European Series, Drift Masters European Championship и многочисленным европейским и ближневосточным успехам «Машина» может добавить статус чемпиона RDS GP.
Джеймс Дин не стал ограничиваться гостевыми выступлениями на отдельных этапах и сразу замахнулся на целый сезон в Российской Дрифт Серии. Став одним из пилотов команды Aimol Racing, которая в этом году может похвастать самым звёздным составом, пожалуй, за всю историю RDS GP, ирландец в первую очередь хочет проверить себя и получить новый опыт. А заодно и порадовать своих многочисленных поклонников по всему миру. В преддверии своего дебюта в российском первенстве титулованный дрифтер на встрече в картинг-клубе Forza Karting в Москве рассказал AUTOSPORT.com.ru о том, как он оказался в RDS GP, чего ждёт от новой для себя серии и о том, зачем ему «копейка».
Вопрос банальный, но без него никак — с чего началось ваше увлечение дрифтом и какой была первая «боевая» машина?
Джеймс Дин: Вся моя семья связана с автоспортом. Мой отец занимался постройкой раллийных машин и сам выступал в ралли в молодости, а что касается дрифта, то в 2002 году, когда мне было 10 лет, мой брат выиграл соревнования по дрифту в Ирландии, и с тех пор я увлёкся этим спортом. Моим первым автомобилем для дрифта был Ford Sierra — ужасно выглядящая машина со слабым 120-сильным мотором, все доработки которой свелись к гидравлическому ручнику, блокировке дифференциала и гоночному сиденью с ремнями безопасности. Но было весело, и я получил нужный опыт.
Я достаточно быстро, в 2006 году после двух гонок, продал этот автомобиль, потому что надо было делать следующий шаг и строить более серьёзную машину для дрифта, которой стал Nissan Silvia. Потом я пытался разыскать свой Ford Sierra, чтобы выкупить его обратно, но, к сожалению, новый владелец разбил автомобиль так, что восстановить его уже было невозможно. И я хочу сказать большое спасибо своей семье, которая поверила в меня и поддерживала меня с самого начала выступлений в дрифте и продолжает поддерживать до сих пор. Возможно, если бы я не стал дрифтером, то попробовал бы себя в ралли — это у нас семейное. Но ещё мне нравится ралли-кросс. Да и по телевизору я смотрю одни гонки — футбол мне не кажется интересным, зато Формула 1 в этом году, надеюсь, подарит острую борьбу за титул.
Почему в итоге выбор пал на Nissan Silvia?
Джеймс Дин: Мне очень нравится JDM-культура, особенно модели Nissan и Toyota, которые окружает особая слава в дрифте по всему миру. Для себя я выбрал Silvia, потому что мне близок её стиль — с разными поколениями этого Nissan у меня связаны самые тёплые воспоминания, поэтому, став дрифтером, я завёл себе так много этих автомобилей. Сейчас у меня несколько Nissan Silvia — для дрифта в США, Европе и России построены разные машины, так что в будущем я точно не планирую делать ещё одну Silvia. Да, это удачная платформа для дрифт-кара, но хочется попробовать что-то новое.
Если говорить об идеальной платформе для дрифт-кара, не считая Nissan Silvia, то, думаю, для меня это BMW 3-Series (E92) Eurofighter, которую построили в HGK Motorsport для Drift Masters. Мне очень нравится эта машина, но она рассчитана на широкие покрышки, которые в RDS GP запрещены, поэтому для российской серии я построил новый автомобиль под более узкие шины.
Если говорить о машине мечты Джеймса Дина для повседневной езды, то это…
Джеймс Дин: Сложный вопрос. У меня нет идеального автомобиля, который воплощал бы мою мечту. С детства мне нравится Porsche 930 и сейчас такой есть у Беки (Беки Эванс — подруга Джеймса, YouTube-блогер и ведущая проекта Red Bull Drift Queen — её гараж мечты: Porsche 911 GT3 RS, Ferrari Testarossa и BMW M3). Мне нравится BMW M3, Ford Escort Mark II, который является одной из раллийных легенд и напоминает мне об отце, готовившем такие машины для ралли. Если говорить о выборе между Subaru Impreza WRX STI и Mitusbishi Lancer Evolution, то я предпочитаю Subaru — мне нравится, что в ней можно перебрасывать больше тяги на задние колёса, что упрощает езду в заносе. Но вот Беки больше нравится Lancer Evolution.
Автомобиля мечты у тебя нет, но зато есть прозвище «Машина» — как оно появилось?
Джеймс Дин: По-моему, меня так прозвали в 2015 году — за это надо сказать спасибо комментатору ирландского чемпионата и Drift Masters European Championship Дэвиду Игану, который назвал меня «Машиной» за результаты. Тогда я выступал очень стабильно, побеждал и поэтому он меня сравнил с машиной, ну а когда я начал выступать в США в Formula Drift, то там это прозвище приклеилось ко мне окончательно. Я не против, пусть зовут меня «Машиной» — это не самый плохой вариант, ведь могли прозвать гораздо хуже!
В 2021 году ты впервые выйдешь на старт RDS GP. Как появилась идея провести сезон в России?
Джеймс Дин: Я мог бы дебютировать в RDS GP ещё в 2020 году, шли переговоры, но ситуация с COVID-19 создала массу проблем, поэтому мы решили — ОК, давайте сделаем что-нибудь более масштабное. Во второй половине прошлого года мы начали общаться с Aimol Racing насчёт моего участия в полном сезоне RDS GP-2021. Как только были достигнуты договорённости, и я стал частью команды, всё завертелось, и вот я уже в Москве.
Коронавирус, конечно, серьёзно повлиял на мою жизнь, она буквально встала на паузу — ничего не происходило, я никуда не ездил, было всего где-то 15 полётов и это после 75 перелётов в 2019 году, так что для меня год был непростым. Сложно было даже заниматься постройкой машин — границы были закрыты из-за коронавируса, а потом ситуацию усугубил ещё и выход Великобритании из Евросоюза. Заказать нужные детали было сложно, сложно было их получить, так что свою машину для RDS GP я строил в очень сжатые сроки. За девять недель Nissan Silvia была готова, но эти недели прошли для моей команды в Ирландии в сумасшедшем ритме.
Но мы нашли в этом и положительные стороны — получили важный опыт и научились работать в практически экстремальных условиях. Ах да, пандемия ещё позволила нам заняться творчеством и начать снимать проект для YouTube, на который в обычной жизни времени никак не хватало. Но я предпочту, чтобы подобное не повторялось!
Какой была реакция, когда ты объявил о выступлениях в RDS GP?
Джеймс Дин: Мы достаточно долго держали в тайне от всех информацию, что я буду участвовать в RDS GP и проведу в российском дрифте целый сезон, но когда о контракте с Aimol Racing объявили официально, то это было подобно разорвавшейся бомбе. В социальных сетях на меня сразу же подписалось огромное количество фанатов из России, я не ожидал такой реакции. А сейчас я впервые приехал в Россию и нахожусь под огромным впечатлением. Мне невероятно приятно ощущать ту поддержку, которую оказывают российские поклонники дрифта.
До этого сезона приходилось ли тебе выступать вместе с российскими дрифтерами?
Джеймс Дин: Мне никогда не доводилось встречаться на трассе с российскими дрифтерами, хотя я лично знаком с Гочей, и я с нетерпением жду этого — для меня заезд с пилотами из России станет новым вызовом в карьере. Но я, будучи огромным фанатом дрифта, с большим удовольствием и интересом слежу за тем, что происходит в дрифт-сериях по всему миру, так что последние три года я наблюдал и за пилотами в России. Меня очень впечатляет их агрессивный стиль езды с большим углом заноса и заезды с русскими пилотами откроют для меня новую главу в дрифте. У меня пока нет в RDS GP соперника, с которым бы я хотел больше всего оказаться на трассе — в российском дрифте для меня сейчас всё в новинку и мне только предстоит познакомиться с гонщиками. Но, возможно, уже после первого этапа RDS GP я смогу сказать, с кем мне захочется проехать в одном заезде.
Я участвовал в дрифт-сериях практически по всему миру и в каждом чемпионате у каждого пилота я учился чему-то новому, набираясь опыта и совершенствуя своё мастерство. Как я уже говорил, у российских дрифтеров мне нравится их агрессивность и езда с большим углом, так что, уверен, я смогу многому научиться в RDS GP. А может быть, как знать, и я привнесу что-то новое в российский дрифт.
Какие цели сам себе ставишь на этот год в RDS GP?
Джеймс Дин: Мне сложно говорить о целях на сезон-2021, потому что всё, абсолютно всё — страна, трассы, соперники, машина, команда — для меня будет новым. Я постоянно буду учиться и постараюсь побороться за подиум. Обещаю, что стану выкладываться по полной и делать всё, что в моих силах. Не знаю, как всё получится в итоге, но мне бы очень хотелось достойно выступить в RDS GP, и я буду рад, если в будущем Россия для меня вообще станет вторым домом. Меня порадовал тёплый приём в Москве, очень понравилась трасса Moscow Raceway и это лишь первые впечатления о России — ближайший месяц я проведу в России и намерен узнать больше об этой стране. Путешествовать, пробовать русскую еду и вообще наслаждаться пребыванием здесь.
Сейчас я сосредоточен на предстоящем сезоне, но очень надеюсь, что у меня получится в следующем году вновь приехать в Россию и выступить в RDS GP. Ни о чём большем пока я не думаю — хочу получить удовольствие и новый опыт от российского дрифта, а потому посмотрим, как всё сложится. Я даже готов дать свою Silvia Цареградцеву на тест-драйв. Если Аркадий сможет дотянуться до педалей, то нет проблем!
В Москве сейчас стоит отнюдь не летняя погода, поэтому велика вероятность, что этап на Moscow Raceway будет дождевым — как ты чувствуешь себя на влажной трассе?
Джеймс Дин: Погода в Ирландии очень похожа на ту, что сейчас стоит в Москве. Лично я предпочитаю ездить посуху, потому что так лучше для всех — пилоты могут ехать на большей скорости, дымить покрышками, журналисты получают хорошую картинку, а зрители — яркое шоу. Но у меня, конечно, есть и опыт дрифта и на мокрой трассе, и на подсыхающей. Если выбирать между ними, то я предпочту полностью дождевой этап — когда покрытие начинает сохнуть, то это повышает риск ошибки. Так что ехать либо посуху, либо под дождём.
Может быть, у чемпиона есть какие-то особые рецепты как бороться с волнением перед стартом?
Джеймс Дин: Если честно, никаких особых ритуалов нет. Даже несмотря на то, что я выступаю в дрифте уже давно, каждый раз перед стартом я нервничаю. Меня переполняет адреналин и иногда даже трясутся руки, но всё проходит, когда я начинаю заезд. Нервы есть всегда — в квалификации и в парных заездах — но это разный стресс, потому что квалификация и парные заезды отличаются. Да и там, когда ты едешь первым и преследуешь соперника, то это тоже разные нервы. Но, думаю, максимально нервные для меня — это всё-таки квалификация и заезды в топ-32, где на кону стоит возможность продолжать борьбу дальше.
Как проходит подготовка к новым для тебя российским трассам?
Джеймс Дин: До того, как я стал заниматься дрифтом, я использовал видеоигру Gran Turismo, чтобы научиться ездить и контролировать машину. Это мне помогло быстрее освоиться за рулём настоящего автомобиля, потому что я уже понимал, на каких вещах мне нужно сосредоточиться, чтобы выиграть. Я никогда не воспринимал свою карьеру как лёгкий путь — даже сейчас после всех достижений я продолжаю учиться, на все 110% концентрируюсь и выкладываюсь в каждом заезде.
Так что я не отказываюсь от игр и сейчас — для подготовки пригодится всё. Я использую видеоигры, чтобы примерно представить себе, что меня ждёт в этом году. Ясно, что никакой симулятор не даст такого же понимания трассы, как реальный заезд, но я хотя бы смотрю конфигурацию, изучаю клиппинг-пойнты, экспериментирую со скоростью — на этапе всё будет совсем не так, как в игре, но я уже буду хоть чуть-чуть подготовленным. Так что для меня в год дебюта в RDS GP полезен даже такой опыт. Если с машиной технических проблем не возникнет, то мне будет проще, ну а если с автомобилем что-то пойдёт не так, то адаптация к новым трассам для меня осложнится.
Усердная работа в итоге помогла добиться успеха, найти спонсоров и это было очень важно, ведь мою семью нельзя назвать богатой и состоятельной, так что поддержка партнёров была важна, и я получил её благодаря своей преданности своему делу. Но важно помнить, что, даже получив спонсоров, ты не должен расслабляться — нужно постоянно доказывать, что твой успех не был случайностью и разовым, что ты можешь постоянно держать планку на той высоте, которую ты сам задал. Когда партнёры видят, что ты готов посвятить своему делу всю свою жизнь, они понимают, что в тебя можно инвестировать как в долгосрочный проект.
Если говорить о трассах, на которых ты уже выступал, какие из них для тебя самые интересные?
Джеймс Дин: Пока у меня две любимых трассы. Первая — это Лонг-Бич в США. Уличная трасса, на которой я одержал свою первую победу в Formula Drift — абсолютно фантастическое место. Вторая — трасса в Европе, «Бикерниеки» в Риге, очень скоростная и интересная для пилотажа. О российских трассах я пока могут судить только по видеороликам, но надеюсь, что по окончании сезона-2021 какая-то из трасс RDS GP войдёт в число моих любимых. Но уже готов сказать, что я с нетерпением жду визита в Сочи. Мне кажется, Сочи и Сочи Автодром — это идеальное место, чтобы завершать сезон.
В России кроме летнего дрифта, в котором ты уже преуспел, есть и зимний — нет желания попробовать себя в этой дисциплине?
Джеймс Дин: В Ирландии, мягко говоря, не очень много снега и льда, поэтому мы с Беки с интересом и доброй завистью следили за Winter Drift Battle в России. Нас очень впечатлил зимний дрифт, так что мы купили ВАЗ-2101 и хотим подготовить его, чтобы принять участие этой зимой в Winter Drift Battle — очень надеюсь, что у нас всё получится. Я думаю, Беки сможет поучаствовать в зимнем дрифте в России — она говорит, что специально купила «Ладу», чтобы я подготовил ей эту машину, а потом мы на ней выступили в России. Если всё будет хорошо — я буду выступать в Winter Drift Battle, а если ВАЗ-2101 сломается, то ничего страшного — машина просто вернётся к себе на родину.
Как насчёт того, чтобы сделать «Ладу» своим следующим дрифт-каром?
Джеймс Дин: Мне хотелось бы попробовать что-то новое, подготовить для дрифта какую-то другую модель, кроме Nissan Silvia, но пока никаких конкретных идей озвучить не могу, я не думал об этом. Могу сказать только одно — это будет тот автомобиль, которого у меня ещё не было. Возможно, я действительно что-нибудь придумаю с «Ладой», как знать. Может быть верну в свою Mazda RX-7 роторный двигатель вместо SR20, который стоит там сейчас, не знаю, сложно сказать. Время идёт — вкусы и предпочтения меняются, но, возможно, если бы у меня были неограниченные ресурсы… не знаю, может быть я бы сделал дрифтовый Porsche 911 на базе модели с двигателем воздушного охлаждения. Это легендарный спорткар и мне кажется, что версия для дрифта была бы очень необычной и раскрыла 911-й с новой стороны.
После всех титулов и побед легко ли найти мотивацию для дальнейших выступлений и принять новый вызов?
Джеймс Дин: Я по-настоящему люблю то, что я делаю — я был фанатом дрифта с детства и сейчас счастлив заниматься этим. Ничто не даёт мне такого прилива адреналина и энергии, как дрифт. Я люблю путешествовать по миру, открывать новые места, знакомиться с новыми людьми и всё это благодаря дрифту. Прошлый год показал, как важно для меня всё это — если в 2019 году я принял участие примерно в 20 соревнованиях, то в 2020-м из-за пандемии — всего в двух. И я понял, как мне не хватает в жизни дрифта, я соскучился по нему. Мне нравится то, что я делаю и это придаёт мне энергии двигаться вперёд — я не собираюсь завершать свою карьеру, потому что лучшей мотивацией выступать дальше для меня является дрифт. Именно потому, что мне до сих пор хочется нового опыта, новых открытий и новых знакомств, я и приехал в RDS GP.
Максим Вершинин специально для AUTOSPORT.com.ru