Николас Бертанс: Очень хочу проехать с ddKaba — скорее выздоравливай и возвращайся!
В историю российского дрифта 25 июля 2021 года будет вписано навсегда — в этот день RDS GP получил победителя, который выиграл этап в своём дебюте. Молодой латыш Николас Бертанс, следуя крылатому выражению «Пришёл, увидел, победил», ворвался в Российскую Дрифт Серию ярким триумфом с первой же попытки.
Для учителя, коим в дрифте у «Ник-Нака» является легендарный Кристапс Блушс, нет большего успеха, чем превзошедший его ученик — так и вышло, что на «Атроне» Бертанс занял первое место, а Блушс замкнул топ-3. Но ни сам Кристапс, ни кто бы то ни было не был огорчён таким исходом. Впервые с пилотами RDS GP Николас встретился в середине июня в рамках Интерконтинентального Кубка FIA по дрифту на домашней трассе «Бикернике», и в Риге Бертанс уступил только ирландцу Джеймсу Дину, а спустя месяц внезапно для многих вице-чемпион FIA IDC стал напарником «Машины» по команде Aimol Racing в Российской Дрифт Серии Гран При. И в этот момент в лице Николаса фактически родилась новая звезда российского дрифта. После победы на «Атроне» мы побеседовали с юным пилотом, обсудив его появление в RDS GP, особенности трассы в Рязани, соперников и самый ожидаемый для него этап в календаре российской серии.
Когда стало понятно, что вы выступите в RDS GP?
Николас Бертанс: С самого начала мы планировали сезон-2021 так, чтобы не проводить его полностью ни в одном из чемпионатов, а проехать несколько этапов в Drift Masters European Championship, в RDS GP и локальных европейских соревнованиях. Мы планировали дебютировать в Российской Дрифт Серии Гран При на этапе в Санкт-Петербурге, но на «Игору Драйв» не успели оформить визы, поэтому в RDS GP мы появились только в Рязани.
Были определённые трудности, чтобы приехать в Россию, вызванные закрытием границ и пандемией коронавируса, но мы очень хотели выступить в RDS GP и были готовы сделать многое для этого. Нам очень повезло, что организаторы и команда Aimol Racing оказали нам огромную поддержку, помогли получить все необходимые бумаги, оформить документы. Если говорить о пересечении российской границы, то всё это у нас заняло 36 часов — мы готовились к этой процедуре, но российские таможенники решили всё очень тщательно проверить. Досконально изучали не только документы, но и запчасти, инструменты и вообще всё, что мы везли.
Как шла подготовка к дебюту в Российской Дрифт Серии Гран При?
Николас Бертанс: Нельзя сказать, что мы ехали на RDS GP вообще ничего не зная о чемпионате. В 2019 году мы посещали этапы на Moscow Raceway, где были даже дважды, на «Сочи Автодроме» — в общем, мы следили за серией, потому что знали, что рано или поздно будем выступать в ней. Нас часто спрашивали болельщики, когда же мы наконец поедем в RDS GP, так что информации у нас было достаточно и мы прекрасно понимали, куда мы едем и максимально концентрировались на работе.
К этапу на «Атроне» мы готовились по видеороликам: смотрели всё, что смогли найти, изучали социальные сети и старались максимально узнать трассу ещё до того, как туда приехали. Очень хотелось понять, что там за стена, почему её зовут «магнитом» и почему к этой стене всех так сильно тянет. Какой-то специальной подготовки именно к Рязани у нас не было, просто потому что мы к любому нашему этапу проводим серьёзную подготовку и нет никакой специальной программы.
Со многими пилотами RDS GP мы были уже давно знакомы. Мне было интересно проехать со всеми участниками серии, чтобы изучить их и узнать для себя новое, потому что у дрифтеров, которые ездят в Европе, в США и в России стиль пилотажа отличается, и поэтому всегда интересно встретиться на трассе с каждым из них. Если говорить о каком-то одном пилоте, то, наверное, больше всего хотелось проехать с ddKaba. Очень жаль, что он попал в аварию и сейчас вынужден восстанавливаться — хочу пожелать ему скорейшего выздоровления и возвращения за руль. С большим удовольствием бы проехал с ним в паре!
Кто стал самым интересным и сложным соперником из тех, с кем всё-таки удалось встретиться в заездах на «Атроне»?
Николас Бертанс: Из тех, с кем удалось встретиться в заездах в Рязани, самым интересным соперником, пожалуй, стал Масато Кавабата. Хотя бы просто потому, что его дрифтерский стаж уже составляет 25 лет — он очень опытный пилот, который ездит в дрифте ещё с тех времён, когда меня даже на свете не было. Мне очень понравился наш проезд с Кавабатой — у Масато очень интересный стиль, характерный для японских пилотов, а кроме того, этот человек сам по себе весьма интересен как представитель страны с другого конца света.
Самым сложным я бы назвал дуэль с Аркадием Цареградцевым. С «Царём» мы уже встречались на трассе, но это был не дрифт, хотя я понимал, что когда-то мы сразимся вместе и в дрифте. Даже если не считать, что мы встретились с Аркадием в финале, всё равно перед заездом с Цареградцевым я максимально сконцентрировался, но это очень сильный соперник, и поэтому с ним легче ехать. «Царь» всегда едет очень стабильно, чётко по судейскому заданию, так что мне сразу понятно, что ждать от соперника, и главное, как соответствовать ему по скорости.
На «Атроне» мы видели множество аварий, для пилотов это явно не самая простая трасса, а что об этом автодроме скажете вы?
Николас Бертанс: Если говорить о трассе, то Рязань — очень техничный трек и даже с моим опытом всё равно первый день этапа RDS GP ушёл на то, чтобы понять характер трассы, «прикататься» к ней, определиться с постановкой, которая здесь очень сложная, так что приходится два-три раза менять угол, чтобы в итоге выполнить то, что требуют судьи. Машина постоянно хочет выровняться, стремясь в стену, что делает «Атрон» очень интересным автодромом и требовательным к уровню пилота. Возможно, именно здесь как нигде важно очень чётко понимать границы и пределы допустимого — на постановке нельзя ни переборщить со скоростью, ни слишком сильно «зауглить» и ехать со слишком маленьким углом, потому что в любой из этих ситуаций есть риск, что стена «притянет» к себе. В этом сложность Рязани и её вызов для пилотов любого уровня.
Ожидали, что на такой непростой трассе вы не просто окажетесь на подиуме, а одержите победу?
Николас Бертанс: Мы с командой придерживаемся мысли никогда ничего нигде не ожидать и не рассчитывать, что нам в чём-то повезёт, на надеяться на какой-то результат заранее. Нет такого чувства, что мы сразу приедем и будем побеждать — мы воспринимаем дрифт как спорт, в котором каждый заезд подобен отдельному сражению, где всегда нужно добиваться максимума. Общий результат складывается из отдельных успехов. Конечно, мы верим в удачу, но только тогда, когда мы своими силами сами всё сделали для этой удачи. Мы рассчитывали, что можем постараться «залезть на тумбочку» по итогам этапа, но не ожидали и особо даже не надеялись на победу с первой же попытки.
На сезон-2021 в RDS GP запланированы ещё три этапа — Красноярск, Москва и Сочи — какого из этих уик-эндов вы больше всего ждёте?
Николас Бертанс: Сейчас нас ждёт этап в Красноярске, который, как нам кажется, будет для нас самым интересным и необычным. Во-первых, потому что это очень далеко от нашего дома, другой часовой пояс. Во-вторых, это новая для всех трасса. Но уверены, не менее интересными для нас будут и другие оставшиеся уик-энды RDS GP. Будем готовиться к каждому из них и стараться показать хороший дрифт, который понравится фанатам на трибунах и у экранов телетрансляций. В Москве, хоть и не на ADM Raceway, а также в Сочи мы уже бывали, но это не значит, что для нас эти этапы будут неинтересными. Просто в Красноярске для нас больше всего нового.
В целом как оцените прошедший этап в Рязани и российских фанатов?
Николас Бертанс: От дебюта в RDS GP у нас остались самые тёплые впечатления. В России у дрифта очень много поклонников, болельщики открытые и громкие, так что их поддержка чувствуется постоянно, на протяжении всего уик-энда. Это очень приятно. Мы выступали в самых разных странах, но российские фанаты действительно особенные. Спасибо им за поддержку и на этапе, и в социальных сетях!
Максим Вершинин специально для AUTOSPORT.com.ru