«Уверен, что ТВ-рейтинг RDS GP будет выше, чем у Ф1». Босс РДС – о росте серии, трансляциях и судействе
Из-за чего букмекеры не спешат в дрифт? Почему пока нет прямого эфира трансляций на ТВ и насколько оправдала себя практика неизменного судейского состава? В эксклюзивном интервью нашему сайту рассказал руководитель Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский…
Как вы оцениваете сезон RDS-2021 с точки зрения бизнеса? Каких целей удалось достичь, а над чем ещё предстоит поработать?
Дмитрий Добровольский: С точки зрения бизнеса, сезон очень удачный. Во-первых, в этом году генеральным спонсором RDS GP выступил Банк ВТБ, и это позволило нам сделать сразу несколько шагов вперёд. Второй плюс – это сотрудничество с командой «Росгонки» в части продажи билетов. Мы смогли многому у них научиться, и это дало хороший результат с точки зрения билетной выручки. В этом году этапы RDS GP собрали на трибунах в общей сложности более 50 тысяч зрителей – это вдвое больше, чем в прошлом году, хоть в 2020-м и были некоторые ограничения.
Мы уделили особое внимание развитию RDS TV, добились серьезных улучшений по качеству трансляции и росту зрительской аудитории. Более 300 тысяч просмотров соревнований RDS GP – достойный результат. Хотя, надо признать, RDS TV до сих пор одна из наших болевых точек. Мы периодически попадаем в ситуации, когда проблема случается на стороне подрядчика, и от нас напрямую ничего не зависит. Но этом году таких ситуаций стало гораздо меньше, и мы продолжим над этим работать.
Огромный шаг вперёд – это, конечно, проведение кубка мира FIA IDC в Риге. Несмотря на практически полный локдаун в то время в Латвии, отсутствие зрителей и большие затраты, это был очень правильный и очень удачный шаг с точки зрения развития РДС и всего мирового дрифта. Мы получили множество восторженных отзывов и письма благодарности от FIA, участников, партнёров и спонсоров.
Все мировое дрифт-сообщество увидело, на что мы способны даже в такой стрессовой ситуации как пандемия. В результате FIA доверили нам проведение следующего Кубка в любой стране мира. Естественно, мы всегда хотели, чтобы это была Россия, и в 2022 году FIA IDC пройдет в Сочи на знаменитом автодроме Формулы 1.
У вас сохранились партнёры и спонсоры с прошлого года, но для такого яркого и зрелищного спорта, как дрифт, до сих пор нет спонсора букмекера. Как-то негативно повлияло принятие Закона о букмекерстве в прошлом году?
Дмитрий Добровольский: Букмекерский бизнес довольно специфичный, он скорее математический. Нужна статистика, отработанные процессы, нужны, скажем так, налаженные организационные связи. Поэтому процесс вхождения букмекеров в такой вид автоспорта, как дрифт, не быстрый. Сейчас мы ведём переговоры. Я уверен, что у нас будет даже несколько букмекеров, желающих стать партнерами, но на это потребуется какое-то время. Слишком молодой спорт. Футболу сколько лет? А сколько дрифту? Вот и вся разница.
В прошлом году мы проводили такой тестовый этап для одного из известных букмекерских брендов, и конверсия у них получилась гигантская – больше тысячи зрителей зарегистрировали личные кабинеты прямо на трассе. Этот результат в несколько раз превзошел ожидания. То есть позитивный опыт уже есть, но нужно еще проделать определенное количество работы с точки зрения стандартизации, описания ситуаций, которые бывают, судейства и так далее. Всё-таки дрифт – спорт судейский, а это настораживает букмекеров, ведь любая неопределенность отражается на математической статистике.
С точки зрения спорта, согласитесь, что сезон-2021 был самым ярким и повторить и даже превзойти его будет сложно?
Дмитрий Добровольский: Я не помню ни одного сезона под моим руководством, который я бы мог объективно назвать слабее одного из предыдущих. Каждый раз задаешься вопросом, а куда дальше-то расти? И мы находим!
Команда развивается, растет уровень профессионализма пилотов и количество желающих участвовать в чемпионате. Я надеюсь, что по крайней мере под моим руководством застоя не случится. Надо всё время расти. Весь мир – это эскалатор, который едет вниз. Чтобы попасть наверх, надо бежать.
Приезд двух сильных ирландцев и их доминирование по ходу сезона – это хорошо для российского дрифта? (в реальности борьбу им могли навязать лишь Гоча и Аркаша)
Дмитрий Добровольский: Я не согласен с этой формулировкой – борьбу ирландцам навязывали все участники. И Джеймс Дин, и Джек Шанахан проигрывали не только Цареградцеву и Гоче. Оба проигрывали Евгению Лосеву. В Мячково, например, Шанахан уступил Алексею Головне, а Дин – Андрею Астапову. У нас много пилотов, которые на протяжении всего сезона составляли им достойную конкуренцию.
Я считаю, что приезд ирландцев – это супер. Нам в дрифте чужды национальные приоритеты. Нам все равно, из какой ты страны, какой у тебя цвет кожи, стиль и какая машина. Мы хотим, чтобы в РДС участвовали лучшие пилоты мира, и сейчас так оно и есть. Еще пара имен и мировой топ-10 будет весь у нас.
Я надеюсь, что в следующем году уже не будет таких жестких COVID-ограничений и к нам опять вернутся японцы, будет больше пилотов из Европы. Есть громкие имена в Польше, Ирландии, Великобритании и США, которые очень хотелось бы увидеть среди участников РДС.
Судейский состав на сезон был неизменным. Будете ли придерживаться такой практики в будущем? Оправдала ли она себя?
Дмитрий Добровольский: Это был запрос от пилотов и команд, чтобы состав судей на протяжении сезона был неизменным. Сложности были, как, я думаю, и везде. Не знаю ни одной серии в мире, где не возникали бы претензии к судейским решениям. Вопрос в балансе.
Не могу сказать, что я полностью удовлетворен судейством. У меня тоже есть вопросы, но больше к самому себе. Я считаю, что основные сложности у нас возникают не из-за того, что судьи принимают какие-то неверные решения, а из-за того, что не до конца четко прописаны правила. Если у судей будет больше ограничений, больше понятных разборов той или иной ситуации, то я думаю, что и вопросов будет меньше.
Прежде всего я буду работать над тем, чтобы описать правила судейства максимально подробно. Именно эту задачу будем решать в межсезонье. А по персоналиям пока ничего не могу сказать. Хотелось бы, конечно, больше международных судей, но COVID пока вносит свои коррективы. В 2018 и 2019 годах у нас были по два иностранца в судействе и обвинить их в предвзятости было сложно. Посмотрим на следующий год, но все очень зависит от ограничений.
Что было сложнее – провести прошлый сезон или столкнуться с ковидными ограничениями по ходу нынешнего? Или ваша команда уже ко всему готова?
Дмитрий Добровольский: Этот сезон был сложнее. Причина простая: русские – это народ с мобилизационной моделью управления. Если пришла беда, мы все как один встаём и не щадя живота своего можем идти на врага. Что мы и сделали. В 2020 году мы единственные в мире провели полный сезон. Да, мы сдвинули его на пару месяцев, но уместили все семь этапов, и к середине сезона даже участвовали иностранцы. Мы смогли их официально привезти в Россию, получив официальные разрешения через Минспорта и ФСБ.
И эта сверхмобилизация сыграла злую шутку. Минус такой модели в том, что долго её выдерживать не получается. Когда мы планировали 2021 год, мы уже не закладывали такие большие риски – зимой казалось, что пандемия пошла на спад. А тут на тебе!
Если в 2020 году из-за неопределенности никто толком не знал, как надо себя вести, можно было найти гибкие решения, то в этом году ограничения стали более жесткими и формализованными. Поэтому с организационной точки зрения и планирования 2021 год оказался сложнее. Плюс ответственность выше, когда есть такой мощный генеральный спонсор, как ВТБ, – нельзя ударить в грязь лицом.
Благодаря совместной работе с нашими партнерами, с трассами и Российской Автомобильной Федерацией мы смогли решить все вопросы. РАФ очень помогает в пересечении границ – это самая тяжелая часть для иностранных пилотов, а их у нас много. Ведь кроме шестерых гонщиков нужно привезти их команды, а это еще 20-30 человек: механики, инженеры, споттеры, родственники. Всех их надо было завезти официально. Было непросто, но мы справились.
Кто из гонщиков не оправдал ваших ожиданий в этом году, а кто, наоборот, заставил удивиться?
Дмитрий Добровольский: Думаю, это не моя прерогатива определять, кто чьи ожидания оправдал или нет. Я могу сказать, что сезон получилось очень драматичным – судьба чемпионства решалась в последнем заезде, и интрига держалась до последней секунды. О таком мало кто из организаторов вообще может мечтать! Бывает, гонщик становится чемпионом на шестом или даже пятом этапе. А в этом году сразу четыре пилота, и все они попадают в финале в топ-8. Я считаю, что раз такой яркий сезон получился, значит, все классно.
По ходу сезона несколько раз возникали технические накладки во время трансляций, а это удар по имиджу. Как предполагаете с этим бороться?
Дмитрий Добровольский: РДС – это прежде всего крупнейшее мировое спортивное событие. Мы всегда будем выстраивать приоритеты, исходя из того, чтобы обеспечить красивую борьбу на трассе, и чтобы люди эту борьбу увидели. Сбои в трансляции были, но они связаны вовсе не с тем, что мы что-то не умеем делать. Стриминговому бизнесу всего несколько лет. Когда нам приводят в пример гигантов вроде YouTube, мне все время хочется спросить, почему история-то никого не учит?
Любая технология может дать сбой. Буквально недавно, помните, на несколько часов «упал» Facebook и WhatsApp. Где возмущенные вопли-то? А у нас бывает на несколько секунд зависает трансляция, и пошло-поехало. Да, сбои могут случаться, но наша задача – обработать каждый такой сбой, выяснить его причину и принять необходимые меры, чтобы в дальнейшем он не повторился.
Странно, почему никто не хочет замечать, что с начала 2020 года, когда прошла первая трансляция РДС, и до Кубка ВТБ в Сочи в этом году мы выросли на голову. Посмотрите другие трансляции – американскую или японскую – и сравните картинки. Сразу всё встанет на свои места, ведь отдаем все силы, ресурсы и энергию, чтобы сделать трансляцию красиво и качественно.
Устраивает ли вас контракт с Матч ТВ? Есть прогресс в переговорах по попаданию в более праймовое время и не через неделю после события? Или это специальная задумка вас как организаторов?
Дмитрий Добровольский: Наше взаимодействие с Матч ТВ разделяется на две практически не зависящие друг от друга части. Первая – это продакшн. Я считаю, что Матч ТВ – лучший подрядчик по производству видеоконтента нашего уровня и нашей специфики сегодняшний день. Здесь я полностью удовлетворен. По производственной части мы очень хорошо сработались. Основной персонал, который работал на этапах РДС со стороны Матча (а это почти 50 человек на каждом этапе) уже знает наши требования, особенности дрифта, и у нас получается очень красивая картинка – я доволен.
Что же касается размещения контента, здесь, конечно, меня не все устраивает. Не понимаю, почему пока не удается решить вопрос по прямому эфиру. Конечно, руководство телеканала выстраивает сетку вещания исходя из определенных приоритетов. Пока им дрифт интереснее в таком виде – и хорошо, что в таком. Было бы хуже, если бы вообще не показывали – сказали бы, что керлинг, например, хотят показывать, а не эти вонючие дымные машинки (смеется).
Я надеюсь, что люди, которые отвечают за наполнение эфирной сетки, всё-таки найдут время и возможности пересмотреть свое отношение к дрифту и дать нам какую-то часть прямого эфира. Другое дело, что нас никто не пробовал ставить в прайм-тайм. А моя позиция именно такая – давайте попробуем отработать один сезон, и я уверен, что телесмотрение нашего чемпионата будет лучше, чем у той же Формулы 1.
Людям нужно привыкнуть, что по Матч ТВ можно посмотреть РДС. Сейчас эфир через неделю – лучший вариант из существующих. Мы показываем дайджест по пятницам, потому что требуется время на монтаж и согласование. Можем и по четвергам показывать, но по пятницам аудитория больше.
Опять же мы не сидим сложа руки и развиваем наш канал RDS TV, чтобы любой человек мог посмотреть соревнования. На RDS TV много бесплатного контента: трансляции всех региональных серий и квалификация RDS GP. У нас огромное количество онлайн-зрителей, и их число активно растет. Прямые трансляции каждого этапа смотрят более 30 тысяч человек. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы до зрителя доходил именно прямой эфир. Если другие федеральные телеканалы захотят видеть нас у себя, мы открыты к диалогу.
Насколько сложно совмещать проведение RDS GP и Интерконтинентального Кубка FIA? Над проектами работает одна и та же команда? Объективно состав RDS GP сильнее того состава, что был на трассе в Бикерниеки.
Дмитрий Добровольский: FIA IDC – одноэтапное соревнование. Тут сложнее попасть в ритм и привлечь спонсоров. Национальный чемпионат, который идет, условно, семь-девять месяцев, спонсорам понятен: есть календарь соревнований, определенные активности, медийная поддержка, брендинг, фанаты. То есть несколько месяцев мощного контента и покрытия для брендов, конверсия легко просчитывается. Когда же всего один этап, как на FIA IDC – это задача не из легких.
Подготовкой RDS GP и FIA IDC занимаются разные команды. За некоторые функции, которые похожи – в частности, спортивные – могут отвечать одни люди. Но весь маркетинг, юридическая и контрактная составляющие – это всё отдельно.
7 этапов – это оптимальное количество или есть возможность расширить календарь? Вы раньше говорили про возможный этап в Казахстане. Как сейчас с этим обстоят дела?
Дмитрий Добровольский: Да, семь этапов оптимально с точки зрения бюджетов. Когда я опрашивал команды по поводу сезона 2022 года, делаем восьмой этап или нет, сошлись во мнении, что увеличение бюджетов на еще один этап для них чувствительно. Поэтому в 2022 году в RDS GP будет семь этапов.
Что касается Казахстана, равно как и той же Риги, в которой мы тоже хотели в свое время провести этап RDS, пока из-за COVID этого не будет. Вот когда мы будем уверены в том, что все решения по нераспространению заболевания найдены, когда откроют границы и можно будет планировать на долгосрочную перспективу – тогда поедем.
Кстати, мы готовы ехать и в Японию, и даже в Калифорнию – у нас там тоже есть договоренности. Американские руководители Formula Drift готовы проводить с нами совместные соревнования. Как говорится, бешеной собаке сто вёрст не крюк – мы куда хочешь поедем. Лишь бы не было ограничений.
Что ожидает поклонников дрифта в межсезонье? Планирует ли ваш промоушн какие-то интересные проекты?
Дмитрий Добровольский: В первую очередь, у нас много внутренних задач по структуре РДС и документации, которые нужно успеть решить в межсезонье. Все правила и регламенты надо готовить заранее. Например, у нас уже есть проект изменений техтребований, которые мы будем вводить в 2023 году, и их нужно опубликовать уже сейчас, чтобы команды понимали и учитывали их при доработке машин.
Новым лично для меня станет преподавательская деятельность в Высшей Школе Экономики. С декабря по март я буду читать студентам несколько курсов по менеджменту в автоспорте. В РДС накоплен колоссальный опыт, и я рад поделиться им теми, кто хочет развиваться в нашей индустрии.
В какие-то шумные и яркие проекты, которые будут оттягивать ресурс внутренний команды, мы встраиваться скорее всего не будем. Продолжим развивать RDS TV, наш YouTube и соцсети. Главная задача в межсезонье – это качественно подготовиться к следующему сезону, чтобы провести летний чемпионат на еще более высоком уровне.