Год молодёжи: титул Леклера, второе «золото» Russian Time и другие итоги сезона
Одновременно с сезоном Формулы 1 в Абу-Даби подошли к концу чемпионаты Формулы 2 и GP3, поставив финальную точку спортивному году. И пусть чемпионы обоих первенств были известны заранее, подвести окончательные итоги года мы можем только теперь.
В молодёжных сериях 2017 год прежде всего запомнится возвращением Формулы 2. FIA пыталась возродить известное в прошлом имя ещё в 2009 году, но та затея провалилась, и в итоге теперь было решено переименовать существовавшую уже много лет GP2. Именно здесь должны были развернуться наиболее драматичные баталии — борьба в конце концов идёт на самом пороге Формулы 1. Но Шарль Леклер, дебютант и протеже Ferrari, выигрывал гонку за гонкой и за явным преимуществом стал чемпионом.
Шарль, безусловно, стал главным открытием сезона, но о таланте монегаска говорили ещё в прошлом году, когда он с первой попытки стал чемпионом GP3. Но и кроме Леклера в этом году было о ком поговорить: Ландо Норрис в блестящем стиле выиграл чемпионат Европы Формулы 3, в GP3 раскрылся резервист Mercedes Джордж Рассел, напомнил о себе Оливер Роуленд из обоймы Renault.
Было за кого поболеть и россиянам. С уходом Сергея Сироткина Артём Маркелов стал главной надеждой российских болельщиков в Формуле 2 и завоевал «серебро», Роберт Шварцман до последнего боролся за титул в Еврокубке Формулы Renault и в итоге заслужил место в Академии Ferrari, а Никита Мазепин, наконец, поднялся на подиум в Формуле 3 и закрепился в роли резервиста Force India.
Пилот года: Шарль Леклер
Уже второй год подряд Шарлю Леклеру нет равных — год назад он переиграл Александра Албона в схватке за титул чемпиона GP3, а в этом сезоне был недосягаем для соперников по Ф2 и досрочно обеспечил себе звание сильнейшего. И всё это — в дебюте! Ещё два года назад он был скромным новичком, занявшим второе место на Гран При Макао, а теперь он призовой пилот Sauber в Формуле 1.
Столь успешного дебюта Формула 2 (ранее известная как GP2) не знала уже восемь лет — со времён успеха Нико Хюлькенберга. Гасли, Вандорн и Палмер более года после своих побед в GP2 ждали шанса в Формуле 1, Робин Фрейнс его так и не дождался, и только Леклер оказался достаточно убедителен, чтобы уже на следующий год пересесть в Большие призы.
Нельзя сказать, что сезон сложился для Леклера легко. Можно вспомнить ошибку в совершенно безобидной ситуации в Монако, когда атаковать уже не требовалось. Это была домашняя гонка Леклера, и тем обиднее была та неудача. Кроме того, в 2017 году умер его отец — и своё чемпионство гонщик посвятил именно ему. Теперь Шарля ждёт главный вызов всей жизни, но именно к нему он всю карьеру и готовился.
Лучший дебютант: Ландо Норрис
Самой громкой сенсацией минувшего сезона по праву стоит признать Ландо Норриса. После победы в Еврокубке Формулы Renault на британца мало кто обратил внимание, зато его уверенная победа в чемпионате Европы Формулы 3 запомнится многим. Во-первых, это был дебютный сезон Норриса в этом первенстве, а во-вторых, он стал первым, кому удалось прервать гегемонию Prema Powerteam — прежде чемпионами здесь становились только её пилоты.
В следующем году Ландо Норрис поедет в Формуле 2 в цветах Carlin, с которой связаны все основные успехи молодого пилота. В Великобритании Норриса называют главной надеждой страны, и звание чемпиона Европы лишь подтверждает это мнение. Но Ландо важно не потерять голову от всего хайпа вокруг своей персоны и проявить себя в Формуле 2, где Шарль Леклер задал очень высокую планку.
Наш парень: Артём Маркелов
В сезоне-2017 сразу несколько российских гонщиков сражались за самые высокие награды. Можно вспомнить Роберта Шварцмана, чей сезон, увы, испортили две дисквалификации подряд. Или Егора Оруджева с Матевосом Исаакяном, которые лишь в последний момент и по независящим от них обстоятельствам лишились шанса сразиться за титул в Формуле V8 3.5. Наконец, Никита Мазепин по новому раскрылся в Формуле 3. Но лучшим из россиян в этом году однозначно стал Артём Маркелов.
Да, москвич не смог угнаться за Шарлем Леклером (а кто смог?), а судьба второго места в чемпионате решилась в комнате судей, а не на трассе. Но разве Маркелов в этом виноват? Или год назад кто-то ожидал, что Артём сможет бороться за чемпионство почти до самого конца сезона? Это был уже четвёртый сезон Маркелова в Ф2/GP2 — в предыдущие три ему удалось одержать всего одну победу. На россиянина по-настоящему никто не ставил.
Тем не менее Маркелов упорно работал над собой, и поул-позиция на заключительном этапе стала символичным подарком — ведь именно квалификации в прошлом были слабой стороной Артёма. Останется ли Маркелов в серии на пятый сезон — не ясно, но если он продолжит выступать в этом первенстве, он наверняка станет одним из главных претендентов на чемпионство.
Команда года: Russian Time
Если же говорить о лучшей команде года, то этот титул в последней гонке года вырвала Russian Time — двукратный чемпион Ф2/GP2, единственный коллектив, которому в период с 2014 по 2017 годы удвалось дважды одерживать победы. В отличие от соперников, оба гонщика команды были стабильны, регулярно набирали очки и боролись за победы. В то же время в Prema Антонио Фуоко явно был на вторых ролях по сравнению с Шарлем Леклером, а в DAMS Николя Латифи не мог угнаться за Оливером Роулендом. А если принять во внимание, что Russian Time, в отличие от именитых европейских соперников, это всего лишь полтора десятка человек, то становится ясно, что их победа — настоящий спортивный подвиг.
В списке участников Формулы 2 следующего года Russian Time нет, но организаторы зарезервировали место для российской команды, а решение об её участии будет принято немного позже. Будем надеяться, что детище Игоря Мазепы продолжит своё победное шествие, а в борьбе за титул следующего года среди таких имён, как Carlin, Prema, DAMS, Arden и ART Grand Prix, будет и Russian Time.
Подающий надежды: Джордж Рассел
В 2017 году загорелась звезда ещё одного юниора — британского пилота Джорджа Рассела, представителя программы поддержки Mercedes. Рассел обратил на себя внимание ещё в прошлом году, когда фактически в одиночку сражался с трио пилотов Prema — Лэнсом Строллом, Максом Гюнтером и Ником Кэссиди. Чемпионом тогда стал Стролл, а Рассел, хоть и завоевал неплохое третье место, остался в тени.
В этом сезоне британец перешёл в GP3, и хотя после чемпионата Европы эта серия может показаться шагом назад, именно здесь Джордж завоевал свой первый большой титул — прежде гонщик мог похвастаться разве что победой в британской Ф4. Конечно, Рассел выступал в составе ART Grand Prix, сильнейшей команды первенства — с 2015 года только её пилоты становятся в GP3 чемпионами. Однако он был заметно быстрее и стабильнее своих партнёров, среди которых были опытные Эйткен и Фукудзуми, выступавшие в GP3 уже второй год.
В 2018 году Рассел наверняка продолжит карьеру в Формуле 2, и, вероятно, будет выступать за ART Grand Prix. Уже сейчас британца наряду с Ландо Норрисом и Ником де Врисом можно назвать претендентом на чемпионское звание. Ну а там рукой подать до Формулы 1.
Надежда России: Роберт Шварцман
В сезоне-2017 мир узнал о Роберте Шварцмане — первом российском пилоте Академии Ferrari и одной из главных надежд болельщиков. В этом году россиянин почти весь сезон сражался с лидерами Еврокубка Формулы Renault и одержал шесть побед — среди них гонки в Монце, По и Барселоне, а также успех на легендарном Нюрбургринге. По итогам сезона Шварцман занял третье место, но главное произошло чуть позже — команда Prema пригласила Роберта на тесты болида Формулы 3, после успешного завершения которых стало известно о зачислении россиянина в Академию Ferrari. Похоже, всё идёт к тому, что теперь Шварцману предстоит бороться за титул чемпиона Европы.
Неудача года: Нико Кари
Нико Кари из Финляндии стал известен благодаря чемпионскому титулу в SMP Формуле 4. Кари не всегда был самым быстрым, зато финн был стабилен и всегда среди лидеров, а во второй половине сезона Нико не было равных — после серии побед на Moscow Raceway серьёзных соперников у него уже не осталось. И тогда внимание на парня обратили скауты Red Bull — со следующего года Кари стал гонщиком Формулы 3 и выступал в красно-синих цветах. Дебют в Формуле 3 выдался неплохим: уже на втором этапе сезона Кари был вторым, на Ред Булл Ринге финишировал третьим, а чуть позже в Имоле одержал первую победу. Однако из-за нестабильных результатов по итогам сезона Кари остался только десятым.
На сезон-2017 Нико перевели в GP3, пилоту вновь пришлось привыкать к новой машине, и вот тут не пошло. Мягкая резина Pirelli и менее эффективная аэродинамика требуют несколько иного обращения с болидом, чем Формула 3. К концу сезона Кари разобрался, что к чему, и одержал красивую победу в Абу-Даби, но было уже поздно — Хельмут Марко отчислил гонщика из программы Red Bull. Сможет ли Кари продолжить карьеру в Формуле 2 или провести ещё один год в GP3 — не ясно. Всего за два года над многообещающей карьерой финна сгустились тёмные тучи.
Дмитрий Захарченко специально для AUTOSPORT.com.ru