Роберт Шварцман – чемпион Toyota Racing Series. Почему это действительно выдающийся результат?
«Всегда нужно бороться до конца, даже если у тебя остаются минимальные шансы», – говорил легенда Формулы 1 Михаэль Шумахер. И сегодня, 11 февраля, в новозеландском Мэнфилде справедливость этой фразы на деле доказал юный российский гонщик – пилот программы SMP Racing Роберт Шварцман, ставший чемпионом престижной юниорской серии Toyota Racing Series.
Toyota Racing Series – это престижно?
TRS – довольно молодая юниорская серия, основанная всего-навсего 13 лет назад. Но за это время категория снискала большую популярность среди молодых гонщиков из Формулы 3, GP3, Еврокубка ФR 2.0, ведь зимой проводится не так много чемпионатов, в которых можно поддержать форму и не растерять гоночные навыки. Конечно, есть, например, индийская MRF Challenge, но уровень серии чуть ниже, учитывая, что там гоняются вчерашние картингисты. Да и треки в MRF – сплошь одни тилькодромы, как Сахир, Яс-Марина, Буддх, тогда как в календаре TRS представлены настоящие трассы старой школы, построенные 40-50 лет назад: Руапуна Парк (1963), Теретонга (1957), Таупо (1973), Мэнфилд (1973). Исключением является только Хэмптон-Даунс, существующий с 2007 года.
Что касается техники, то участники Toyota Racing выступают на машинах итальянской компании Tatuus, омологированных по стандартам FIA Ф3 и оснащенных 1,8-литровым мотором Toyota 2ZZ-GE мощностью 215 л.с.
Одной из главных особенностей серии является скомпонованный календарь – пять этапов за пять недель, за которые новичкам нужно всему научиться и как можно быстрее войти в ритм.
Кто из известных гонщиков побеждал в Toyota Racing Series?
Роберт Шварцман стал 14-м чемпионом TSR и всего лишь четвертым не новозеландцем, которому это удалось. Вплоть до 2013 года в серии первенствовали только местные гонщики, в том числе Митч Эванс, известный по выступлениям за команду Russian Time в GP2. Прервал эту серию сингапурец Эндрю Тан в 2014-м, а затем эстафету подхватили Лэнс Стролл (2015) и Ландо Норрис (2016).
Кто еще из россиян выступал в TRS?
До Роберта Шварцмана зимой в Новую Зеландию отправлялись Иван Лукашевич (2011), Даниил Квят (2011), Дмитрий Суранович (2012), Егор Оруджев (2014), Денис Корнеев (2014), Матевос Исаакян (2014), Артем Маркелов (2015 и 2016), Никита Мазепин (2015), Никита Ласточкин (2017). Но покорилась Toyota Racing Series только Роберту Шварцману. Да, и прежде были победы на отдельных этапах, как у Квята, Лукашевича и Оруджева. Но подняться выше пятого места по итогам сезона никому из них не удавалось.
С кем боролся Роберт Шварцман?
Еще перед началом сезона-2018 главными фаворитами на победу называли двух гонщиков – бывшего участника программы Red Bull Ричарда Версхора и новозеландца Маркуса Армстронга. У обоих уже был опыт выступлений в Toyota Racing Series в прошлом сезоне и по три победы на счету. Так что вполне предсказуемо, что именно они выиграли на двоих 8 из 15 гонок в этом году. Шварцман победил всего раз, но за счет своей скорости и стабильности оказался единственным, кто смог угнаться за ними в чемпионате. Достаточно сравнить: первую тройку по итогам сезона разделили 15 очков, а ставший четвертым американский новичок Хуан-Мануэль Корреа проиграл им почти 150 баллов, то есть ровно две победы.
Роберт Шварцман заслужил чемпионский титул?
Несмотря на полное отсутствие знаний новозеландских трасс, российский гонщик продемонстрировал феноменальную стабильность, завершив все 15 заездов сезона в топ-5. При этом пятым он финишировал только один раз, во втором заезде в Таупо. Пять четвертых мест, два третьих, шесть вторых и одно первое. Его средняя позиция на финише составила 2,9. Да, у вице-чемпиона Версхора 2,4 за счет шести побед, тогда как у Армстронга только 3,2.
Кто-то скажет, что Шварцману на финальном этапе очень повезло. Но везет, как известно, сильнейшим. Приехав в Мэнфилд с отставанием 33 очка (эквивалент десятого места в гонке) от лидера чемпионата, Роберт уехал с отрывом в пять баллов. Весь уик-энд он сокращал гандикап от Армстронга – 15 очков после первой гонки, 11 очков после второй, и на последнем круге заключительного заезда, несмотря на положение, близкое к проигрышу, перевернул ситуацию в свою пользу. Да, у новозеландца возникли технические проблемы, но ведь надо было еще этим воспользоваться и при этом не отдать титул лидировавшему Версхору, и Шварцман это сделал.