Насколько силен состав пилотов нынешней Формулы 3?
Сейчас, когда бывший тест-пилот BMW Sauber F1 Марко Асмер стал тренером в европейской Формуле 3, самое время узнать у него, насколько силен на самом деле нынешний состав гонщиков этого класса.
Насколько талантливы лидеры Формулы 3 нынешнего сезона? Один из них - Раффаэле Марчьелло - уже долгое время входит в молодежную программу Ferrari, двое других - Том Бломквист и Даниил Квят - являются протеже Red Bull. Есть и другие сильные претенденты.
Марко Асмер, будучи наставником пилотов в команде Double R Racing, имеет возможность наблюдать не только за трио новичков Ф3, с которыми работает - Татьяной Кальдерон, Антонио Джовинацци и Шоном Гелаэлем, - но и за всеми остальными гонщиками серии.
У Марко - сына легенды советского автоспорта Тойво Асмера - есть полное право оценивать пилотов. Еще в 19 лет, когда эстонец делал первые шаги в Формуле Ford, он получил возможность участвовать в тестах команды Williams F1. После победы в британской Формуле 3 в 2007 году Марко пригласили тест-пилотом в BMW Sauber.
Но карьера пилота Ф1 у него не задалась [из-за отсутствия необходимой спонсорской поддержки], и в 2011 году он вернулся в состав британской Ф3 с командой Double R. Проведя несколько гонок, Марко переключился на тренерскую работу.
Ему всего 28 лет, и он готов вернуться в гонки в любой момент, но, как типичный представитель Прибалтики, относится к жизни философски и нордически спокойно. Появится возможность вернуться в гонки? Прекрасно! Не появится? Что ж, останется в спорте на иных ролях.
Последний этап европейской Ф3 в Норисринге прошел с полным превосходством гонщиков, занимающих первые три места в чемпионате - Раффаэле Марчьелло, Феликса Розенквиста и Алекса Линна - они оккупировали все места на подиуме. После этого этапа Розенквист сократил отставание в чемпионате от Марчьелло до 26,5 очков, а, значит, чемпионская гонка продолжается.
Экватор сезона пройден, и мы удобно устроились в одном из трейлеров команды Double R, чтобы расспросить Марко о талантах и способностях ведущих гонщиков серии и что-нибудь узнать о молодых пилотах, подающих надежды.
Раффаэле Марчьелло
Позиция в чемпионате - 1
«Куда бы ни приехала европейская Формула 3, Раффаэле везде невероятно быстр. В квалификации он может спокойно ездить на протяжении нескольких кругов в поисках своего темпа, но в итоге все равно его находит. Ему по силам выйти на нужную скорость всего за пару кругов.
Есть и другие быстрые пилоты, которые прекрасно представляют, что делают, вроде Розенквиста. Но Марчьелло... Он великолепно понимает машину и целиком поглощен процессом. Я бы не назвал его стиль пилотирования агрессивным, скорее, он очень резкий - когда все получается, он просто неудержим.
Он предпочитает легкую недостаточную поворачиваемость на входе в поворот, слегка блокирует тормоза, но всегда знает, когда именно нужно начинать ускоряться. Прекрасная скорость на входе и ранний разгон на выходе».
Феликс Розенквист
Позиция в чемпионате - 2
«Тогда как Марчьелло предпочитает не атаковать на пределе возможного, прекрасно понимая, где именно находится этот предел, Розенквист, наоборот, на тренировках постоянно промахивается мимо апексов поворотов и слишком поздно тормозит. Он пробует много разных вариантов, и когда все-таки находит правильный темп, мы все равно видим в его исполнении гораздо больше движений рулем. Несмотря на легкую избыточную поворачиваемость машины, Феликс все держит под контролем. В поисках своего предела он пробует больше разных вариантов, чем Марчьелло.
Еще одна отличительной особенностью Розенквиста в том, что, захватив лидерство, он очень редко допускает ошибки - просто идет к победе, демонстрируя плавный стиль пилотирования. Это выгодно отличает его от остальных - когда он лидирует, у соперников не остается никаких шансов. В этом сезоне Марчьелло выиграл больше гонок, но по уровню мастерства я бы поставил Розенквиста выше».
Алекс Линн
Позиция в чемпионате - 3
«Линн отличается сверхплавной манерой пилотирования. Его стиль не выглядит впечатляющим и захватывающим со стороны, но британец очень быстр. Если говорить о них троих - Марчьелло очень целеустремленный, Розенквист всегда пилотирует на пределе избыточной поворачиваемости, много экспериментируя, а Линн управляет машиной невероятно плавно - это совсем другой, но тоже очень быстрый стиль пилотирования.
Это как в Формуле 1 - у Алонсо и Баттона совершенно разные подходы к управлению машиной, но при этом они могут проезжать круги одинаково быстро».
Лукас Ауэр
Позиция в чемпионате - 4
«Лукас пока находится в поиске. По всему видно, что он новичок, но у него отличная машина - к тому же, он может пользоваться исходными данными [своих напарников] Марчьелло и Линна. Ему по силам быстро подняться до их уровня. Но, повторюсь, он ищет - часто допускает ошибки и не демонстрирует той же стабильности, что и другие пилоты. Но этого стоило ожидать, ведь он только учится.
В нынешнем сезоне Лукас провел несколько очень хороших гонок, но при этом он часто блокирует тормоза и теряет контроль над задней частью машины. Да и повороты пока проходит не столь плавно, как Марчьелло».
Гарри Тинкнелл
Позиция в чемпионате - 5
«Тинкнелл обладает большим опытом и ведет машину очень плавно. Плавно, но агрессивно. Он не пробует ничего нового, и так прекрасно понимая, что нужно делать.
Гарри - один из тех гонщиков, кто тормозит на пределе блокировки колес и ждет, но при этом делает все очень стабильно - без лишних движений рулем».
Том Бломквист
Позиция в чемпионате - 6
«Том очень агрессивный гонщик, и нередко за это расплачивается. Но плюс в том, что, как я уже сказал, совершенно разные стили пилотирования могут давать одинаково хороший результат.
Бломквист отличный боец, я очень высоко оцениваю его способности.
В Формуле 3 он выступает за команду-дебютанта [EuroInternational], если бы он ездил в более опытном коллективе с быстрыми пилотами, думаю, сумел бы вмешаться в спор лидеров. Но ему не с кем обмениваться информацией. Возможно, теперь, когда в команду пришел [Ник] Кэссиди, дела Тома пойдут получше».
Джош Хилл
Позиция в чемпионате - 10
«Джош провел несколько хороших гонок, но стабильностью он не отличается. В Хоккенхайме он был достаточно быстр [поднявшись на подиум], но...
Смог бы он чего-то добиться, если бы остался в гонках? Лично мне так не кажется.
Джош прогрессировал, но не думаю, что смог бы достойно продолжить дело династии Хиллов в Формуле 1. Он был слишком нестабилен».
Даниил Квят
выступает вне зачета
«Квят оставляет приятное впечатление. Его результаты пока не столь хороши, но он невероятно целеустремлен и прекрасно чувствует тормоза.
Можно видеть, как он тормозит очень поздно, заставляя машину работать на пределе - в результате чего подъезжает к апексу на нужной скорости и в нужный момент начинает разгон.
Квят предпочитает небольшую избыточную поворачиваемость - очень четкое и резкое пилотирование. В повороты он входит очень поздно, но очень точно.
Когда все остальные уже начинают поворачивать, Даниил все еще едет по прямой - он начинает входить в поворот позже всех остальных».