Ушел из жизни создатель гоночных моторов Брайан Харт
На 78-м году жизни скончался известный создатель гоночных моторов Брайан Харт, на протяжении долгого времени работавший в Формуле 1.
Британец родился в 1936 году и влюбился в автоспорт, когда посетил национальный Гран При в 1949-м. Первоначально он решил попробовать себя в роли пилота.
Начав выступления в конце 50-х, Брайан уверенно выиграл титул в серии Clubman для машин с моторами объемом 1172 куб.см. в 1959-м. Позже Харт переключился на формульные соревнования, последовательно пройдя Ф Junior, Ф3 и Ф2.
Лучшим международным сезоном Брайана-пилота стал 1967-й, когда он выступал на машине Protos (с шасси из клеёной фанеры!), построенной Фрэнком Костином, и самостоятельно дорабатывал двигатель Cosworth FVA.
Харт занял по итогам года десятое место в Формуле 2, заняв второе место в Хоккенхайме с лучшим временем круга. Он продолжал выступать до 1972-го, но постепенно уделял все больше внимания работе с моторами.
После короткого отрезка сотрудничества с авиакомпанией De Havilland конструктор устроился на работу в Cosworth. Параллельно еще в 1969 году он основал собственную компанию в Эссексе. Первоначально она специализировалась на доводке тех самых Cosworth FVA, а затем стала расширять сферу деятельности.
Успехи в формуле 2
Брайан адаптировал раллийные двигателей BDA для использования в Ф2. Именно с таким мотором Ронни Петерсон стал чемпионом Европы в 1971 году, а Майк Хейлвуд завоевал титул годом позже.
Харту было сложно соперничать с богатыми производителями, вроде BMW и Renault, однако с опытом он вновь вышел на лидирующие роли: продукция Hart привела к званию сильнейшего Кейо Росберга в 1977-м и Дерека Дэли в 1978-м.
Следующим важным шагом для британца стало присоединение к проекту богатого поклонника гонок Теда Тоулмана. Сначала его команда покупала технику на стороне, а затем стала строить машины самостоятельно.
В 1980 году Брайан Хентон и Дерек Уорик заняли два первых места по итогам сезона Формулы 2 на Toleman Hart TG280. Стало ясно, что альянс Тоулмана и Харта готов к шагу вперед.
В Формулу 1
В сезоне-1981 году машины британцев дебютировали в Ф1. На шасси Toleman стояли 1,5-литровые турбомоторы Hart. Позже авторы проекта признавали, что он получился несколько сыроватым: на стартовое поле впервые удалось пробиться осенью в Монце. За весь год Хентон и Уорик смогли стартовать всего по одному разу.
Однако дела развивались, и вскоре квалификация перестала быть для гонщиков Toleman непреодолимой преградой, а в 1983-м команда заняла девятое место в Кубке конструкторов благодаря паре четвёртых мест Дерека Уорика. При этом все отмечали, что своими качествами мотор заметно превосходил шасси.
В сезоне-1984 компания Hart расширила программу, начав поставлять свои моторы командам RAM и Spirit, а в команду Теда Тоулмана пришел молодой Айртон Сенна (на фото). Бразилец едва не одержал сенсационную победу в Монако, а всего по ходу чемпионата трижды поднимался на пьедестал.
Годом позже пилот Toleman Тео Фаби выиграл поул на Нюрбургринге, но к этому времени у босса команды кончились деньги, и проект был продан представителям итальянской текстильной империи Benetton, которые заключили контракт с BMW. Брайан недолго поработал с коллективом Haas, а затем вернулся к тому, с чего начинал – стал модернизировать двигатели Cosworth.
возвращение в Jordan
Харт вернулся в Ф1 в 1993-м. Подготовленные им "атмосферные" моторы V10 появились под капотами машин Jordan. Сезон оказался сложным, лучшими результатами стали пятое место Рубенса Баррикелло и шестое Эдди Ирвайна на Сузуке.
Несмотря на то, что бюджет Hart был куда меньше, чем у компаний-производителей, сотрудничество продолжилось в следующем сезоне и принесло подиум Баррикелло уже во второй гонке – Тихоокеанском Гран При . Позже бразилец завоевал поул в Спа, выехав на подсыхающую трассу в самый верный момент.
Гэри Андерсон отдал дань памяти Брайану Харту
Jordan финишировала пятой в кубке конструкторов, но её ирландский босс прельстился контрактом на поставку заводских двигателей Peugeot, сулящим большие финансовые выгоды.
Харт на два сезона переключился на сотрудничество с Footwork/Arrows: оно принесло третье место Джанни Морбиделли в Аделаиде-95. Затем еще год Брайан поставлял свои движки Minardi.
В начале 1998-го его компанию приобрел Том Уокиншоу и еще два года использовал разработанные британцем V10 на машинах своей команды. Но сам Харт к тому времени уже покинул паддок Больших Призов…
достижения моторов Hart в Формуле 1
Гонок: 177
Побед: 0
Лучший результат: 2-е место
Поулы: 2
Подиумы: 5
Лучшие круги: 2
Круги лидирования: 3
Очки: 70
* - статистика включает выступления команды Arrows в 1998-99 годах