Формула 1: вращение под нагрузкой
Шина Формулы 1 работает в узком температурном диапазоне. Для сликов это примерно 90-110 градусов Цельсия. При более низких температурах резина становится слишком жесткой и не обеспечивает достаточного сцепления. При перегреве она начинает «пузыриться» и разрушаться. Задача инженеров - вывести шины в это «рабочее окно» к моменту выезда болида из пит-лейна. Для этого используют специальные электрические одеяла - термоколодки. Это не просто грелки. Это сложные устройства, которые точно контролируют температуру по секторам покрышки. Инженеры могут выставлять разную температуру для внутренней и внешней части протектора, для плечевых зон. Это связано с тем, что разные участки шины в повороте нагреваются и работают по-разному. Без инженеров процесс напоминал бы игры с выводом денег без вложений, которые хороши на бумаге, но в реальности есть множество нюансов.
Подготовка
Процесс подготовки начинается за час до выезда. Шины помещают в термоколодки, где они медленно прогреваются до заданной температуры. Перегрев так же вреден, как и недогрев. Слишком горячая шина при первом же контакте с трассой начнет перегреваться еще сильнее и быстро деградировать. После установки на болид горячих шин, команда работает очень быстро. У них есть буквально минута, чтобы отправить машину на трассу, пока тепло не ушло в диск и воздух. Выезд на трассу с холодными шинами крайне опасен. Болид ведет себя как на льду, не реагируя на руление и торможение. Первые круги пилоты проводят в интенсивном разогреве, совершая резкие маневры, чтобы быстро поднять температуру в шинах до рабочего уровня.
Контроль давления: невидимый параметр
Давление в шинах - один из самых важных и секретных параметров в Формуле 1. Разница в несколько тысячных долей бара может изменить поведение автомобиля. Слишком низкое давление увеличивает пятно контакта, но приводит к перегреву и повреждению боковины. Слишком высокое - уменьшает пятно контакта, делает подвеску жесткой и снижает сцепление.
Контроль давления начинается еще в гараже. Шины накачивают специальной смесью, состоящей примерно из 80% азота и 20% кислорода. Использование чистого азота, как в некоторых других сериях, запрещено регламентом. Смесь более стабильна, чем воздух, и менее подвержена влиянию температуры. Давление выставляют с точностью до 0,01 бара.
Пилот также получает информацию о состоянии шин. На дисплее его руля может загораться предупреждение, если давление вышло за безопасные пределы. На основе этих данных команда принимает стратегические решения. Если давление растет слишком быстро, пилоту могут посоветовать снизить темп, чтобы сохранить шины для более длительного сегмента гонки. Или, наоборот, если шины работают в идеальном окне, ему дают команду атаковать и показывать всю свою скорость. Давление в шинах превратилось из простого физического параметра в стратегический инструмент, влияющий на исход гонки.

















