Галерея: Формула 1 в годы турбоэры

Питер Миллз отобрал около 80 кадров из коллекции агентства LAT – они позволяют вспомнить о славных страницах прошлого Ф1, начиная с конца 70-х, когда на трассах появились первые машины с наддувными моторами, и до конца 80-х, когда автодромы сотрясались от рёва 1500-сильных турбомонстров

Вновь созданная команда Renault Sport построила первую машины Ф1 с турбомотором в Дьеппе

Ранний ходовой образец турбо-Renault. 1976 год

Проектом Renault Sport руководили Жерер Лярусс (слева) и Жан-Пьер Жабуй (второй слева)

Прототив будущей Renault F1. 1977 год

База Renault F1 в Дьеппе

Жан-Пьер Жабуй позирует с первой собранной машиной Ф1 – и Renault 5

Турбомотор Renault V6 с двумя нагнетателями

Дебют Renault RS01 состоялся в 1977 году в Сильверстоуне, где машина не финишировала из-за поломки

Renault RS01 на британском Гран При 1978 года в Брэндс-Хэтче

Дебют Рене Арну за рулем. Первоначально в команду хотели пригласить Дидье Пирони, но его не отпустил Кен Тиррел, имеющий с пилотом контракт. А вот Джон Сёртиз не стал стоять у Арну на пути

Гран При ЮАР 1980 года. Жабуй (№15) лидирует, а победителем в итоге станет Арну

Рене Арну радуется победе на вершине подиума бразильского этапа в 1980-м

Жан-Пьер Жабуй, чемпион европейской Ф2, был не только пилотом, но и толковым инженером, участвуя в доработке машины

Жабуй на Renault RE20 опережает Ferrari 312T5 Жиля Вильнёва на австрийском этапе 1980 года

Для пионера турбомоторов Жана-Пьера Жабуя сотрудничество с Renault завершилось в 1980 году. На Гран При Канады француз сломал ногу в аварии

Турбо-идею подхватила Ferrari. Дидье Пирони за рулем модели 126CK на трассе Лонг-Бич, 1981 год

Пилоты Ferrari в 1981 и 1982 году – Жиль Вильнёв и Дидье Пирони

Лонг-Бич-1981: Жиль Вильнев лихо вышел в лидеры с пятой стартовой позиции, но ошибся в первом же повороте

Наддувные моторы стала строить и компания Hart, однако пилотам команды Toleman, которая их использовала, нечасто удавалось пройти квалификацию. Шансы Брайана Хентона в Сильверстоуне-81 перечеркнула авария

Монако-81: Жиль Вильнёв обгоняет действующего чемпиона мира Алана Джонса на пути к первой победе турбо-Ferrari

Жиль Вильнёв с конструктором Ferrari Мауро Форгьери (в очках). Гран При Австрии, 1981 год

Пилоты Renault Ален Прост и Рене Арну лидируют в Зандфорте-81

Жиль Вильнев на Ferrari опережает двух чемпионов мира – действующего, Нельсона Пике (Brabham), и будущего, Кейо Росберга (Williams) – чьи машины оснащены 'атмосферниками' Cosworth. Жакарепагуа, 1982 год

Зольдер-82, спустя день после трагической кончины Жиля Вильнёва. Рене Арну (Renault RE30B) опережает на старте Кейо Росберга (Williams FW08 Ford), Алена Проста (Renault RE30B), Ники Лауду и Джона Уотсона (оба – McLaren MP4/1B Ford) и Микеле Альборето (Tyrrell 011 Ford)

Патрик Тамбэ заменил Жиля Вильнёва в Ferrari и победил в Хоккенхайме-82, где его поздравляет Кейо Росберг

Зандфорт-82: пилоты турбо-Renault Рене Арну и Ален Прост впереди соперников на турбо-Ferrari, Дидье Пирони и Патрика Тамбэ

Недостаточная надежность Renault дорого обошлась Просту и Арну в 1982-м. На фото – сход Алена в Монце

Формулу 1 охватила турболихорадка. Кейо Росберг, которому в 1983-м предстояло отстаивать чемпионский титул со старым-добрым Cosworth, изучает на первом этапе в Бразилии Brabham-BMW Нельсона Пике

Ален Прост на трассе Лонг-Бич, 1983 год

Кейо Росберг (№1) опережает Рене Арну на первых метрах гонки в Лонг-Биче в 1983 году. Лидирует Патрик Тамбэ

Андреа де Чезарис возглавляет пелотон Гран При Бельгии 1983 года на разгоне в первому повороту. Выступление в Спа стало для пилота Alfa Romeo сильнейшим в том сезоне, а возможно и в карьере

Honda дебютировала в Ф1 с маленькой командой Spirit/ Стефан Йоханссон на гонке чемпионов 1983 года в Брэндс-Хэтче

Гран При Канады-1983. Рене Арну на Ferrari впереди пилота Renault Алена Проста и пары гонщиков Brabham-BMW Нельсона Пике и Риккардо Патрезе

Пит-стоп Brabham-BMW Риккардо Патрезе в Монреале-83

Нельсон Пике, Ален Прост и Патрик Тамбэ на подиуме британского Гран При. 1983 год

Кейо Росберг делает недвусмысленный намек Фрэнку Уильямсу. С конца 1983 года на машинах Williams появятся турбомоторы Honda

Рон Деннис внимательно изучает мотор TAG Porsche, впервые установленный на McLaren Ники Лауды на Гран При Голландии 1983 года

Подиум этапа в ЮАР 1983 года. Нельсон Пике, финишировав третьим следом за Риккардо Патрезе и Андреа де Чезарисом, стал первым чемпионом турбоэры

Ален Прост за рулем McLaren на пит-лейне в Монако. 1984 год

Единственную победу Ferrari в 1984 году принес Микеле Альборето на Гран При Бельгии в Зольдере

Напарники по Renault Патрик Тамбэ и Дерек Уорик ведут борьбу на британском этапе 1984-го

"С дороги!" – Кейо Росберг недоволен Андреа де Чезарисом на Гран При Великобритании 1984 года в Брэндс-Хэтче

Элио де Анжелис на Lotus лидирует на старте в Хоккенхайме-84. Тот сезон он закончил третьим, уступив лишь Ники Лауде и Алену Просту на непобедимых McLaren

Зандфорт-84: Ален Прост (McLaren MP4/2 TAG Porsche) опережает Дерека Уорика (Renault RE50) и Элио де Анжелиса (Lotus 95T Renault)

Чемпион мира 1984 года Ники Лауда наслаждается атмосферой в Зандфорте

Первая же гонка Ф1 на новом Нюрбургринге началась с массовой аварии в первом повороте. Сразу же сошли Айртон Сенна (Toleman TG184 Hart), Пьеркарло Гинцани (Osella FA1F Alfa Romeo), Марк Зурер (Arrows A7 BMW) и Герхард Бергер (ATS D7 BMW)

Старт решающей гонки сезона-1984 в португальском Эшториле

Патрик Тамбэ обливает шампанским Айртона Сенну, одержавшего первую победу в карьере. Португалия-85

Элио да Анжелис на Lotus возглавляет пелотон в Монреале. 1985 год

Williams-Honda Кейо Росберга на Гран При Монако 1985 года

Ален Прост опережает своего партнёра по McLaren Ники Лауду в Зандфорте-85

В 1985 году Ален Прост и Микеле Альборето спорили за звание чемпиона – но были не прочь вместе отведать пасты

Старт с пробуксовкой от Стефана Йоханссона. Монца, 1985 год

Несмотря на эту стартовую ошибку, Найджел Мэнселл (№5) смог выиграть Гран При Европы 1985 года в Брэндс-Хэтче

Кейо Росберга закрутило после контакта с Айртоном Сенной в Брэндс-Хэтче-85, а Нельсон Пике избрал неверный путь объезда

Борьба колесо в колесо между Эдди Чивером (Alfa Romeo) и Татриком Тамбэ (Renault). Брэндс-Хэтч-1985

Микеле Альборето выбывает из борьбы на Гран При Европы 1985 года из-за отказа турбины

Пьеркарло Гинцани занимает 12-е место по числу стартов на машинах с турбомоторами. На фото – сход итальянца, выступавшего за рулем Toleman-Hart, в Кялами-85

Пьеркарло Гинцани наслаждается атмосферой карнавала в Рио-де-Жанейро

"Автомобиль-камбала" Brabham-BMW Элио де Анжелиса остался без колеса на Гран При Бразилии 1986 года

Нельсон Пике за рулем Williams/ Гран При Испании-86

Benetton Герхарда Бергера высекает искры. ГП Канады, 1988 год

Трасса Поля Рикара, 1986 год: Айртон Сенна (Lotus 98T Renault) и Найджел Мэнселл (Williams FW11 Honda) впереди на старте, а Герхард Бергер (Benetton B186 BMW) объезжает заглохшую на решетке Ferrari F186 Микеле Альборето. Гонку выиграет Мэнселл

Айртон Сенна, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл на подиуме в Хоккенхайме-86

Избежав контакта с закрутившейся Arrows Кристиана Даннера, Ален Прост ведет McLaren к финишу Гран При Венгрии. В сезоне 1986 года француз во второй раз стал чемпионом мира

Minardi Алессандро Наннини оснащена турбодвигателеи Motori Moderni – сколь маломощным, столь и ненадёжным. Монца-86

Lotus Джонни Дамфриза на Гран При Австрии 1986 года

Герои трибун Нельсон Пике (Williams) и Айртон Сенна (Lotus) впереди на старте бразильской гонки 1987 года. Следом пилоты Benetton Тео Фаби и Тьерри Бутсен, пятёрку замыкает Найджел Мэнселл на второй Williams

Найджел Мэнселл, Williams-Honda. Гран При Великобритании 1987 года

Борьба Мэнселла и Фаби на австрийском этапе 1987 года

Ален Прост выходит в лидеры по числу побед за карьеру. ГП Португалии 1987 года

Раскалённые тормоза на Arrows-Megatron Дерека Уорика. Ле-Кастелле-87

Найджел Мэнселл высекает снопы искр на пути к победе в Хересе. 1987 год

Стена огня за Arrows Дерека Уорика в Хоккенхайме-1987

Нагретые докрасна турбины на Benetton-Ford. Гран При Австрии 1987 года

Борьба Дерека Уорика и Стефана Йоханссона в Хересе-87

У Нельсона Пике не было поводов для радости в 1988 году. Все победы делили пилоты McLaren, а лучшие дни его команды Lotus остались в прошлом

Айртон Сенна лидирует на старте гонки 1988 года в Детройте

Айртон Сенна в боксах городской трассы в Детройте, 1988 год

Единственный раз за весь сезон-1988 пилоты турбо-McLaren не смогли выиграть в Монце. Гонка закончилась эмоциональным дублем Ferrari, а со следующего года в Ф1 запретили моторы с наддувом