Андреа де Чезарис (1959 - 2014)
Андреа де Чезарис заработал репутацию человека-аварии, которая, к большому сожалению, не позволила многим составить верное впечатление о его гоночном таланте.
Итальянца, погибшего в минувшее воскресенье в аварии за рулём мотоцикла, в действительности можно считать одним из быстрейших пилотов в истории – из числа тех, кому так и не удалось хоть раз одержать победу в Гран При.
После успешной карьеры в картинге, де Чезарис заявил о себе за рулём гоночного автомобиля – в британском чемпионате Формулы 3 он стал вице-чемпионом сезона-1979, уступив лишь бразильцу Шику Серре.
Андреа перешел в Ф2, где оказался в команде Project 4, у руля который стоял Рон Деннис. Пилот стартовал с поула в Хоккенхайме и победил в Мизано, а сезон закончил на пятой позиции.
Гонщик получил поддержку Marlboro через итальянское отделение Philip Morris. Этот же бренд был спонсором заводской команды Alfa Romeo в Ф1, что позволило молодому пилоту провести в её составе два Гран При.
Их итог оказался не слишком удивительным для гонщика, который за карьеру стартовал 208 раз, но всего 65 смог добраться до клетчатого флага – в дебюте де Чезарис проехал всего восемь кругов до отказа мотора в Канаде, а на американской трассе Уоткинс-Глен он почти сразу попал в аварию.
Но уже в следующем году он выступал в Ф1 по полной программе, представляя McLaren Рона Денниса при поддержке той же Marlboro.
Чемпионат вышел кошмарным для начинающего пилота: заработать удалось всего одно очко за шестое место в Имоле, причем в квалификациях Андреа смотрелся куда менее выразительно, чем его опытный напарник Джон Уотсон, а в гонках постоянно допускал ошибки.
Острый на язык Джеймс Хант сказал как-то: «Похоже, этот парень просто не может ни в кого не врезаться».
Деннис уволил де Чезариса, и тот перешел в Alfa Romeo. Именно с этой командой в 1982 и 1983 годах он провел свои самые убедительные сезоны. Опыт позволил выступать стабильнее, а машина у миланцев получилась весьма быстрой – правда, ей хронически недоставало надёжности.
Однако итальянец регулярно квалифицировался в первой десятке, а на трассе Лонг-Бич и вовсе стал самым молодым на тот момент обладателем поула (этот рекорд перекрыл лишь спустя 12 лет Рубенс Баррикелло).
Стартовав первым на городской трассе, Андреа 14 кругов сдерживал прессинг Ники Лауды на McLaren, но затем произошло неизбежное: обгоняя на круг пилота March Рауля Боэзела, римлянин решил помахать тому кулаком за неуступчивость. Из-за этого он не успел вовремя переключить передачу и пропустил Лауду. А затем и вовсе разбил машину.
Де Чезарис мог выиграть Гран При Монако, невероятно богатый на всевозможные происшествия. Гонщик лидировал за полтора круга до финиша, но топливо в баке подошло к концу, и до клетчатого флага он добрался только третьим. Кроме того, он заработал очки за шестое место в Канаде.
Сезон-1983 прошел в похожем ключе: если получалось добраться до финиша, результат оказывался хорошим. Вторые места в Германии и ЮАР позволили завершить сезон восьмым – как оказалось, этот результат так и остался лучшим в карьере гонщика.
Расставание Marlboro с Alfa Romeo вынудило Андреа перебраться в Ligier. Сотрудничество не принесло больших успехов и завершилось досрочно после памятной аварии с серией переворотов на австрийском этапе 1985 года.
Итальянец перебрался в Minardi, оттуда в Brabham, где пополнил свою коллекцию кубком за третье место в Спа, а после оказался в крохотной команде Rial, которой удивительным образом принёс четвертое место в Детройте-88.
Два года в Scuderia Italia прошли в похожем ключе: череда нерезультативных гонок и жемчужина – еще один подиум на канадском этапе в сезоне-1989. То был пятый и последний раз, когда де Чезарис поднялся на пьедестал.
Когда Эдди Джордан, готовясь запустить в 1991-м собственную команду в Ф1, подписал контракт с Андреа, тот имел явный имидж нестабильного и вообще не самого лучшего пилота. Потому главный конструктор Гэри Андерсон немало волновался. Но его сомнения оказались напрасны.
«Когда Эдди сказал о приглашении де Чезариса в команду, я подумал, что он рехнулся, – вспоминает Андерсон. – Но все оказалось абсолютно не так. Нам требовался опытный пилот, и Андреа стал одним из важнейших элементов Jordan F1. Он принёс нам знания, опыт, скорость и энтузиазм.
Оказавшись в роли лидера команды, пилот ощутил ответственность – и позволил проекту Джордана добиться немалых успехов».
Ветеран четырежды зарабатывал очки и едва не выиграл в Спа – он нагонял возглавлявшего гонку Айртона Сенну, когда незадолго до финиша не выдержал мотор.
Два сезона в Tyrrell также ничем не напоминали о человеке-аварии, причем в 1992-м итальянец также регулярно финишировал в первой шестёрке.
Казалось, карьера подошла к логическому завершению. Но весной 94-го Эдди Ирвайна отстранили от выступлений на пару этапов. В Японии за руль сел Агури Сузуки, а на этап в Монако Эдди пригласил де Чезариса – и тот стал четвёртым!
В том же сезоне он девять раз выступил за Sauber, придя на замену попавшему в аварию Карлу Вендлингеру.
Окончательно повесив шлем на гвоздь, Андреа де Чезарис обратил свое внимание на дела и хобби – он занимался финансами, а в свободное время ловил ветер на доске под парусом.
Когда в 2005-м году был запущен "ветеранский" гоночный проект Grand Prix Masters, бывший гонщик вернулся за руль, трижды стартовал – и, вопреки прежней репутации, во всех случаях добрался до финиша. Лучшим результатом стало четвёртое место.