Анализ: Почему Формула 1 теряет небольшие команды
Формула 1 давно уже стала дорогим удовольствием, но отсутствие Caterham и Marussia на стартовой решетке в Остине возобновило разговоры о том, насколько все-таки жизнеспособна бизнес-модель чемпионата.
Если потерю одной команды можно было списать на внутренние обстоятельства, то потенциальное исчезновение двух коллективов стало сигналом, что ситуация в спорте развивается неправильно.
И сразу вспоминаются попытки президента FIA Жана Тодта взять под контроль ситуацию с ростом расходов на старте сезона, после чего ему пришлось отказаться от своей идеи из-за нежелания ведущих команд идти на уступки.
Это обстоятельство разочаровало скромные коллективы, которые вынуждены были выживать на фоне сокращения доходов от спонсорской помощи и в связи с ростом расходов из-за перехода на гибридные силовые установки.
В Формуле 1 всегда существовала проблема единства команд в вопросе сокращения бюджетов, при этом многие из них тратили значительно больше, чем зарабатывали. Но скромные коллективы не сдавались в попытках убедить Жана Тодта действовать агрессивнее, показав ему реальные расходы команд-середняков для конкуренции в Ф1.
Копия письма на имя Тодта от Caterham, Marussia, Sauber и Force India попала в руки AUTOSPORT, что позволило оценить, насколько дорогой стала современная Формула 1.
Приведенные в письме данные стали ярким примером, сколько командам из середины пелотона приходится тратить денег для существования, не считая расходов на зарплаты пилотам, аренду помещений, маркетинг, медиауслуги и т.д.
Более крупные команды тратят больше, а в отдельных случаях эта разница просто колоссальная, тогда как в Caterham и Marussia старались максимально экономить.
Недовольство команд было вызвано следующими расценками в Формуле 1:
Гибридные силовые установки – $28 млн;
Коробки передач и гидравлические системы - $5 млн;
Топливо и смазки - $1,5 млн;
Шины - $1,8 млн;
Электроника - $1,95 млн;
Программное обеспечение - $3 млн;
Поездки и гоночное оборудование - $12 млн;
Разработка и строительство шасси - $20 млн;
Аэродинамическая труба и гидродинамическое моделирование - $18,5 млн;
Запчасти и обслуживание на базе - $2 млн;
Специализированные услуги – $1,5 млн;
Грузоперевозки - $5 млн;
Общие расходы: $120,25 млн.
Конечно, такие высокие расходы становятся проблемой, если доходы команды не позволяют их покрыть. Для таких коллективов как Sauber и Toro Rosso доход от коммерческих прав Формулы 1 приносит около 55 миллионов долларов – примерно половину необходимой суммы для покрытия вышеперечисленных затрат.
На фоне глобального замедления на финансовых рынках и в свете отсутствия спонсоров, которых всё меньше приходит в Ф1, разница между расходами и доходами становится слишком высокой. Экономика спорта просто не работает.
И Caterham с Marussia уже пришлось заплатить за эту нестабильность, причем неутешительные сигналы поступают из стана других команд.
Руководство Williams сообщило об убытках в размере 20 миллионов фунтов стерлингов по итогам первого полугодия 2014 года, тогда как команда Lotus вынуждена была резко сокращать свои расходы, чтобы остаться на плаву.
Если руководство Ф1 честно не признает тот факт, что финансовая структура чемпионата является нежизнеспособной, то сохранится высокий риск дальнейшего ухода команд из спорта.