Какие перемены необходимы в управлении Формулы 1?
Последними откровениями исполнительного директора Формулы 1 Берни Экклстоуна стали призывы отказаться от формата Стратегической Группы Ф1 из-за ее нелепых предложений по повышению зрелищности гонок в 2016/17 годах на фоне отсутствия малейшего прогресса в вопросе сокращения расходов.
Но если Стратегическая Группа Ф1 не подходит на роль органа, который бы определял вектор развития спорта, то кто должен взять на себя эту ответственность? Обозреватели AUTOSPORT обсудили альтернативные варианты управления спортом.
Отказ от Стратегической Группы Ф1
Иан Паркес: Берни Экклстоун, Кристиан Хорнер и Пол Хембри абсолютно правы в том, что пришло время отказаться от Стратегической Группы Ф1. Сама концепция изначально была нелепой, когда за одним столом оказывались представители шести ведущих команд, FIA и FOM, а мнение небольших частных коллективов никто даже не спрашивал.
Ни в одном другом виде спорта при принятии ключевых решений нет так много сторон, которые представлены в руководящем органе чемпионата, при этом каждый участник в большей степени демонстрирует эгоизм по отношению к коллегам. Даже если бы четыре частные команды посадили за общий стол, то просто количество голосов увеличилось бы на четыре, что лишь привело бы к большему беспорядку.
Сейчас я отчасти готов поддержать Экклстоуна в утверждении, что нужно вернуться к былым временам «Шоу Берни и Макса», когда Экклстоун и бывший президент FIA Макс Мосли использовали тактику "разделяй и властвуй". FIA, как руководящий орган чемпионата, должна получить возможность участвовать в заседаниях различных Рабочих Групп, чтобы определять ключевые изменения правил без влияния команд на принятие окончательного решения.
Как уже сказал Хорнер, командам просто должны представить проект нового регламента, а они сами решат, стоит ли им принимать в нём участие. Что же касается Экклстоуна, то он должен сосредоточиться на том, что у него получается лучше всего – вести переговоры и подписывать соглашения с владельцами трасс, промоутерами и телекомпаниями, гарантируя максимально выгодные условия для спорта.
Ф1 нужна демократия
Бен Андерсон: Я не согласен с заявлением Берни Экклстоуна, что Формуле 1 не нужна Стратегическая Группа. Любой, кто говорит о чрезмерной демократии, сразу попадает под сомнение в моих глазах.
Стратегическую Группу следует не распустить, а переформатировать. Проблема заключается не в чрезмерной, а в недостаточной демократии. Нынешний формат – непроработанная концепция с правильными целями. Чтобы был толк, нужно расширить представительство команд в СГ.
Во-первых, там должны присутствовать не 60% участников чемпионата, отобранных благодаря их результатам и контрактам с владельцами коммерческих прав. Кроме того, все представители Стратегической Группы Ф1 должны иметь равные полномочия.
Я считаю, что в СГ должны входить не только команды, представители FOM и FIA, а также промоутеры отдельных этапов, пилотов [от лица Ассоциации гонщиков Ф1] и, возможно, даже представители фанатов Ф1, создав предварительно организацию, которая бы их объединяла.
Вот такая Группа в расширенном формате должна голосовать по всем стратегическим вопросам. При этом голос FIA должен быть сопоставим с голосом всех команд. Решение должно приниматься простым большинством голосов.
Этот формат позволил бы создать более благоприятные условия для сотрудничества, лишив отдельных участников чемпионата возможности отстаивать сугубо личные интересы. Я понимаю, что такая концепция неидеальна, но она явно лучше той, что мы видим сейчас.
Дайте командам право голоса, а не власть
Лоуренс Барретто: Сама идея создать группу, которая бы прорабатывала идеи, направленные на улучшение Ф1, вполне логична. При этом никто не знает этот спорт лучше, чем сами команды. Проблема Стратегической Группы Ф1 не в том, что мы видим там лишь шесть из десяти команд, а в том, что все они получили право голоса для принятия решений, которые затем рассматривает Комиссия Ф1 и Всемирный совет FIA по автоспорту.
Вы знаете другой вид спорта, где команды непосредственно влияют на написание правил чемпионата? Вы не увидите, как Манчестер Юнайтед или Сити определяют новый формат Английской Премьер-Лиги, поскольку этими вопросами занимается исключительно местная Футбольная ассоциация.
Выход из ситуации довольно прост. FIA – руководящий орган Формулы 1, поэтому он и должен отвечать за написание правил и внесение изменений в регламент. Команды же должны иметь право предложить свои идеи, часть из которых федерация бы брала на вооружение, но участники чемпионата не должны принимать окончательное решение.
Это ускорило бы и весь процесс изменения регламента, ведь решение принимала бы одна сторона, а не целая группа, где поиск компромисса зачастую сводится к делению на ноль, когда команды пытаются учесть интересы каждого участника. Если же кого-то не устроят правила, предложенные FIA, то этот коллектив может уйти из Ф1. Всё очень просто.
Определите приоритеты
Гэри Андерсон: Формула 1 должна сохранить Стратегическую Группу, но сама она должна изменить свой принцип работы. Сейчас СГ отличается неспособностью принять любое решение, поэтому в новом формате должны быть представлены все важные элементы.
Единственный представитель каждой стороны должен прийти и обозначить список приоритетных вопросов, направленных на повышение зрелищности Ф1 с целью роста аудитории Больших Призов.
FIA, FOM, пилоты, команды, промоутеры, спонсоры, поставщик(и) шин, телекомпании, старые и новые СМИ, а также поклонники должны получить представительство в СГ. Всего одиннадцать человек с равными правами.
Каждая сторона выберет своего представителя, чтобы голос всех команд был эквивалентен голосу телевизионщиков. Выбрать одного представителя поклонников автоспорта сложнее, но нет сомнений, что их голос следует учитывать. Фактически они являются главной составляющей Ф1, ведь без них ничего бы не было.
Решения должны приниматься 60% голосов, а затем конкретные люди или группа специалистов занималась бы реализацией идеи. Если речь идёт об изменениях Технического регламента, то соответствующие специалисты должны сесть и написать правила.
Формула 1 не имеет права дальше бездействовать. При этом любые решения должны быть приняты не для виду, а с конкретной целью изменить какой-то момент в лучшую сторону. Слишком много людей затянули с празднованием победы, что в итоге обошлось им в копеечку и лишило спорт шанса двигаться вперед.
ПРОВЕДЕНИЕ РЕАЛИСТИЧНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Дитер Ренкен: Как журналист, освещающий подробности работы Стратегической Группы, я хорошо осведомлён об обязательствах менеджмента Формулы 1.
Так что вопрос состоит не в том, что может быть сделано, а в том, что возможно в рамках соглашений, действующих до 2020 года. А возможно совсем немногое, поскольку руководство Ф1 обязано предоставить дискуссионную площадку для четырёх основных коллективов, команды Williams (в память о её достижениях) и одно "плавающее" место.
Во избежание правовых споров СГ должна давать одинаковые возможности всем командам. Самым эффективным было бы вернуться к процедурам соглашения 2010-2012 годов, когда все команды были представлены в Спортивных / Технических Рабочих Группах.
Разница состоит в том, что это должна быть одна, а не две площадки, у FIA/FOM должно быть по 6 голосов, и у каждой команды - по одному. С Haas и потенциальным новичком наберётся 12 командных голосов, их также можно разделить поровну между FIA/FOM и командами. Для планирования нововведений на следующий год будет необходимо 70% голосов, в наиболее важных вопросах потребуется единогласие.
После этого СГ будет продвигать предложения в Комиссию Ф1, в состав которой входят FIA/FOM, команды, спонсоры / технические партнёры и промоутеры, для проведения проверок и принятия равновесных решений путём той же самой структуры голосования. Дальше эти предложения будут передаваться во Всемирный совет FIA по автоспорту на ратификацию и внедрение.
Конечно, это не радикальное изменение, однако наилучшее возможное решение в рамках текущих стандартов и значительное изменение существующей неравноправной и абсурдной структуры, поскольку оно даёт голоса всем командам, снижая в то же время влияние менеджмента Ф1, озабоченного увеличением прибыли акционеров.
СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ГРУППЫ
Эдд Стро: Основное нарекание, возникающее относительно Стратегической Группы или любого из предшествовавших ей органов, состоит в том, что слишком многие пытаются продвинуть личные, а не коллективные интересы.
Поэтому я бы хотел увидеть создание независимой группы, работающей совместно с FIA, менеджментом Ф1 и командами и призванной служить удовлетворению интересов Формулы 1. Обеспечивать её независимость будет сложно, однако это лучший способ гарантировать её работу на благо Ф1.
Группе потребуется реальный бюджет, позволяющий ей проводить независимые исследования. Вы хотите изменить технические правила? Что ж, вот проект, помогающий понять, будет ли эффект от этих изменений.
Группа также будет привлекать к общению другие заинтересованные стороны – команды, вещателей, промоутеров, СМИ, фан-группы, спонсоров. Вместо того, чтобы высасывать идеи из пальца, она будет внимательно рассматривать те из них, которые кажутся применимыми.
Также группа будет способствовать более глубокому пониманию того, что такое Формула 1. Вместо расплывчатых целей этот орган может приложить реальные усилия к достижению того, чего он старается добиться.
Конечно, потребуются инвестиции, однако у Формулы 1 большие доходы. Под управлением достойного лидера и с командой людей, уделяющих всё своё внимание развитию Формулы 1, а не достижению собственных целей на основе частичной занятости, потенциал этой группы будет просто огромным.