Цитаты накануне Гран При Бахрейна: Lotus
Кими Райкконен
Должно быть, после подиума в Шанхае вы чувствуете себя отлично?
Это был нормальный уик-энд, но не победный, к тому же, сейчас лишь начало сезона, так что особых поводов для радости пока нет.
Что вы думаете по поводу предстоящей гонки в Бахрейне?
В прошлом году гонка здесь сложилась для нас хорошо. Это был мой первый подиум в команде из Энстоуна, и мы отлично боролись на протяжении всей дистанции. В квалификации мы немного намудрили, в итоге вынуждены были стартовать с 11-го места. Но в гонке я заставил шины работать на максимуме и др конца боролся за победу, что всегда приятно.
Вы сражались за первое место в гонке с Себастьяном Феттелем. Оглядываясь назад – была ли возможность его обогнать?
Да, я мог попытаться атаковать его с другой стороны! У меня был лишь один шанс, и я выбрал неправильную траекторию для обгона. После этого новой возможности атаковать уже не представилось, и я остался вторым, что тоже хорошо, хоть и всегда приятнее финишировать на верхней ступеньке подиума.
Как вам трасса в Бахрейне?
Мне она нравится. Я провел здесь несколько отличных гонок и заработал много очков, хоть ни разу и не выиграл. Эта трасса немного отличается от всех остальных в календаре чемпионата, приятно побывать в месте, где столько песка! Куда ни глянь - сплошной песок, его даже в паддоке полно. Я никогда не побеждал на этой трассе, так что, возможно, в этом году мне удастся что-то изменить.
Насколько сложно идеально настроить машину на этой трассе?
Найти подходящие регулировки здесь очень непросто, так как состояние трассы постоянно меняется на протяжении всего уик-энда, кроме того, ветер тоже может влиять на баланс машины. Это одна из наиболее сложных трасс в плане настройки машины, зато дождь бывает редко!
Как насчет еще одного хорошего результата?
Если не брать в расчет Малайзию, остальные две гонки в это сезоне мы провели очень хорошо, но это лишь начало сезона, так что пока рано о чем-то говорить. То, что в прошлом году мы выступили здесь успешно, еще не означает, что в этом году мы сможем повторить такой результат. Нужно стремиться выкладываться по максимуму в каждой гонке и пытаться зарабатывать как можно больше очков, чтобы продолжать бороться в чемпионате. Если все сложится нормально, то мы снова сможем показать хороший результат. Но что-то обещать бессмысленно. Это гонки - если какая-нибудь неприятность может случиться, она нередко случается.
Как вы восприняли второе место на Гран При Китая?
Второе место - не то, на что мы рассчитывали перед гонкой, но, с учетом всех обстоятельств, это был лучший возможный результат. Я не был полностью удовлетворен, так как мы не смогли выиграть, но как вышло, так вышло, и второе место - хороший результат, учитывая мой плохой старт и инцидент с Серхио [Пересом].
Не собираетесь ли вы соответствующим образом изменить конструкцию машины в будущем?
Очень неприятно, когда пилот медленной машины перед тобой ведет себя именно так, но никогда не знаешь, произойдет ли это вновь. Конечно, такая конструкция машины недопустима, иначе мы бы всегда так ездили. Но я был приятно удивлен тем, что она по-прежнему хорошо управлялась. Конечно, были некоторые сложности в пилотировании, включая недостаточную поворачиваемость, но я пытался приспособиться к новым условиям, и мне удалось набрать неплохой темп.
Разговоры о шинах вновь выходят на передний план. Что вы думаете по этому поводу?
Думаю, с этими шинами пилоты могут атаковать, но до идеала всегда далеко. Вы не можете атаковать на 100% на протяжении всей гонки. Мне кажется, эта резина позволяет показывать неплохие времена в квалификации и обладает хорошими сцепными характеристиками, остальное зависит от гонщиков - просто в гонке нужно внимательнее следить за состоянием шин. В целом резина не слишком отличается от прошлогодней - по крайней мере, для нас, так что я не понимаю, почему все на нее жалуются.
Ромен Грожан
Можно ли сказать, что уик-энд в Китае сложился не совсем так, как вам бы того хотелось?
Не могу сказать, что я доволен девятым итоговым местом, но, по крайней мере, я заработал очки. Это была очень длинная и сложная гонка, и мне было по силам выступить лучше. Я стартовал с шестой позиции и, думаю, мог претендовать на место в первой пятерке – но, к сожалению, не получилось.
Как вы считаете, в какой момент все пошло не так?
Мы на протяжении всего уик-энда пытались найти правильный баланс. В квалификации все было куда лучше, чем в гонке. Я прилично стартовал, отыграл пару позиций и на короткое время приблизился к Кими, но затем шины вдруг начали сдавать, и я откатился назад. Далее по ходу гонки я застрял в трафике, что никогда не идет на пользу. Но нам есть над чем работать, чтобы улучшить машину.
Что чувствуете накануне Гран При Бахрейна?
От прошлогодней гонки здесь у меня остались сплошь положительные воспоминания! Машина в условиях жары работала великолепно, так что я с нетерпением жду этого этапа. Погодные условия обещают быть постоянными, что всегда идет на пользу, когда вы пытаетесь подобрать регулировки машины на уик-энд.
Похоже, сейчас вам приходится непросто в плане поиска оптимальных настроек?
Я бы слукавил, если бы сказал, что машина едет так, как мне бы того хотелось: нам стоит огромных усилий найти приемлемые регулировки, чтобы я чувствовал машину. Для гонщика это очень мучительно, так как всегда хочется добиться, чтобы машина была послушной и делала именно то, чего ты от нее ждешь. Конечно, мы не единственные в пелотоне, кто испытывает подобные трудности на старте сезона, но мы хотим решить эти проблемы как можно скорее. Я провожу массу времени с инженерами, и мы делаем все, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Что вам понравилось в Бахрейне в прошлом году?
Я знаю эту трассу еще по младшим сериям, она хорошо подходит мне по своим характеристикам - эти жесткие торможения в конце прямых, участки со сменой направлений и двойной левый поворот во втором секторе - отличная трасса. В прошлом году нам удалось найти неплохой баланс машины и заставить E20 хорошо работать с резиной. Новое шасси унаследовало характеристики прошлогодней машины, так что будем надеяться, что и в нынешнем году все пройдет неплохо.
Что вы чувствовали, впервые поднявшись на подиум в Бахрейне в прошлом году?
Было очень приятно завоевать свой первый подиум, к тому же, это был великолепный день для всей команды, которая прекрасно поработала. Думаю, для нас это был чуть ли не идеальный день.
Какие цели вы ставите на предстоящую гонку?
Главная цель - найти общий язык с машиной. Я хочу бороться за подиумы и показывать скорость, которая была у меня в прошлом году. Надеюсь, очень скоро мы этого добьемся, и Бахрейн - идеальное место для того, чтобы вновь начать завоевывать немало очков или даже постараться вернуться на подиум. Раньше мы были здесь очень быстры, и я не вижу причин, почему что-то должно измениться.
Эрик Булье, руководитель команды
Команда наверняка едет в Бахрейн в хорошем настроении?
После отличного результата в Австралии мы покидали Малайзию с некоторым разочарованием. И возвращение Кими на подиум в Шанхае стало отличным средством избавиться от негативных эмоций. Финиш в первой тройке всегда доставляет очень позитивные ощущения.
Как бы вы сформулировали главные итоги Гран При Китая?
Результат получился отличным, но не превосходным. Кими еще раз доказал, что входит в число быстрейших пилотов Ф1, на этот раз ему не помешали даже повреждения машины. Мы смогли разработать для него успешную тактику, и он переиграл Льюиса Хэмилтона и Mercedes в очень упорной борьбе.
Если бы он чуть лучше начал движение по сигналу стартового светофора и не столкнулся на дистанции с Серхио Пересом, то наверняка смог бы поспорить за победу с Фернандо Алонсо и Ferrari. Именно такую цель мы перед собой ставим.
Для Ромена все оказалось несколько сложнее, однако он тоже заработал очки, что радует. По нашим ощущениям, он достиг поворотной точки, и дальше его дела должны пойти в гору.
Гонка в Бахрейне уже совсем скоро, можно ли рассчитывать на еще один хороший результат?
Наша машина смотрится уверенно на старте сезона – так что такое вполне возможно. Гран При Бахрейна стартует всего через дней после китайского этапа, да и в прошлом году мы добились там хорошего результата. Так что все говорит в нашу пользу.
Однако в спорте никому и ничего не гарантировано. Так что в Бахрейне мы будем подходить к работе в точности так же, как и не остальных этапах.
В этом сезоне много говорят о шинах – это хорошо?
От имени участников чемпионата мы обратились к компании Pirelli с просьбой сделать такую резину, которая обеспечивала бы разнообразие тактических схем. Освоиться с новыми шинами – это часть игры.
Мы уже видели в этом сезоне несколько отличных гонок, и заслуги Pirelli здесь нельзя не признать. Составы шины в Бахрейне останутся прежними, так что задача команд и пилотов – с максимальной эффективностью использовать их потенциал.
Кими сейчас, похоже, на коне – а вот у Ромена есть определенные сложности…
Перед Роменом стоит непростая задача: выступать на той же машине, что и Кими – один из самых одарённых пилотов паддока. Финн располагает потрясающим опытом, он вернулся в чемпионат в прошлом году и сходу стал показывать отличные результаты. Ромен был очень хорош на старте прошлого сезона, Кими превосходно начал нынешний.
Он делает именно то, чего вы ожидаете от гонщика, выкладываясь на трассе на 100%. Для Ромена это не лучшая новость, потому что временами одолеть нынешнего Кими просто нереально. В то же время, это уникальная возможность – учиться у одного из лучших. Если Ромен будет извлекать из этих уроков пользу и регулярно зарабатывать очки, мы сочтем, что он успешно справляется со своей задачей.
Команда может принять участие в споре за титул?
Мы вновь продемонстрировали, что готовы спорить за подиумы, но ситуация в Ф1 постоянно меняется. Важно сохранять поступательный импульс, и в стремлении достичь поставленной цели мы воспользуемся всеми имеющимися средствами.
Соперники сильны, у них есть серьезные ресурсы. Нам нужно регулярно доказывать свою скорость по ходу всех 19 этапов сезона. Все в Энстоуне намерены выполнить эту задачу, потому каждый успешный Гран При приносит так много радости. И мы надеемся, что таких поводов будет еще много.
Джеймс Эллисон, технический директор
Вы занимаете второе место в чемпионате и третью позицию в Кубке конструкторов, что весьма неплохо. Что скажете об этапе в Китае?
Конечно, всегда хочется одержать победу, однако мы добились хорошего результата. Учитывая плохой старт, а также инцидент с Серхио [Пересом] на пятнадцатом круге, мы завоевали заслуженное второе место, поэтому можем быть вполне этим довольны. Также приятно видеть, что машина ведет себя неплохо на разных типах трасс, хотя в Малайзии это было не очевидно из-за плохих погодных условий. Говоря об этом, я думаю, что команда была бы полностью довольна, если бы наши пилоты завоевали максимальные результаты, что является нашей главной целью.
У Кими оказался поврежден носовой обтекатель после столкновения на Гран При Китая – повлияло ли произошедшее на скорость машины и почему вы решили не менять переднее антикрыло?
Нам определенно не следовало этого делать. Мы теряли около четверти секунды на каждом круге, и, учитывая, что столкновение произошло на 15-м круге, к концу гонки общие потери составили около десяти секунд. Замена антикрыла потребовала бы более семи дополнительных секунд к времени обычного пит-стопа, поэтому вы вправе говорить о целесообразности замены, поскольку на финише гонки мы бы оказались ближе Фернандо [Алонсо].
Но реальность такова, что в результате незапланированного пит-стопа Кими оказался бы в трафике [учитывая его местоположение на трассе], и мы бы потеряли от этого больше, чем приобрели. В команде приняли наилучшее решение. Кими пришлось адаптировать свой стиль пилотирования, чтобы в сложившейся ситуации добиться максимума - на поврежденной машине он смог сильно выступить и финишировать вторым.
Расскажите о Ромене и проблемах, которые он испытывает с машиной.
Правда заключается в том, что здесь нет его вины. Ромен быстр и бережно обращается с резиной, однако на сегодняшний день мы не смогли не предоставить ему стабильную машину, на которой он смог бы показать весь свой талант. Дело не в нем – просто мы до сих пор не смогли найти для Ромена подходящие настройки: на примере Кими нам уже понятно, что с E21 не так просто управиться. В его случае нам удалось разобраться с этой проблемой в первых двух-трех гонках сезона, и теперь нам нужно убедиться в том, что команда предоставит Ромену все возможности, чтобы продемонстрировать свой талант.
Некоторые могут спросить вас, почему вы не используете на машине Ромена настройки Кими, если они ему лучше подойдут? В чем заключается разница?
В первую очередь потому, что у гонщиков разные стили пилотирования. Кими использует передние шины активнее, в то время как Ромен больше задействует задние, поэтому в любом случае настройки машин отличаются. Во-вторых, мы не уверены, что если одинаково настроим оба автомобиля, то получим схожие результаты, поэтому было бы неправильно говорить о том, что использование настроек машины Кими способно решить проблему.
В теории, в Бахрейне Lotus придется непросто. Насколько, по вашему мнению, E21 подойдет эта трасса?
В прошлом году мы выступили здесь хорошо, и я надеюсь, что в этот раз история повторится. В Бахрейне есть некоторые особенности, что внушает нам оптимизм перед стартом уик-энда. Например, автодром в Сахире наиболее требователен к задним шинам, и если мы отыщем правильные настройки, то резина не будет столь сильно изнашиваться.
Во-вторых, у нас есть гонщик, способный демонстрировать высокую скорость, не сильно нагружая задние шины – речь о Кими. Анализируя расстановку сил накануне старта этапа, очевидно, что в этом году несколько команд очень сильны, поэтому мы ожидаем плотной борьбы.
Какие новинки ожидаются в Бахрейне?
Мы не планируем никаких серьезных обновлений, но опробуем модификацию подвески - она станет развитием той конструкции, которую мы использовали на предсезонных тестах, и обещает дать положительный эффект. Вы всегда стараетесь найти правильный баланс между механическим сцеплением, которое обеспечивает подвеска, взаимодействуя с шинами, – и оптимальным дорожный просветом. В команде считают, что это решение позволит нам сделать шаг вперед в достижении этой цели.