Неисполнительный лидер Mercedes. Памяти Ники Лауды
У многих в паддоке был зуб на Ники Лауду. Кому-то прямолинейный австриец нагрубил, кого-то обошёл в погоне за более выгодной сделкой, однако все его уважали — в конце концов таковы правила «Пиранья клуба» – либо победишь ты, либо победят тебя. И Ники Лауда всегда изо всех сил старался быть тем, кто победит — даже после окончания карьеры пилота.
К проекту Mercedes в Формуле 1 Ники Лауда присоединился осенью 2012 года — австриец получил должность неисполнительного председателя совета директоров. А через несколько дней после этого о переходе в команду из Брэкли объявил Льюис Хэмилтон — именно Лауда вёл с британцем переговоры и склонил его в пользу немецкой команды.
Ещё через полгода автоспортивное подразделение Mercedes возглавил Тото Вольф — и долгое время командой управляли он и Росс Браун. Однако вскоре, в июне 2013-го, именно с подачи Лауды в Mercedes из McLaren пришёл Пэдди Лоу. Это предрешило судьбу Брауна – он должен был покинуть проект. Его обязанности на посту технического директора принял на себя Лоу, а главой команды стал Вольф. Так Лауда де-факто положил конец двоевластию в Mercedes F1 и заложил ту структуру, с которой в следующие пять лет она будет непобедима.
Лауда был одним из столпов команды, когда между Хэмилтоном и Нико Росбергом разгорелся конфликт — сначала пилоты столкнулись в Спа в 2014-м, а в 2016 году они вынесли друг друга на старте Гран При Испании. Тогда Mercedes пригрозил обоим гонщикам увольнением в случае повторения инцидента.
Отношения Льюиса и Нико с тех пор не сильно улучшились, но подобного больше не повторялось. И именно Лауда объяснил тогда руководству, как именно нужно решать проблему, поскольку Ники — единственный гонщик во главе Mercedes. Да, Тото Вольф тоже периодически выступает в любительских соревнованиях, но ему никогда не приходилось целый год гоняться на пределе возможностей — физических и моральных. А Лауда ради Формулы 1 даже выбрался с того света, когда чуть не сгорел заживо на Нордшляйфе.
Именно Лауда привил Mercedes дух постоянной борьбы. Даже будучи чемпионами мира немцы постоянно искали возможности сделать машину ещё быстрее и закрепить преимущество, потому что Ники, в отличие от бизнесменов и коммерческих директоров, знал, насколько хрупким может быть отрыв в Формуле 1.
Ники Лауда: Только вперед! Нужно сделать это в шестой раз!
Нельзя сказать, что австрийский чемпион был гениальным стратегом — у его авиакомпании были проблемы, да и Jaguar вытащить на достойный уровень он в своё время не смог, однако мало кто мог дать Mercedes то, что дал команде из Брэкли Лауда: несгибаемую волю к победе, стремление выжать максимум из каждой мелочи, умение не опускать руки даже в случае поражений, быть к ним готовым и извлекать из них уроки.
Основу Mercedes в 2009 году заложил Росс Браун, и именно он первые годы руководил заводским проектом немецкой марки. Более того, разработка турбогибридного мотора, который обеспечил команде технологическое преимущество, началась именно при Брауне. Но затем знамя трёхлучевой звезды подхватил Лауда и вывел его на тот уровень, на котором Mercedes никогда прежде не был. Нынешний Mercedes — это во многом детище Лауды, хотя формально лидером всё это время был Тото Вольф.
«Его смерть оставила зияющую пустоту. Мы потеряли не только героя, автора самого удивительного в истории возвращения на трассу, но также человека, который привнёс в современную Формулу 1 ясность и откровенность, — говорит о Лауде Вольф. — Нам будет не хватать Лауды, который стал голосом здравого смысла и ориентиром для нашей команды. В качестве товарища по команде он всегда был предельно честным и преданным. Всякий раз, когда в Брэкли были слышны его шаги или он произносил одну из своих знаменитых мотивационных речей, он заряжал энергией, которую никто другой передать не мог. Ники, ты незаменим. Такого как ты больше никогда не будет».
С 2014 года Mercedes нет равных, так что Ники Лауда ушёл непобеждённым...