Тема недели: Дозаправки — будущее Формулы 1 или шаг назад?

24 июля 2019 в 16:24
Фото: formula1.com

В середине июля президент FIA Жан Тодт предложил подумать о возвращении дозаправок в Формулу 1, и теперь в паддоке всерьёз обсуждают эту идею. Макс Ферстаппен выступает за, его босс – против. Дмитрий Захарченко изучает позиции сторон.

Быстрее, легче, плотнее

Современные машины Формулы 1 критикуют в том числе за то, что они стали слишком большими и тяжёлыми. Это произошло во многом из-за отказа от дозаправок в сезоне-2009. С тех пор на стартовой решётке машины стоят с сотней килограммов топлива на борту, чтобы хватило на всю дистанцию. Из-за этого на первых кругах время на круге на несколько секунд ниже, чем могло бы быть, а к финишу, когда баки пустеют, либо изношена резина, либо бороться уже не за что, и лишь отдельные пилоты время от времени атакуют до конца.

Тото Вольф: Дозаправки добавят зрелищности гонкам Ф1

Возвращение дозаправок помогло бы решить эту проблему. Баки автомобилей стали бы меньше, а потому почти всю дистанцию гонщик мог бы атаковать близко к пределу возможностей. Это также позволит не экономить топливо по ходу гонки, из-за чего сейчас многим порой приходится доезжать до финиша предельно аккуратно – на парах бензина.

Дозаправка Фелипе Массы в 2009 году © formula1.com
Дозаправка Фелипе Массы в 2009 годуФото: formula1.com

«Я за дозаправки, это ведь хорошо, если машины станут быстрее и легче — это сделает автомобили более требовательными к гонщикам, — говорит пилот Haas Ромен Грожан. — Думаю, это также откроет больше возможностей для стратегии. Пилотировать тяжёлую машину — не самое впечатляющее занятие. Благодаря дозаправкам техника станет легче, что положительно скажется на шинах».

«Преследовать соперника будет проще, пилотам будет веселее», — соглашается с напарником Кевин Магнуссен.

«Я тоже поддерживаю, почему нет? — сказал Макс Ферстаппен из Red Bull. — Лучше атаковать всю гонку, чем беречь шины».

Маленькие и юркие машины Формулы 1 сыграют на пользу шоу, говорят сторонники возвращения дозаправок, а то, что пилоты смогут ехать быстрее, привлечёт болельщиков. Однако современные автомобили и так самые быстрые в истории «Больших призов» — почти каждый уик-энд пилоты обновляют рекорды трасс, но само по себе это не добавляет чемпионату зрелищности. Что необходимо зрителям, так это плотная борьба за позицию, а в этом смысле дозаправки окажут негативный эффект.

Джереми Кларксон: С Формулой 1 явно что-то не так

Гонки стратегов

«Когда я вспоминаю о дозаправках, то помню, что Формула 1 была гонками стратегов и многое решало то, сколько топлива ты зальёшь на старте, — вспоминает руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер. — И ты не совершаешь никаких обгонов, потому что на пит-лейне тебя отправили на короткий, либо длинный отрезок. Это были захватывающие гонки тактиков и стратегов, но на трассе заезды выглядели очень пресными и статичными. Поэтому мы и отказались от дозаправок...»

Формально дозаправки были отменены по соображениям безопасности, однако были и другие причины — в конце 2000-х зрители были недовольны количеством обгонов, что спровоцировало большие реформы спорта: отказ от сложной аэродинамики и дозаправок. Это в каком-то смысле сработало: традиционные лидеры в лице McLaren и Ferrari откатились назад, а на первых местах подиума появились свежие лица — пилоты Brawn GP и Red Bull.

«Стратегии с дозаправками более предсказуемы и менее вариабельны в гонке — неожиданностей гораздо меньше, чем в заездах без дозаправок, — говорил в прошлом году технический директор Mercedes Джеймс Эллисон. — Залив топливо в бак, ты должен остановиться, когда оно закончится или на круг-два раньше. Все будут знать, когда это произойдёт, не будет «андеркатов» на пит-стопах, которые есть при нынешних правилах».

«Какое-то время назад мы изучали этот вопрос, проводили симуляции, и мне кажется, что стратегии команд станут одинаковыми, поскольку больше не будет фактора постоянно падающей массы автомобиля», — соглашается с Эллисоном Пол Монахэн, главный инженер Red Bull.

Дозаправка Эдди Ирвайна в 1994 году © formula1.com
Дозаправка Эдди Ирвайна в 1994 годуФото: formula1.com

Возможность дозаправлять машину по ходу гонки — очень мощный инструмент стратегов. Учитывая сегодняшние вычислительные мощности, все команды смогут без проблем заранее выяснить оптимальную стратегию на дистанции и будут использовать только её. Для зрителей количество топлива в баках, возможно, и будет загадкой, но команды будут в курсе, у кого и сколько горючего осталось, поскольку заправочное оборудование наверняка будет унифицированным.

А зная, когда соперник отправится в боксы, на командном мостике, скорее, предпочтут переиграть его тактически, чем будут просить пилота рисковать техникой и идти на обгон — ведь проще проехать на остатках бензина два круга в квалификационном режиме и выехать с пит-лейна впереди, чем готовить сложный манёвр.

Не стоит забывать и о том, что возвращение дозаправок — дополнительные расходы. Да, как заметил Жан Тодт, стоимость заправочного оборудования — копейки на фоне других затрат команд, однако многоопытный француз почему-то не учёл стоимость логистики и хранения запасного топлива.

Williams вновь стала быстрейшей на пит-стопе

Кроме того, возвращение дозаправок лишит Формулу 1 молниеносных пит-стопов, рекорды которых попадают на страницы непрофильной прессы, привлекая к чемпионату дополнительное внимание. Зачем отказываться от этого ради решения, которое в прошлом показало себя не с лучшей стороны?...

А что Вы думаете о возвращении дозаправок в Формулу 1? Участвуйте в нашем голосовании в Telegram и высказывайте своё мнение в комментариях!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и выбирайте один из предложенных вариантов. Также на нашем канале вы регулярно сможете читать самые свежие новости нашего сайта.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle