Технический анализ резины: углы развала, давление и смена шин местами
В Pirelli провели расследование событий Гран При Великобритании и обнаружили несколько факторов, которые в совокупности и обусловили отказы резины – это смена шин местами, низкое давление и предельные значения углов развала колес.
Анализирует технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо.
СМЕНА ШИН МЕСТАМИ
Смена шин местами – использование резины на стороне, противоположной той, для которой она была разработана – не первый случай в Ф1, команды занимались этим и при прежних поставщиках.
Шины Pirelli ассиметричны, потому требуют, чтобы внешняя поверхность располагалась строго с внешней части колеса. При этом резину нельзя считать однозначно направленной – таким образом, она будет работать, даже если поменять шины местами.
Для команд смена местами прикатанной резины является обычной практикой. При этом внешняя сторона шины по-прежнему остается снаружи, так что здесь нельзя выиграть в скорости.
Главная цель этих действия – повысить срок службы одного комплекта, поскольку с одной стороны машины резина изнашиваются больше, чем с другой.
Из-за ассиметричной конструкции металлической ленты, которая использовалась в шинах Pirelli вплоть до этапа в Сильверстоуне, возникает следующая проблема: при перестановке элементы корда, связывающие две боковины, оказываются направлены в неверном направлении. В итоге структурная целостность становится более уязвимой, в особенности если на плечо шины (место соединения боковой поверхности и рабочей части) оказывается большая нагрузка - как это было в Сильверстоуне.
ДАВЛЕНИЕ В ШИНЕ
Давление в шинах является ключевым элементом в настройках и влияет на стабильность движения, тягу на разгоне и скорость прогрева резины.
В Сильверстоуне команды единодушно выбрали низкое давление – возможно, ниже рекомендованных Pirelli значений.
В результате шина сильнее "гуляет" относительно диска, поскольку внутреннее давление меньше удерживает её. У нынешних шин жесткие плечи и мягкие боковые поверхности – резина деформируется сильнее, и нагрузка на плечо увеличивается.
УГЛЫ РАЗВАЛА КОЛЕС
Угол развала – угол между вертикалью и плоскостью вращения. В статичном положении у передних колес он обычно не превышает 3,5 градусов, в то время как у задних находится в пределах от нуля до одного градуса. Учитывая, что колеса наклонены верхней частью к центру машины, значение угла отрицательное – в результате внутреннее плечо шины подвергается большим нагрузкам.
Когда автомобиль движется по трассе, за счет работы подвески значения этих углов меняются на несколько градусов.
Таким образом, увеличение угла развала колеса повышает нагрузку на внутреннее плечо шины.
В Сильверстоуне пилоты активно использовали поребрики, чтобы в некоторых поворотах обеспечить как можно более пологую траекторию, в результате чего нагрузка на внутреннее плечо резины оказалась еще больше, чем обычно.
Любые незначительные порезы или другие повреждения шины могли привести к ужасным последствиям, свидетелями которых мы с вами и стали.
В настоящее время настройки перечисленных выше параметров никак не регламентируются (хотя в Pirelli призвали к скорейшим изменениям правил). Таким образом, в погоне за большей скоростью команды пока вольны сами выбирать эти значения, не взирая на рекомендации шинников.