Хейкки Ковалайнен: Я был совершенно уверен, что смогу сохранить место в Ф1
Работая в команде Caterham едва ли не со дня основания и пройдя вместе с ней через три не самых простых сезона, Хейкки Ковалайнен потерял место "в основе" в начале 2013-го. Тогда финн выглядел обескураженным - но уже спустя пару месяцев он вновь появился в паддоке в привычной тёмно-зелёной униформе и сел за руль, призванный помочь команде в очередной сложной ситуации.
31-летний гонщик не оставляет надежд на полноценное возвращение и пока не хочет думать о том, есть ли какая-то гоночная жизнь за пределами Ф1. Об этом и многом другом финн, ставший гостем Moscow City Racing, рассказал в интервью для читателей AUTOSPORT.com.ru.
Хейкки, в чем сейчас состоит ваша роль в команде Caterham?
Хейкки Ковалайнен: Как официальный резервный пилот я приезжаю на все Гран При, готовый заменить любого из наших парней, если возникнет такая необходимость. Но куда больше работы у меня в паузах между гонками. Я очень часто приезжаю на базу, где общаюсь с инженерами и конструкторами, а также провожу много времени, работая на симуляторе – с конца прошлого года у Caterham он абсолютно новый и очень эффективный.
Так что всяких дел немало – они касаются как нынешней машины, так и работы на перспективу. Сейчас я куда активнее вовлечен в деятельность команды между гонками – по ходу уик-эндов главная работа выпадает на наших призовых гонщиков, их механиков и инженеров.
Мы еще увидим вас за рулем на пятничных тренировках?
ХК: Нет. В этом году – нет.
Отвечает ли нынешний уровень Caterham вашим предсезонным ожиданиям?
ХК: Я ожидал большего, однако доволен тем, чего удалось добиться с начала чемпионата. Сейчас наша машина немного быстрее, чем у конкурентов из Marussia – в крайнем случае, можно говорить, что они равны. Но в первых гонках, если вспомнить, мы уступали, притом весьма ощутимо.
Сейчас наша цель – навязать борьбу соперникам, которые пока впереди. Нам очень важно двигаться в сторону Williams, Sauber и других команд-середняков. Думаю, в этом году добиться этого все же не удастся, что расстраивает.
С другой стороны, мы сейчас выступаем практически на прошлогодней машине. Она получила некоторые обновления, но по сути осталась прежней и недостаточно быстрой. Так что цель на следующий год может быть только одной – добиться прибавки в скорости и вмешаться-таки в борьбу в середине пелотона. Именно над этим мы работаем. Полагаю, команде по силам выполнить эту задачу, сейчас она сильнее и лучше организована. Так что я не вижу причин, которые могут помешать нам прибавить.
Как маленьким командам можно сделать шаг вперед, чтобы догнать тех, кто впереди?
ХК: Тут нет никаких чудес, нужно работать, и работать эффективно. У нас нет такого количества сотрудников, как в McLaren, Ferrari или Red Bull Racing. Потому нам нужно концентрировать свои усилия на тех областях, которые являются ключевыми с точки зрения скорости. Прежде всего речь, конечно, об аэродинамике.
Также важно помнить и о механических компонентах. Сейчас в этой области есть несколько новых идей. Например, сейчас мы работаем над «реактивной» системой контроля дорожного просвета жидкостного типа. Некоторые команды уже установили такую на свои машины, и нам тоже очень важно отладить систему, чтобы использовать её в следующем году.
Думаю, у нас есть все необходимое, чтобы заложить очень неплохой базис для будущего сезона. Нам важно помнить, что по количеству сотрудников Caterham вполне можно сравнивать с Sauber или Force India. И теперь у нас больше не может быть оправданий.
В такой ситуации серьезное изменение регламента сыграет на руку команде или помешает ей?
ХК: Думаю, оно даст нам шанс. Кто-то наверняка придумает что-то интересное, а у других могут возникнуть сложности. Понятно, что большие команды располагают более серьезными ресурсами, им по силам проводить больше исследований. Лидеры наверняка удержатся впереди.
И все же, сейчас есть элемент неизвестности. Машины станут совсем другими, и это, как мне кажется, очень здорово для Формулы 1. Нам нужно догонять – и ситуация дает нам хорошую возможность сделать это.
Сложно ли для вас следить за гонками Ф1 со стороны?
ХК: Как оказалось, не очень. Разумеется, я хочу гоняться. И должен признать – тот факт, что мне не удалось сохранить место в пелотоне, вызвал у меня сильное удивление: я был совершенно уверен, что продолжу выступления в 2013-м. Но вышло иначе.
И все же, я могу сказать, что нынешний год складывается для меня неплохо. Я смог провести какое-то время вне Ф1, хорошо отдохнуть и "перезарядить батарейки". Да и вообще, порой полезно сделать годичную паузу в выступлениях.
С момента, когда я вернулся в команду, моя задача состоит в том, чтобы помогать ей. Да, я не выступаю в гонках, но не слишком переживаю по этому поводу. Если возникнет такая необходимость, мне по силам в любой момент сесть за руль. И я готов к возобновлению карьеры в будущем сезоне. Надеюсь, что смогу быть в лучшей форме, чем когда-либо прежде.
Не рассматривали ли вы в качестве варианта работу на телевидении? Многие резервные пилоты не без успеха комментируют гонки...
ХК: Нет. Мне действительно поступало немало предложений, но пока я ощущаю себя гонщиком, а не комментатором.
А как насчет выступления в каких-то других соревнованиях просто для поддержания формы?
ХК: Ответ точно такой же. Ко мне обращались с десятки людей из самых разных чемпионатов, предлагая выступать за них. Но мое сердце сейчас принадлежит Формуле 1 и никому более. Я настолько сроднился с ней, что просто не готов уйти куда-то еще. Да, у меня были в Ф1 непростые моменты, но хороших воспоминаний куда больше. И мне по силам прибавлять. И пока не готов оставить попытки продолжить карьеру здесь.
В таком случае, не могли бы вы приоткрыть тайну, с каким количеством команд уже ведёте переговоры?
ХК: Ответ прост – ни с одной. Я еще не говорил ни с кем.
Давайте обратимся к нынешнему сезону. Как по-вашему, кто-то сможет бросить вызов Себастьяну Феттелю и Red Bull Racing?
ХК: Конечно. Думаю, у Lotus очень быстрая машина, а в скором будущем нас ждут гонки, где они особенно сильны – в первую очередь это касается Венгрии. Там у Кими [Райкконена] будут отличные шансы. Да и парни из Mercedes и Ferrari порой могут быть очень быстрыми. Фернандо [Алонсо] постоянно держится в группе лидеров или близко от неё, регулярно завоевывая подиумы. Он по-прежнему опасный соперник.
Разумеется, Феттель сейчас лидирует в чемпионате, у него отличная машина и сильная команда. Их сложно одолеть, но мне все же кажется, что борьба еще не закончена.
А чего вы ожидаете от следующего сезона? Кто ваш фаворит?
ХК: Пока сложно говорить об этом, но я все же назвал бы Себастьяна и RBR. Но тот пилот, кто станет его напарником, тоже получил отличные шансы.
Думаю, что все те, кого мы привыкли видеть впереди, вновь окажутся сильны. Четыре первые команды едва ли заметно потеряют. Еще бы я отметил Force India – нынешний сезон они проводят очень здорово, регулярно финишируя в десятке. Сложно судить о том, сможет ли кто-то из нынешних середняков вмешаться в спор лидеров, но моими фаворитами будут Феттель и Red Bull Racing.
А кто, по вашему мнению, наилучший кандидат на второе место в команде?
ХК: Разумеется, мне бы очень хотелось оказаться там. (улыбается) Не знаю, насколько команде в данном вопросе важно мнение самого Себастьяна. Решение, кого взять, остается за менеджментом. Пилот, который является чемпионом мира, должен быть готов выступать с любым напарником и едва ли сильно волнуется по этому поводу.
Кого выберет команда? Хороший вопрос. Не думаю, что знаю на него ответ. Могу только сказать, что Марк Уэббер отлично справлялся со своей работой все эти годы. Мне кажется, его место с удовольствием готов занять едва ли не каждый из гонщиков пелотона.