Гран При Сингапура: пресс-конференция в пятницу

21 сентября 2013 в 14:22

Принимают участие представители команд – Франц Тост (Toro Rosso), Боб Фернли (Force India), Тони Фернандес (Caterham), Клэр Уильямс (Williams), Эрик Буллье (Lotus).

Давайте поговорим о пятничных тренировках. Боб, вы увидели прогресс команды [Force India] или продолжение её проблем?

Боб Фернли: Да, мы испытывали определённые трудности, однако во второй тренировке отметили признаки прогресса, что вселяет оптимизм.

Франц, а что вы скажете своей команде [Toro Rosso]?

Франц Тост: Да, нам удалось найти семь-восемь десятых секунды, что не может не радовать.

Высоки ли ожидания от уик-энда?

ФТ: Думаю, да. У инженеров сейчас есть немного времени. Наc ждёт интересная ночь, и я уверен, что благодаря детальному анализу полученных данных мы найдём хорошее решение по настройкам для субботних заездов.

Эрик, сегодня один из ваших пилотов провёл на трассе гораздо больше времени, чем другой. У Грожана возникли какие-то проблемы?

Эрик Булье: Да, неполадки вызвали некоторое беспокойство, но к завтрашнему дню проблемы должны быть устранены. На машине Грожана возникли неполадки в рулевом управлении, отказала гидравлика – но всё же он прекрасно провёл сегодняшний день. Мы особенно довольны второй тренировкой, в которой Кими Райкконен на машине с полными баками мог поддерживать темп Red Bull Racing. Увидим, что нам принесёт завтрашний день.

Клэр, Валттери Боттас впервые выступал на этой трассе и оказался значительно быстрее Пастора Мальдонадо…

Клэр Уильямс: Да, это так, но в целом мы сегодня не прыгнули ваше своей головы, так что результаты команды не стали сюрпризом. На этот этап мы привезли некоторые новинки и смогли собрать немало информации о их работе – теперь нам предстоит попотеть над этими данными перед завтрашним днём.

Тони, а как день прошёл для Caterham?

Тони Фернандес: Повторю слова Клэр – мы там, где и заслуживаем быть. У нас молодые пилоты, которые изучали сегодня трассу, мы смогли продвинуться вперёд во второй тренировке, а завтра утром ожидаем ещё большего прогресса.

Эрик, если не возражаете, продолжим с вами. Не первый раз мы видим, как пилоты и инженеры покидают Энстоун ради работы в Ferrari. Сильно ли вы обеспокоены уходом Райкконена, Джеймса Эллисона и Дирка де Бира?

ЭБ: Не так сильно, как многие думают. Не секрет, что мы вынуждены открыть новую главу истории команды, потеряв важных сотрудников и весьма харизматичного пилота. Но это уже дважды происходило с коллективом из Энстоуна, и оба раза команда вскоре выигрывала чемпионат.

[Сложно сказать, что именно Булье имеет в виду. Из истории известно, что "коллектив из Энстоуна" побеждал в Ф1 в 1994-95 (как Benetton) и 2005-06 (как Renault) годах. Но оба раза гонщик, приносивший титул (Михаэль Шумахер/Фернандо Алонсо) до этого выступал за команду минимум два года.]

Поэтому я сохраняю высокую мотивацию, говоря о старте новой главы с целью добиться большего или как минимум того же, что происходило раньше в похожей ситуации.

Клэр, вам удалось усилить команду новыми специалистами. Пэт Симондс лишь месяц назад возглавил технический отдел Williams. Заметен ли прогресс? В каких областях Пэт увидел возможности для улучшения? Думаете ли вы о найме других высококвалифицированных специалистов в будущем?

КУ: Пэт начал работу с нами перед этапом в Спа, но мы уже видим изменения к лучшему. Он работает в Формуле 1 на протяжении многих лет и обладает богатым опытом, выиграв не один чемпионат –а именно этот опыт и нужен Williams. Пэт много времени проводит на базе в Гроуве.

К сожалению, его нет с командой в этот уик-энд из-за важных технических брифингов в Англии. Он делает всё, чтобы в следующем сезоне мы оказались там, где хотим оказаться. Конечно, у нас нет волшебной палочки, но Пэт выполняет важную работу, и мы обязательно будем прислушиваться к его советам относительно ведения дел.

Франц, совсем недавно стало известно, что Даниэль Риккардо покидает Toro Rosso, а заменой ему станет воспитанник школы Red Bull. В качестве руководителя команды, что вы ожидаете от новичка? Какими качествами должен обладать новый пилот Toro Rosso?

ФТ: Лучше всего, если он найдёт правую педаль и будет давить на неё изо всех сил. По правде говоря, он должен быть квалифицированным и талантливым пилотом. К примеру, в данный момент все пилоты Red Bull и все воспитанники нашей молодёжной программы имеют в своем послужном списке титулы в "младших" формулах.

Феттель, к примеру, стал сильнейшим в Формуле BMW. Даниэль Риккардо, так же как и Даниил Квят с Карлосом Сайнсом-младшим, выигрывали чемпионат Формуле Renault 2.0. Жан-Эрик Вернь выиграл британскую Формулу 3, добыв, если я не ошибаюсь, больше всех побед. Это отличный базис, позволяющий продемонстрировать настоящий талант.

Во-вторых, наши гонщики должны быть терпеливыми. Если пилот приходит в Toro Rosso, то он должен жить Формулой 1 все 365 дней в году. Никакие посторонние события не должны отвлекать его, и он обязан на 100% отдавать себя работе.

Следующий немаловажный элемент – дисциплина. Это означает не только своевременный приход на собрания и брифинги, но также уважительное отношение к мнению инженеров, дисциплина в вопросах питания, тренировки по графику. Пилот Toro Rosso обязан думать над тем, как обойти напарника по команде, а потом и остальных соперников. Он должен уметь просчитывать всё заранее и быть хорошо подготовленным. Наличие всех этих факторов определяет, сможет ли пилот стать успешным, сумеет ли он выигрывать гонки и чемпионаты – или нет. Мы будем обращать внимание на всё вышеперечисленное.

Тони, а какая у вас ситуация с пилотами? Отвечают ли они вашим требованиям или всё же более важно обращать внимание на величину спонсорского бюджета, учитывая положение дел в Caterham?

ТФ: В этом году мы в первый раз поставили на первое место бюджет. Нам хотелось аккумулировать как можно больше средств для подготовки к сезону-2014. Это Формула 1, и здесь, к сожалению, размер бюджета является определяющим фактором в принятии решений. В нашей команде выступают два довольно опытных и квалифицированных пилота, и я надеюсь, что нам удастся привлечь больше ресурсов на следующий год.

Боб, вчера мы общались на такой же пресс-конференции с Адрианом [Сутилем]. По его словам ухудшение уровня результатов Force India было связано с изменением конструкции резины по ходу сезона. Вы разделяете это мнение? Если да, то что собираетесь сделать, чтобы улучшить ситуацию? Каков ваш план?

БФ: Адриан прав: абсолютно определённо наш спад связан с резиной. Мы находимся в непростой ситуации, так как уже сконцентрировали свои ресурсы на подготовке к следующему году. В идеале нужно было бы заняться текущей машиной. Всё, что мы можем сделать – и это не является наилучшим решением – постараться извлечь максимум из того, чем мы располагаем сейчас, ведь у нас в команде работают высококлассные инженеры, способные решить проблемы – однако для этого в распоряжении у Force India есть лишь пятничные тренировки. Это довольно непростая задача, и такая ситуация приносит приносит немало огорчений по сравнению с воодушевляющим началом сезона. Но таково сейчас положение вещей, и мы не можем его изменить.

Вопрос всем вам относительно сокращения затрат в Формуле 1. На пресс-конференции в Монце мы слышали от Кристиана Хорнера, следующий сезон из-за изменения в правилах станет очень дорогостоящим для всех, пусть работы по сокращению расходов и ведутся. По его словам, команды допустили главную ошибку, в свое время не сказав "нет" новым двигателям. Разделяете ли вы его точку зрения? Считаете ли, что вашей команде для борьбы с более быстрыми соперниками необходимо тратить больше, чем сейчас? Начнём с вас, Тони.

TФ: На протяжении всего периода моего пребывания в Формуле 1 я неустанно заявлял, что затраты в Формуле 1 чрезвычайно велики… когда я только пришёл в этот спорт, люди вокруг говорили об уменьшении бюджетов, но подобное ни разу не произошло в реальности. Думаю, следующий сезон станет самым дорогим для команд – в этом кроется фундаментальное несоответствие планов и реальности Больших Призов. Я не думаю, что проблема касается лишь двигателей, просто команды упустили возможность взять ситуацию с затратами под контроль. Интересы отдельных сторон перевесили интересы спорта. Так что наш и внедрение новых двигателей. собственный эгоизм привел к нынешней ситуации в ничуть не меньшей степени, чем введение новых моторов.

Франц, согласны ли вы с этим утверждением?

ФТ: Да, как уже было сказано в следующем году цены на двигатели возрастут вдвое по сравнению с нынешними, а мы продолжаем твердить об уменьшении затрат. С другой стороны, Формула 1 является вершиной автоспорта, и мы должны внедрять в жизнь инновации. Новый двигатель довольно экономичный, в нем используются интересные идеи, но также он стоит больших денег. Однако команды поступили необдуманно, решив проводить тесты по ходу сезона. Это пустая трата денег. У нас запланировано восемь тестовых дней, и как только машина выезжает на трассу, сразу начинаются расходы. Но команды хотят этого. С одной стороны они жалуются, что у них нет денег, с другой – бросают их на ветер. Мне тяжело понять некоторых, но наше мнение не учитывалось, поскольку мы были противниками тестов. Кто настаивал на них? Как всегда – обеспеченные команды.

Было бы интересно услышать ваше мнение, Эрик.

ЭБ: Правда в том, что Формула 1 – дорогое удовольствие. Я соглашусь с Францом, Большие Призы – вершина автоспорта, нуждающаяся в новых технологиях и идеях. Вместо того, чтобы винить новые двигатели во всех бедах, стоит подумать о том, каким образом эти идеи разрабатываются, внедряются в жизнь и продаются командам. Этот аспект должен контролироваться жёстче. Формуле 1 нужны технологии, мы нуждаемся в автопроизводителях, нам необходимы спонсоры, но мы не можем позволить себе тратить с каждым годом всё больше и больше.

Меня не было в паддоке десять лет назад, но в тот период в Больших Призах присутствовали крупные производители, и при этом минимальный бюджет команды составлял $250 млн., а максимальный около $400 млн. Сегодня ситуация иная - $60 млн. и $250 млн. соответственно. Суммы меньше, но и разница четырёхкратная.

Если ты хочешь быть конкурентоспособным, то должен тратить. Это замкнутый круг: тот, кто не может позволить себе расходы, не сумеет добиться высоких результатов, а значит – не привлечет новых спонсоров... Вопрос крайне сложный, потому команды должны собраться вместе, что само по себе не так просто, пригласить Берни Экклстоуна, представителей FIA и "заморозить" правила на ближайшие несколько лет. На ближайшей встрече у нас будет шанс озвучить свои пожелания, и это станет первым шагом на пути к жизнеспособной Формуле 1.

Клэр, ваша очередь.

КУ: Мне практически нечего добавить. Все аргументы уже высказаны. Как вы знаете, наша команда является частной, поэтому мы всецело зависим от средств спонсоров, так что увеличение затрат в следующем году – не самые лучшие новости для нас, но мы прикладываем максимум усилий, чтобы привлечь необходимые ресурсы. У нас серьёзные амбиции – мы хотим вернуться в число топ-команд, но чтобы этого добиться, нужны серьёзные средства. Нас ждёт непростое испытание, если мы хотим найти деньги, чтобы обойти соперников в чемпионате.

Боб, какого мнения придерживается Force India?

БФ: Команды продемонстрировали свою неспособность самостоятельно решить проблему снижения затрат, так что необходимо вынести этот вопрос из-под их контроля. Я думаю, что в FIA обязаны разработать схему действий, довести её до ума и внедрить в жизнь.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle