Как система защиты головы «ореол» спасла ещё одну жизнь
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/news/2022/07/06/119784-a876e2b0-8bb0-47dc-be82-fb4f1090f4f4.jpg?itok=hhQX-OTT)
Гонка Формулы 1 в Сильверстоуне запомнится не только сумасшедшей борьбой в лидирующей группе на последних кругах, но и массовыми сходами. Шесть пилотов не добрались до финиша – это антирекорд сезона-2022, который, хочется надеяться, не будет побит на предстоящем этапе в Шпильберге. Хотя котировки букмекеров на тотал классифицировавшихся пилотов и могут быть неожиданными, если хотите подстраховаться, то здесь есть подборка БК с демосчётом.
Из-за завала на старте и технических поломок досрочно гонку в Сильверстоуне завершили Эстебан Окон, Пьер Гасли, Валттери Боттас, Джордж Рассел и Алекс Албон. Но главное внимание, безусловно, было приковано к сходу Чжоу Гуаньюя. На стартовой прямой единственного новичка нынешнего сезона подрезал Рассел. После контакта китайский гонщик перевернулся и вверх тормашками вылетел с трассы. Страшно представить, чем закончилась бы эта авария, если бы не реформа безопасности в Ф1 в 2018 году…
С трагедии на Гран При Японии-2014 прошло почти восемь лет. При вылете с трассы на скорости за 200 км/ч Жюль Бьянки врезался в эвакуатор. Французский гонщик получил травму головы, провёл девять месяцев в коме и скончался 17 июля 2015 года. Гибель Жюля кардинально изменила привычный уклад, заставив команды и FIA провести серьезные реформы в области безопасности.
Можно насчитать десятки изменений после трагичной аварии на Сузуке: защитные барьеры из покрышек стали на ряд шире, сетки на ограждениях – выше, в зонах вылета появился специальный абразивный слой асфальта, который помогает замедлить машину, теперь в случаях, когда требуется замедлить пелотон без сейфти-кара, применяется виртуальный автомобиль безопасности. Но, конечно, главная реформа безопасности – система защиты головы «ореол», которая появилась на машинах Ф1, а в дальнейшем была внедрена и во всех младших формульных сериях.
Критики в адрес системы было много, причём и со стороны болельщиков, и самих гонщиков. Внешний вид машин, что и говорить, изменился не в лучшую сторону. Инженерам команд пришлось поломать голову над новой аэродинамикой и перераспределением веса. Но «ореол» за эти четыре года не раз доказал свою эффективность.
Далеко за пределами ходить не надо. В прошлое воскресенье в Сильверстоуне, буквально за несколько часов до массового завала на старте Гран При Великобритании, случился крайне неприятный инцидент в гонке Формулы 2. При столкновении Деннис Хаугер приземлился на голову Рою Ниссани. Точь-в-точь такая же авария произошла и в прошлом году Ф1 в Монце: после контакта Макс Ферстаппен подлетел и приземлился днищем, а затем и задним колесом прямо на устройство защиты кокпита на машине Льюиса Хэмилтона. «Ореол спас мне жизнь», – сказал семикратный чемпион мира после инцидента.
Но вернёмся к аварии Чжоу в Сильвестоуне. Машина китайца не просто перевернулась, но и проскользила вверх колесами почти 100 метров. Воздействие было таким огромным, что воздухозаборник просто стесало, а на асфальте осталась борозда. И по асфальту по зоне безопасности за пределами трассы Чжоу скользил на системе защиты головы. Что говорить про концовку инцидента, когда автомобиль китайца приземлился в узком пространстве между решеткой и барьером из отработанных покрышек. «Ореол» на все 120% оправдал своё предназначение. Китайский пилот остался цел и невредим и ещё до конца гонки вернулся в расположение своей команды и встретился с прессой.
Что мы имеем в итоге? Будь в 70-х в Формуле 1 огнеупорные комбинезоны и шлемы, то Ники Лауда, наверное, не получил бы ожогов лица в страшном пожаре на Нордшляйфе. Айртон Сенна и Жюль Бьянки, возможно, остались бы живы, появись на машинах «ореол» раньше 2018 года. Этот список можно продолжать и дальше, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.