Анализ: FIA заняла твердую позицию в вопросе выезда за пределы трассы
В FIA настаивают, что нет никаких оснований пересматривать правила Формулы 1, затрагивающие вопросы выезда пилотов за пределы трассы – несмотря на различные противоречия, которые возникли в нынешнем сезоне.
Ситуация впервые привлекла к себе внимание на Гран При Венгрии, где одной из главных тем стал эпизод, когда Ромен Грожан, полностью выехав за пределы трассы, в блестящем стиле опередил по внешнему радиусу Фелипе Массу – за что был позже наказан.
Когда Даниэля Риккардо оштрафовали в Японии за похожий обгон в повороте 130R – в то время как в квалификации этапов в Индии и Абу-Даби пилоты все равно широко выезжали за пределы трассы – этот вопрос стал серьезным предметом для дискуссий среди болельщиков, прессы и самих гонщиков.
AUTOSPORT пообщался с представителями FIA, чтобы лучше разобраться в том, что именно следует понимать под срезкой трассы - а также выяснил, как дозволено действовать пилотам.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕЗАКОННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
В статье 20.2 спортивного регламента Ф1 четко говорится: если пилоты выезжают за пределы трассы (границы которой определяют белые линии разметки), то могут вернуться на гоночную траекторию только если "обеспечат безопасность другим спортсменам и не получат при этом никакого преимущества".
В гонках под преимуществом подразумевается отыгранная позиция, в то время как в квалификации критерием является время на круге – но нет никакого объективного способа доказать, что пилот получил выгоду, избрав широкую траекторию и нарушив пределы трассы в отдельном повороте.
В FIA твердо убеждены, что пересечение белой линии всеми четырьмя колесами на выходе из поворота не приносит прибавки в скорости, так как машина теряет сцепление с асфальтом, наехав на ухабистые поребрики или искусственную траву.
«Такое мнение основано на наших собственных ощущениях и отзывах пилотов, - заявили в федерации. – В действительности, очень немногие гонщики выезжают широко в самые ответственные моменты квалификации – при этом им четко разъяснили, что никаких последствий такие действия иметь не будет. Сам этот факт позволяет нам заключить, что мы выбрали правильный подход».
ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА СРЕЗКИ СТАНЕТ ФАРСОМ
В качестве одного из аргументов, почему гонщики должны быть наказаны за выезд за пределы трассы в квалификации, называют стремление искоренить подобные действия – независимо от того, получил ли пилот преимущество или нет.
Несмотря на то, что такая точка зрения и впрямь может служить внутренним обоснованием, в действительности невозможно столь тотально отслеживать действия гонщиков.
В FIA заявили: «Подобные меры было бы сложно осуществить, так как нам пришлось бы прибегнуть к помощи наблюдателей в каждой повороте – а это никак не представляется возможным.
Более того, к судьям поступало бы огромное количество обращений – и им пришлось бы расследовать каждый отдельно взятый инцидент.
Наша идея заключается в том, что трассы должны быть сконструированы таким образом, чтобы даже выезд за пределы гоночного полотна не позволил получить преимущества. Мы считаем, что в значительной степени смогли этого добиться».
Тем не менее, время от времени FIA оговаривает ограничения в отдельных поворотах, если считает, что при выезде за пределы трассы гонщики вполне могут получить определенную выгоду.
К примеру, в Абу-Даби пилотам запретили намеренно использовать заасфальтированную зону безопасности в последнем повороте на круге перед квалификационной попыткой, чтобы те не обрели преимущества за счет большей скорости в момент пересечения линии хронометража в начале быстрого круга.
СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРАВИЛА останутся прежними
В FIA в настоящий момент довольны своей позицией в отношении выезда за пределы трассы, несмотря на последние дискуссии.
Отвечая на вопрос, не собираются ли в федерации пересмотреть регламент и, если возникнет в том необходимость, улучшить его, в FIA заявили: «Нет, мы не видим в этом нужды.
Нынешние правила вовсе не говорят, что пилот не может выезжать за пределы трассы: он лишь не должен получить преимущество, когда съезжает с гоночного полотна.
Конечно, в этом вопросе есть много разных мнений, но именно такой позиции мы придерживались в последние пару лет.
Сейчас все трассы в календаре отвечают нашим требованиям, так что мы не видим причин менять свой подход».