Анализ: главные последствия изменений в правилах Формулы 1
Сегодняшнее объявление о ряде изменений в правилах Ф1, которые вступят в силу в уже со следующего года, радикально изменят облик Больших Призов в сезоне-2014.
Но что они значат для Формулы 1? Рассуждает Эд Стро.
двойные очки на финальном этапе сезона
Еще никогда в истории Формулы 1 не было такого, чтобы в какой-то гонке пилотам присуждали больше очков, чем в другой. Но в следующем году на финальном этапе в Абу-Даби гонщикам начислят баллы в двойном размере.
Такое решение объясняется стремлением сохранить интригу в чемпионате как можно дольше. Безусловно, побочным решением этого нововведения станет большое внимание к финалу сезона – возможно, именно этим объясняется явное стремление устроителей гонки в Абу-Даби, которые не жалеют денег на Формулу 1, непременно вернуться на последнюю строчку в календаре следующего сезона.
Но это изменение вызывает озабоченность. Оно нанесет двойной удар по гонщику, которого в финале чемпионата подведёт техника – или же отправит за пределы трассы кто-либо из принципиальных соперников.
Более того, есть основания полагать, что к концу сезона-2014 многие пилоты могут быть оштрафованы потерей мест на стартовой решетке за использование более пяти разрешенных двигателей по ходу чемпионата. А это может сделать ход событий финала сезона еще более непредсказуемым.
В целом, такой шаг выглядит сомнительным, хотя в перспективе он может привести к выделению в Формуле 1 целого ряда "особенных" гонок, в которых очки будут начисляться в двойном размере в силу спортивных или финансовых причин. Но также есть и другое последствие: титул в силу внешних факторов может достаться кому-либо из пилотов не совсем заслуженно.
Несомненно, это решение придаст гонкам остроты, но, кажется, здесь Ф1 зашла слишком далеко.
Постоянные номера гонщиков
Идея здесь очень проста и состоит в том, чтобы конкретные номера ассоциировались с конкретными именами пилотов.
Ярким примером такой ассоциации является один из самых успешных в мире мотогонщиков Валентино Росси, имя которого прочно ассоциируется с номером 46. В Формуле 1 тоже есть свои устойчивые ассоциации - например, красная "пятерка" Найджела Мэнселла или машина под номером 27 Жиля Вильнёва.
Чемпион мира получит право выбрать для себя первый или любой другой номер(меньше 100), тогда как остальные гонщики смогут выбрать свои номера в диапазоне 2-99, причем делать это будут в том порядке, в котором финишировали в предыдущем чемпионате. Предполагается, что выбранные номера будут закреплены за пилотами на протяжении всей их карьеры в Формуле 1.
В принципе, идея неплоха, хоть и есть некоторые детали, которые требуют уточнения - например, сколь долго номер будет закреплен за конкретным пилотом, и будет ли он иметь право претендовать на свой прежний номер в случае повторного возвращения в Большие Призы.
По сути, ассоциироваться со своими номерами будут лишь гонщики из верхушки пелотона - мало кого будет интересовать, с какими цифрами на машине ездит кто-то во второй десятке.
В целом это очень разумное начинание при условии, что в правилах будут прописаны все нюансы.
Ограничение расходов
В Ф1 бушует финансовый кризис. В теории введение максимальной величины бюджета – отличный способ удержать расходы под контролем. Но всё будет зависеть от того, как именно этот момент будет реализован.
Первая задача – определить предельную величину расходов команды. По всей видимости, она окажется вполне гуманной и уж точно превысит сумму в 30-40 миллионов фунтов стерлингов, звучавшую несколько лет назад в рамках схожих инициатив.
Возможно, также будет сформирована программа на среднесрочную перспективу, предусматривающая постепенное снижение "потолка" до такого уровня, когда каждый сможет успешно выступать, рассчитывать на контракты с лучшими пилотами и даже немного зарабатывать для себя.
Самое же сложное – отслеживать исполнение командами введённых ограничений, особенно в случае, когда компания имеет сложную структуру. И прежде отдельные участники Ф1 с большой неохотой открывали свои документы внешним аудиторам, потому в этот раз потребуются немалые вложения в методику контроля, чтобы быть уверенными в том, что все действительно играют по одинаковым правилам.
Прежде проблема была очень серьезной, и весьма вероятно, что такой она и останется. По этому вопросу пока не стоит спешить с вердиктами, но рабочей группе, которой предстоит сформулировать положения будущего документа об ограничении ресурсов, придётся встретить на своем пути множество сложностей.
Пожелаем им удачи, потому что если все же удастся добиться эффективного сдерживания бюджетной гонки, для Ф1 это станет отличной новостью.
Пятисекундные штрафы
Критики действующей системы штрафов в Формуле 1 частенько ругают ее за излишнюю жесткость - по сути, самым легким наказанием сейчас является штрафной проезд по пит-лейну.
Введение пятисекундных штрафов поможет справиться с этой ситуацией. В идеале, конечно, неплохо было бы найти какое-то решение, позволяющее не добавлять эти секунды к итоговому результату, а каким-то образом "придерживать" пилота прямо на трассе, чтобы затем он вел не "виртуальную" борьбу с незримыми соперниками позади, а реальное сражение за позицию.
Но для этого, видимо, пришлось бы строить отдельные штрафные зоны на трассах, что довольно затратно - так что, вероятно, все же будет реализована обычная система с прибавлением штрафного времени по окончании заезда.
Это должно успокоить критиков нынешней системы наказаний, но одновременно приведет и борьбе на трассе пилотов, между которыми фактически будет пять секунд времени: фактически, они станут меняться позициями, находясь на разных участках трассы.
В целом же это очень прагматическое правило, которое наверняка даст свои результаты.