GP2: путеводитель по сезону-2014
Уже сегодня в Бахрейне стартует новый сезон серии GP2. Главный молодежный чемпионат завершает первое десятилетие, крепко стоя на ногах и обещая поклонникам гонок немало интересного
Гонки на машинах с небольшими моторами – "вуатюретках" – были популярны в Европе еще в довоенную пору. Класс Формула 2 родился одновременно с Ф1, а в начале 50-х на такой технике даже дважды определяли чемпиона мира.
С 1967-го соревнования Ф2 получили статус чемпионата Европы и официально стали главной "кузницей кадров" для Больших Призов. Именно там молодые пилоты доказывали свою состоятельность, прежде чем получить приглашение от команд Формулы 1.
С течением времени серия эволюционировала: сначала появилась Формула 3000, а с 2005-го её место заняла GP2. Но суть всегда оставалась прежней: именно эти гонки всегда оставались последней ступенькой для желающих попасть в Гран При, и именно отсюда перебрались в паддок Ф1 почти все его нынешние обитатели.
В последние годы серию GP2 нередко критиковали за отсутствие ярких звёзд, дороговизну и отсутствие карьерных перспектив для чемпионов. Но старта предстоящего сезона все ждут с большим интересом. Были приняты меры по снижению расходов – срок использования нынешних шасси продлили еще на год, хотя их трехлетний цикл заканчивался в 2013-м.
Также было решено окончательно отказаться от попыток покорить Азию: календарь лишился этапов в Малайзии и Сингапуре, путешествия куда обходятся очень дорого.
Принятые меры поспособствовали повышению качества пилотского состава серии. В этом сезоне на решетке GP2 появятся протеже Ferrari и McLaren, а Force India - по примеру Caterham - будет теперь представлена в серии своей собственной командой.
В ранге действующего чемпиона в сезон вступает осиротевшая этой зимой Russian Time, у руля которой вновь встанет Пол Джексон, а российскую сторону в руководстве представит опытный гоночный менеджер Светлана Стрельникова.
После двух лет паузы в списке участников вновь есть наш соотечественник: бросить вызов опытным соперникам попробует вице-чемпион немецкой Ф3 Артём Маркелов. Главным же событием для отечественных поклонников молодёжных "формул" станет, конечно, октябрьский этап в Сочи.
Но до него еще далеко, а стартует десятый чемпионат GP2 уже в эти выходные в Бахрейне, после чего участники будут традиционно сопровождать своих коллег из Ф1 на всех европейских этапах, а финишируют в Абу-Даби.
Опираясь на анализ наших коллег с сайта PaddockScout, мы предлагаем вам рассказ о всех 13 командах и 26 пилотах, вступающих в борьбу за титулы.
RT Russian Time
Победы: 5 (и еще 19 как iSport)
Титулы в зачете пилотов: 2007 (Тимо Глок; как iSport)
Титулы в зачете команд: 2013, 2007 (как iSport)
Митчелл Эванс, 19 лет, Новая Зеландия (22 старта в GP2, л.р. – 2-й)
Артём Маркелов, 19 лет, Россия (дебютант GP2, в 2013-м – 2-й в немецкой Ф3)
Сезон-2013 для Russian Time можно сравнить с выступлениями Brawn F1 в 2009-м: в последний момент присоединившись к участникам серии, российская команда стала в итоге сильнейшей, завоевав титул в драматичном финале. Однако в начале 2014-го поклонников самобытного и перспективного проекта ждали печальные вести: скоропостижно скончался основатель команды Игорь Мазепа.
В итоге место компании Motopark, обслуживающей машины Russian Time в прошлом сезоне, заняла iSport, босс которой Пол Джексон весной 2013-го и продал своё детище Мазепе. Представлять коллектив в этом сезоне будут Митч Эванс, который в состоянии бороться в группе лидеров с самых первых гонок, а также дебютант серии Артем Маркелов.
Новозеландец Эванс занял место лидера коллектива, которое из-за разрыва отношений между Motopark и Russian Time потерял Том Дильман. Для протеже Марка Уэббера это будет второй сезон подряд в главной молодежной серии. В 2013-м он выступал нестабильно, однако несколько раз блеснул скоростью и трижды попал на подиум.
Несмотря на сложное межсезонье, Russian Time сильно смотрелась на зимних тестах, а чемпион GP3 2012 года регулярно оказывался в числе лидеров. Пока неясно, сможет ли 19-летний пилот стать одним из главных претендентов на титул, но факты говорят, что в сравнении с прошлым годом он сделал огромный шаг вперед.
В прошлом сезоне Russian Time заключила контракт с двумя лучшими из доступных на тот момент пилотов, но основной долгосрочной задачей проекта, озвученной с самого начала, была подготовка гонщиков из России.
Минувшей осенью говорили о возможности перехода в команду Даниила Квята, а в итоге место в кокпите занял Артём Маркелов – его спонсоры являются совладельцами коллектива, а менеджером гонщика еще со времён картинга был Игорь Мазепа.
Вице-чемпион немецкой Формулы 3, одержавший в прошлом сезоне четыре победы, определенно является перспективным гонщиком, однако переход в GP2 – очень серьезный шаг для него. На предсезонных тестах россиянин результатами не блистал, но демонстрировал заметный прогресс. И если Эванс действительно будет одним из лидеров предстоящего чемпионата, Маркелов сможет у него многое перенять.
CARLIN
Победы: 4
Луис Фелипе Наср, 21 год, Бразилия (46 стартов в GP2, л.р. – 2-й)
Омар Хулиан Леаль, 23 года, Колумбия (64 старта в GP2, л.р. – 2-й)
Как и в большинстве молодежных гоночных серий, команда Тревора Карлина, включившись в борьбу лишь с 2011-го, быстро обосновалась среди лидеров GP2: в минувшем году её пилоты регулярно боролись за места в тройке призеров, а проигрыш в общем зачете можно объяснить лишь крайней степенью невезения на финальном этапе.
В этом году в Carlin собрались латиноамериканские гонщики, каждый из которых обладает опытом и скоростью, и потому вполне может добыть для команды её первый титул в главном молодежном первенстве.
Для Фелипе Насра третий год в GP2 станет определяющим. Бразилец, о котором в паддоке Ф1 отзываются очень лестно, подписал контракт тест-пилота Williams, однако решил остаться в серии и постараться наконец-таки стать сильнейшим. 2013-й Фелипе начал очень сильно, финишировав в четвертке лучших в восьми первых гонках сезона, однако во второй половине чемпионата запомнился лишь несколькими авариями.
Самое удивительное, стартовав почти в полусотне гонок GP2, чемпион британской Ф3 так пока ни разу и не выиграл, хотя на подиум поднимался уже десять раз. На предсезонных тестах бразилец был в тени, однако он вновь сделает ставку на стабильность, которая и в этот раз сыграет ключевую роль. Но важно помнить и о прессинге: если Фелипе не проявит себя с лучшей стороны, рассчитывать на место призового пилота Ф1 в 2015-м – даже при условии немалой спонсорской поддержки –ему будет крайне сложно.
Колумбиец Хулиан Леаль во всех сериях, где выступал прежде, добивался своего скорее благодаря упорству, нежели искрометному таланту. Проведя в GP2 два с половиной не самых выразительных сезона, в концовке 2013-го он наконец-таки начал показывать неплохие результаты, завоевав два подиума.
В этом году пилот решил поменять одну топ-команду на другую, перейдя из Racing Engineering в Carlin. Многочисленные аварии, которыми Леаль запомнился в дебютном 2011-м, в последнее время всё чаще стали сменяться проблесками скорости. Предсезонные тесты гонщик также провел неплохо – и всё же, он вряд ли он сможет составить реальную конкуренцию Насру.
Racing Engineering
Победы: 17
Титулы в зачете пилотов: 2013 (Фабио Леймер), 2008 (Джорджио Пантано)
Рафаэле Марчелло, 19 лет, Италия (дебютант GP2, в 2013-м – чемпион европейской Ф3)
Стефано Альберто Колетти, 24 года, Монако (65 стартов в GP2, 5 побед)
В 2013-м Фабио Леймер выиграл титул в личном зачете, который стал для Racing Engineering вторым в GP2. Однако в споре команд подопечные Альфонсо де Орлеана Бурбона не становились сильнейшими еще ни разу. Но всё может измениться в этом сезоне: испанская команда собрала под своим крылом, пожалуй, сильнейший состав пилотов в первенстве.
Считается, что таковым является сочетание опыта и молодости, и Racing Engineering образца 2014 года являет собой именно такой тандем.
В том, что к Рафаэле Марчелло будет приковано большое внимание, сомневаться не приходится. Лидер молодёжной Академии Ferrari уверенно движется к Формуле 1, подтверждая статус национальной надежды успехами в различных классах.
В 2013-м итальянец уверенно выиграл в очень конкурентной европейской Ф3, после чего блеснул скоростью на тестах как в GP2, так и в Формуле Renault 3.5. В Скудерии долго колебалась, куда отправить своего протеже – и в итоге сделали ставку на GP2.
На предсезонных испытаниях итальянец оставался в тени, однако не стоит спешить с выводами. Гонщик молод, потому вправе потратить какое-то время на получение опыта. О его реальных возможностях мы сможем судить во второй половине сезона, а сильная и знающая свое дело команда окажет ему большую помощь.
Как Стефано Колетти после потрясающего начала умудрился проиграть прошлогодний титул в GP2 – до конца не понимает, наверное, даже он сам: после собранной с марта по июль коллекции кубков, он до самого финала не заработал более ни одного очка!
Вспоминая концовку чемпионата-2013, многие вообще сомневались, захочет ли пилот продолжать выступления в серии. Однако накануне межсезонных тестов монегаск подписал контракт с Racing Engineering, которая стала уже шестой его командой в GP2 с момента дебюта в 2009-м.
Колетти определенно обладает большим потенциалом, ведь скорость нельзя растерять за одну ночь. Но независимо от того, что в 2013-м пошло не так, Стефано очень важно будет обрести верный психологический настрой, если он хочет вернуться в прежние кондиции. Увы, результаты предсезонных тестов скорее свидетельствуют об обратном.
DAMS
Победы: 15
Титулы в зачете пилотов: 2011 (Ромен Грожан), 2012 (Давиде Вальсекки)
Титулы в зачете команд: 2011
Джолион Карлайл Палмер, 23 года, Великобритания (64 старта в GP2, 3 победы)
Стефан Ришельми, 23 года, Монако(48 стартов в GP2, л.р. – 2-й)
После перехода на нынешнее поколение машин DAMS дважды приводила своих пилотов к титулу, но в 2013-м произошла осечка: Маркусу Эрикссону не удалось повторить успех Ромена Грожана и Давиде Вальсекки.
Французский коллектив по умолчанию можно отнести к числу фаворитов в любой серии, где он представлен. Там традиционно делают ставку на уже проявивших себя пилотов. Нынешняя пара выглядит не слишком ярко, но тот факт, что один из гонщиков остался в DAMS с прошлого года, может стать дополнительным козырем.
Джолион Палмер сильно закончил сезон-2013, выиграв две субботних гонки в Венгрии и Сингапуре и близко подобравшись к победе в Абу-Даби. Однако британец решил не оставаться в Carlin и перебрался в DAMS, которая стала его четвертой командой за четыре года выступлений в GP2. За это время Джолион прошел путь от борьбы в последних рядах до претендента на победы в гонках.
В 2013-м слабым местом британца были квалификации. К счастью для него, в DAMS знают, как добиться от машины скорости на одном круге, хотя далеко не факт, что Джолион сполна сможет воспользоваться этим фактором. Сына экс-пилота Ф1 Джонатана Палмера не относят к главным претендентам на успех, но если опередит своих именитых сверстников, отношение к нему изменится.
Стефан Ришельми в 2013-м выступал не ярко, но стабильно финишировал на хороших позициях, по итогам года став восьмым.
Монегаск сполна пользовался хорошей квалификационной скоростью DAMS и даже взял поул на Нюрбургринге, однако в гонках неизменно откатывался назад. До призового пьедестала Стефан дотянулся лишь однажды, но и в итоговую классификацию не попал всего трижды за сезон.
От Ришельми следует ожидать шага вперед, но для начала ему надо начать стабильно зарабатывать кубки. На тестах в Абу-Даби пилот был близок к лидерам, однако в Бахрейне откатился назад. Свидетельствует ли это о том, что его прогресс носит очень неспешный характер, когда остальные прибавляют заметно быстрее? Посмотрим.
ART Grand Prix
Победы: 33
Титулы в зачете пилотов: 2005 (Нико Росберг), 2006 (Льюис Хэмилтон), 2009 (Нико Хюлькенберг)
Титулы в зачете команд: 2005, 2006, 2009
Такуя Изава, 29 лет, Япония (дебютант GP2, в 2013-м – 7-й в СуперФормуле)
Стоффель Вандорн, 22 года, Голландия (дебютант GP2, в 2013-м – 2-й в Формуле Renault 3.5)
Несмотря на итоговое третье место Джеймса Каладо, сезон-2013 сложился для ART не лучшим образом. Всего две победы – слишком мало для команды, которая до этого привела к титулу таких пилотов, как Льюис Хэмилтон, Нико Росберг и Нико Хюлькенберг.
В этом сезоне коллектив Николя Тодта и Фредерика Вассёра открыл новую для себя страницу, начав сотрудничество с McLaren. Этим фактором и был определен состав из двух дебютантов, ожидания от которых прямо противоположные.
Великовозрастный протеже Honda Такуя Изава пока оставляет больше вопросов, чем ответов: новичок без опыта выступлений в европейских формульных гонках имеет за плечами традиционный "джентельменский набор" из долгих выступлений в японской СуперФормуле (Ф Nippon) и гонках GT, также он пробовал свои силы в Макао. В своем национальном чемпионате Изава проявил себя очень неплохо, однако GP2 – совсем другой уровень.
Такуя превосходит по возрасту всех соперников по пелотону, да и вообще входит в тройку самых "пожилых" пилотов в истории GP2. Отчасти это может сыграть ему на руку в борьбе с "горячей" молодежью. Итоги тестов, где Изава в лучшем случае занимал позиции в середине протокола, тоже мало о чем говорят, и всё же было бы несправедливо по умолчанию списывать его со счетов еще до начала сезона.
Стоффель Вандорн – совсем другой случай. В 2013-м бельгийский дебютант ФR3.5 уступил в споре за титул лишь своему товарищу по молодежной программе McLaren Кевину Магнуссену, и единственным разумным карьерным решением для него был переход в GP2, который позволит восходящей звезде как можно лучше подготовиться к дебюту в Ф1.
Как и Марчелло, бельгиец является одним из самых перспективных новичков серии – и в теории он способен сразу поехать быстро, что уже не раз демонстрировал в других категориях. Но пилота, который два года назад отобрал у Даниила Квята титул в двухлитровой Формуле Renault, ждет непростое испытание: Стоффелю предстоит доказать, что и на этом уровне он способен регулярно бороться во главе пелотона.
Если Вандорн преуспеет в этом, то может рассчитывать на самый главный шаг всей своей гоночной карьеры.
Hilmer Motorsport
Победы: 4 (плюс 2 как Ocean)
Даниэль Абт, 21 год, Германия (22 старта в GP2, л.р. – 5-й)
Факундо Регалья, 22 года, Аргентина (дебютант GP2, в 2013-м – 2-й в GP3)
В прошлом году команда Франца Хильмера, до того практически неизвестная в мире гонок, дебютировала в GP2 и смогла произвести очень добротное впечатление: три разных пилота, выбранные Hilmer за свой талант, а не размер финансовой поддержки, смогли принести ей победы.
Сейчас коллектив рассчитывает развить успех: его машины будут раскрашены в цвета Force India, и сотрудничество с командой Ф1, для которой немцы будет готовить новые кадры, должно стать важным козырем в споре с соперниками.
Для Даниэля Абта дебютный сезон в GP2 сложился хуже некуда. Годом ранее продолжатель гоночной династии едва не опередил Митча Эванса в чемпионской гонке GP3, однако в составе ART всего четырежды сумел финишировать в первой десятке.
Переход в стан земляков из Hilmer может помочь ему вернуться в борьбу за высокие позиции. С первых ноябрьских тестов в составе команды немец почувствовал за рулем себя комфортнее – и поехал быстрее. Он стал лучшим по итогам двух из сессий шести в Бахрейне и регулярно оставался в группе лидеров.
Но все же говорить о потенциальной борьбе Даниэля за титул несколько преждевременно. Как и в случае с Эвансом, такие выводы невозможно делать на основе одних лишь межсезонных результатов. Впрочем, Абт – сильный гонщик, а дополнительной мотивацией для него, нет сомнений, станет возможность дальнейшего сотрудничества с Force India.
В случае с аргентинцем Факу Регальей картина обратная: фирма его отца уже является одним из спонсоров Force India. Правда, пилоту этой зимой пришлось активно искать дополнительную финансовую поддержку, чтобы получить место в молодежной программе индийской команды Ф1 – но он справился с этой задачей, благодаря чему и оказался в Hilmer.
Пилот из Южной Америки весьма быстр: казалось, в прошлом сезоне стабильность позволит ему стать чемпионом GP3, и лишь феноменальный спринтерский рывок Даниила Квята на последних этапах не позволил Регалье стать сильнейшим.
В то же время, несмотря на очевидный талант, природную скорость и зрелость, Факу пока не окончательно сформировался как гонщик – потому сезон в GP2 будет для него очень непростым испытанием. На зимних тестах он проигрывал своему напарнику, но ехал примерно в одном темпе с другими новичками – звездными Вандорном и Марчелло.
RAPAX
Победы: 11 (плюс еще семь как Piquet Sports)
Титулы в зачете пилотов: 2010 (Пастор Мальдонадо)
Титулы в зачете команд: 2010
Эдриан Куэйф-Хоббс, 23 года, Великобритания (22 старта в GP2, 1 победа)
Симон Труммер, 24 года, Швейцария (46 стартов в GP2, л.р. – 6-й)
Сезон-2013 поначалу складывался для Rapax даже лучше памятного чемпионата 2010 года, когда пилот команды Пастор Мальдонадо выиграл титул – но затем результаты Стефано Колетти резко и бесповоротно сошли на нет.
Расставшись с монегаском, в Rapax решили продолжить сотрудничество с Симоном Труммером, а также подписали контракт с Эдрианом Куэйф-Хоббсом, который должен стать новым лидером. Но исходя из результатов предсезонных тестов, в 2013-м дело было не только в самом Колетти, и команде предстоит еще много усилий, чтобы вернуться к своей прежней форме.
С очевидным преимуществом выиграв в 2012-м титул в Auto GP, британец Куэйф-Хоббс уверенно смотрелся в своем дебютном сезоне в GP2, несмотря на смену команды после первой половины чемпионата. Гонщик начал сезон в составе MP, запомнившись прорывом в Монако на второе место при старте из последних рядов.
С этапа в Венгрии он присоединился к Hilmer, после чего поднялся на подиум в Спа и выиграл воскресную гонку в Монце. В теории от Эдриана можно ожидать регулярных призовых финишей и даже побед, но ход предсезонных тестов позволяет предположить, что у Rapax остаются нерешенные проблемы. Впрочем, даже если машинам команды не будет хватать скорости, Куэйф-Хоббс все равно способен проявить себя.
Предстоящий сезон GP2 станет для Труммера третьим в составе Rapax: швейцарец первым в пелотоне подписал контракт на 2014 год, это произошло еще до прошлогоднего финала в Абу-Даби. Однако пока результаты пилота не впечатляют – и в этом году ему определенно нужно добиться прогресса, ведь последний подиум Симона датируется еще 2009 годом.
В начале 2013-го он смотрелся в целом неплохо, записав себе в актив несколько очков, но затем вновь откатился назад. Как и Куэйф-Хоббс, Труммер не лучшим образом смотрелся на предсезонных тестах – с другой стороны, он не сильно проигрывал напарнику. Чтобы рассчитывать на будущее в автоспорте, в предстоящем сезоне Симону просто необходимо сделать качественный шаг вперед.
ARDEN INTERNATIONAL
Победы: 15
Рене Биндер, 22 года, Австрия (28 стартов в GP2, л.р. – 6-й)
Андре Негран, 21 год, Бразилия (дебютант GP2, в 2013-м – 10-й в Формуле Renault 3.5)
Команда Кристиана Хорнера, в свое время носившая имя Arden-Россия, задавала тон в Формуле 3000 и GP2 в середине прошлого десятилетия. Когда её босс был призван под флаги Red Bull Racing и доверил управление своему отцу Гэри, дела пошли чуть хуже – но коллектив вернулся в борьбу за самые высокие позиции в 2012-м с Луисом Разией.
В прошлом сезоне Arden вновь откатилась назад: ставка на Джонни Чекотто-младшего себя не оправдала и принесла лишь череду аварий, а дебютанту серии Эвансу явно не хватало стабильности. В итоге британский коллектив занял лишь восьмое место, потому не пользовался особой популярностью у гонщиков при поиске места на сезон-2014, о чем наглядно свидетельствует состав этого года.
Рене Биндер в этом сезоне перешел в Arden из Lazarus. Несмотря на весьма средние результаты в немецкой Ф3, он с самого начала демонстрировал вполне неплохой темп в GP2, дебютировав на этапе в Спа в 2012-м. В начале прошлого года австриец добился неплохого прогресса, трижды завоевав очки, причем два таких случая пришлись на этап в Монако.
Однако большего первый полный сезон ему так и не принес, не в последнюю очередь из-за того, что Рене вынужден был вести команду за собой, в то время как его напарники постоянно менялись. Переход в Arden поможет ему сделать шаг вперед – и ноябрьские тесты серии доказывают это, но Биндера можно считать в лучшем случае претендентом на место в зачетной десятке.
Андре Негран после трех лет в Формуле Renault 3.5 в составе семейной команды решился на переход в GP2. Выиграть в WSR ему так и не удалось, но пилот пришел туда в очень раннем возрасте и без европейского опыта, после чего добился неплохого прогресса. В 2013-м он побывал на подиуме и в целом неплохо смотрелся на фоне куда более опытного напарника Нико Мюллера.
Многолетний опыт выступлений в ФR3.5 должен помочь Андре быстрее адаптироваться в GP2. Его результаты на тестах были сопоставимы с временами Биндера и ряда других дебютантов серии, но пока неясно, сможет ли Негран произвести настоящее впечатление среди стольких талантливых гонщиков.
CATERHAM RACING
Победы: 4
Рио Харьянто, 21 год, Индонезия (46 стартов в GP2, л.р. – 2-й)
Александр Росси, 22 года, США (20 стартов в GP2, 1 победа)
За три года выступлений в GP2 у Caterham были как взлеты, так и падения. Даже опытнейшим Давиде Вальсекки и Гидо ван дер Гарде удавалось лишь эпизодически добиваться хороших результатов в 2011 и 2012 годах, и только в конце прошлого сезона англо-малайзийская команда стала реальным претендентом на самые высокие позиции.
На недавних предсезонных тестах оба её пилота показали высокие результаты, что наверняка позволит подняться выше занятой в 2013-м девятой итоговой позиции.
Рио Харьянто здорово дебютировал в GP2 с Carlin в сезоне-2012, но в прошлом сезоне сделал шаг назад, выступая за Addax. Со своей третьей командой пилоту сразу же удалось найти общий язык: в составе Caterham он сразу поехал быстро на зимних тестах, а в Бахрейне и вовсе показал лучшее время по итогам всех дней испытаний.
Главное для Харьянто в этом сезоне - не растрачивать впустую предоставившиеся шансы и надеяться, что команда справится со своей частью работы. Несмотря на победы в GP3 в 2010-2011 годах, индонезиец должен непременно преуспеть в GP2, если хочет обратить на себя внимание. В предстоящем сезоне Рио будет очень важно хорошо выступать в квалификациях, ведь в 2013-м он проигрывал именно в этом компоненте.
У Александра Росси в дебютном сезоне GP2 были как взлеты, так и падения, однако закончил он на высокой ноте, выиграв на финальном этапе в Абу-Даби. В заключительных гонках 2013-го американец был одним из быстрейших в пелотоне и также очень неплохо смотрелся на предсезонных тестах, что позволяет назвать его одним из главных фаворитов предстоящего чемпионата.
Изначально американец не планировал выступать в GP2 в прошлом году, сосредоточившись на своих обязанностях в команде Ф1, однако ему представился шанс сесть за руль на втором этапе в Бахрейне, заменив уволенного Ма Цин Хуа – и Алекс воспользовался этой возможностью, сходу финишировав в тройке призеров. Но затем у Александра возникли проблемы с квалификационным темпом – в результате он вернулся на подиум лишь на этапе в Спа.
На предсезонных тестах Caterham была одним из лидеров, но не всё здесь так просто. В прошлом году и сам Росси, и Caterham демонстрировали недостаточную стабильность. Порой необъяснимые провалы случались у пилота, иногда не хотела ехать машина. Потенциально американцу под силу побороться за титул – но только если подобные спады останутся в прошлом.
MP Motorsport
Победы: 0 (7 как Coloni)
Даниэль де Йонг, 21 год, Голландия (30 стартов в GP2, л.р. – 7-й)
Джон Ланкастер, 25 лет, Великобритания (18 стартов в GP2, 2 победы)
MP Motorsport дебютировала в GP2 в прошлом году, заняв место ветеранов серии из Coloni. Голландский коллектив обладает сильными финансовыми тылами, что позволяет приглашать в пару к сыну владельца Даниэлю де Йонгу быстрых и опытных гонщиков.
В прошлом сезоне Эдриан Куэйф-Хоббс и Дани Клос принесли MP по подиуму в спринтерских гонках, а теперь эстафету у них принял Джон Ланкастер.
Де Йонг проведет в команде своего отца второй сезон подряд (это касается только GP2, а так он гоняется в её цветах всю карьеру). 2013-й оказался сложным для гонщика: он завоевал всего три очка, добыв десятое место в Монако и финишировав седьмым в спринтерской гонке в Сильверстоуне. После неплохих выступлений за Rapax на отдельных этапах серии в 2012-м от него можно было ожидать большего.
На тестах Даниэль временами смотрелся неплохо и однажды даже возглавил протокол в Бахрейне, но все же особо выдающейся его скорость не назвать. Пилоту важно тянуться за быстрым напарником и стремиться прибавлять по ходу сезона. Он может опираться на опыт выступлений в ФR3.5 и Auto GP, но добиться прогрессу голландцу будет очень непросто.
Из-за нехватки финансирования программа Ланкастера пока подтверждена не до конца сезона, но если он будет столь же быстр, как на зимних тестах, то определенно докажет команде свою ценность: и в Абу-Даби, и в Бахрейне пилот возглавлял протокол в финальный день заездов.
Британец заслуживает второго шанса в GP2 после сильных результатов за Hilmer в прошлом году. Сев за руль в Барселоне, Джон сходу финишировал третьим, а затем выиграл спринтерские гонки на Сильверстоуне и в Нюрбургринге.
Добиться большего Джону не позволили неважные результаты в квалификациях – именно в этой области MP смотрелась наименее уверенно. Тем не менее, тесты позволяют предположить, что голландцы смогли прибавить – так что Ланкастер может надеяться на борьбу в группе лидеров.
Trident
Победы: 8
Аксиль Джефферис, 19 лет, Зимбабве (дебютант GP2, в 2013-м – 11-й в IndyLights)
Джонни Амадеус Чекотто Вагнер, 24 года, Венесуэла (83 старта в GP2, 2 победы)
Итальянская команда, избравшая своим символом трезубец, не входила в число участников самого первого сезона GP2, но присоединилась к участникам серии уже годом позже. Несмотря на периодические победы, шестое место в дебютном чемпионате-2006 так и остаётся её высшим достижением.
В прошлом году картина выглядела привычно: сумев заработать очки лишь в трёх уик-эндах, Trident, тем не менее, добыла победу и два подиума. В новый сезон коллектив вступает с весьма любопытным составом.
Не сумев собрать бюджет на полный сезон, Аксиль Джефферис после совместных тестов все же готовится к дебюту в GP2. Именно из-за нехватки денег выходец из африканского Зимбабве смог полноценно выступить лишь в двух из пяти последних сезонов.
В его активе – периодические старты в Формуле BMW, Формуле 2 и серии IndyLights. Аксиль неплохо смотрелся в тех гонках, где стартовал, но его опыт никак не назвать достаточным для GP2. На тестах он поначалу отставал, но очень быстро начал показывать приличную скорость.
Весь вопрос в том, найдет ли гонщик возможность довести чемпионат с Trident до конца. Если да – к осени от него можно ждать вполне неплохих результатов.
Главный "злодей" паддока, а параллельно и самый опытный пилот нынешнего пелотона Джонни Чекотто вернулся в команду, цвета которой защищал в 2010 году. Он начинает сезон в ранге пилота, который умеет ехать быстро, но слишком часто попадает в различного рода неприятности.
Венесуэлец лишился поддержки государственных спонсоров, но смог найти возможность продолжать выступления. Если в Trident подберут к нему верный подход и смогут предоставить достаточно конкурентную технику, от Джонни можно ждать хороших результатов.
На тестах он практически постоянно держался в первой тройке, но мот сможет ли сын чемпиона мира по мотогонкам избегать происшествий, подобных памятному прошлогоднему завалу на старте в Монако – вопрос по-прежнему открытый.
Venezuela GP Lazarus
Победы: 0 (7 как Super Nova)
Натанаэль Бертон, 24 года, Франция (46 стартов в GP2, 1 победа)
Конор Дэли, 22 года, США (2 старта в GP2, л.р. – 7-й)
Команда, занявшая в 2012-м место успешной Super Nova, пока так и не смогла проявить себя. За два года пилоты коллектива из Падуи ни разу не финишировали в первой пятёрке. Прежде это отчасти объяснялось выбором пилотов, не имеющих достаточного опыта, но теперь у итальянцев есть шанс сделать заметный шаг вперед.
Натанаэль Бертон уже имеет в активе победу в GP2, одержанную в прошлом году в составе Trident. С другой стороны, нельзя не отметить, что по ходу всех остальных уик-эндов сезона-2013 он не заработал ни единого очка.
Свою скорость пилот доказывал успехами в обоих классах Мировой серии Renault, но все же его сложно назвать звездой первой величины. В данном случае он может дать команде больше, чем получить он неё, и от того, сколь продуктивной получится их совместная работа, и будет зависеть результат.
Стоит добавить, что для Бертона одной из главных сложностей вот уже два года остается квалификация, тогда как Lazarus именно в этом компоненте традиционно смотрелась неплохо.
Американец Конор Дэли более всего известен отечественным гоночным болельщикам тем, что как-то раз на этапе GP3 в Монако сам несколько раз врезался сзади в машину россиянина Дмитрия Сурановича, а потом еще и обвинил того в случившемся. Судьи FIA, впрочем, быстро назвали настоящего виновника.
Сын экс-пилота Ф1 Дерека Дэли три года пытался покорить GP3, но добивался лишь разовых успехов. Он попробовал свои силы в GP2 на первом этапе прошлого сезона, где закончил одну из гонок седьмым – а нынешний контракт с Lazarus также пока захватывает лишь единственный уик-энд, но может быть продлён, если стороны останутся довольны друг другом.
На тестах Конор смотрелся неплохо, но больше всего запомнился тем, что умудрился перевернуть машину, врезавшись в Факу Регалью (и хотя бы на этот раз обошелся без обвинений). Тем не менее, Дэли – сильный пилот, и вдвоем с Бертоном им по силам принести команде самый успешный в её истории сезон.
Campos Racing
Победы: 7 (плюс еще 14 как Addax)
Титулы в зачете команд: 2011 (как Addax), 2008
Артур Пик, 22 года, Франция (дебютант GP2, в 2013-м – 8-й в Формуле Renault 3.5)
Кимия Сато, 24 года, Япония (дебютант GP2, в 2013-м – 2-й в Auto GP)
Адриан Кампос после бесплодных попыток покорить Ф1 вновь поднялся на командный мостик GP2, вернув бразды правления над созданной когда-то им самим командой – её бывший босс Алехандро Агаг теперь полностью сосредоточится на реализации нового проекта Формулы Е.
Три первых года, проведенные с прежним руководством и под именем Addax, приносили регулярные победы (включая и те, что позволили Виталию Петрову стать в 2009-м вице-чемпионом серии), но затем испанцы предпочли переключиться на работу с бизнес-пилотами, и хотя это укрепило бюджет, результаты заметно снизились.
В 2014-м можно говорить о возвращении к прежней практике, ибо обоих пилотов можно назвать быстрыми и при этом довольно опытными. Правда, в GP2 прежде не выступал ни один из них.
Артур Пик продолжает идти стопами своего старшего брата Шарля и после трёх сезонов в Формуле Renault 3.5 – и единственной победы на Moscow Raceway – француз перебирается в GP2.
В минувшем сезоне пилоту явно недоставало стабильности, но с этим ему должен помочь сильный инженер Филипп Готерон, который имеет опыт работы со множеством молодых пилотов, включая и целый ряд россиян.
На тестах Пик смотрелся неплохо, потому вполне может побороться за хорошие результаты. Но претендовать на звание сильнейшего новичка ему будет непросто.
Похожие задачи стоят и перед Кимией Сато: японец имеет за плечами уже восемь сезонов в разных сериях, в последнем из которых он едва не стал чемпионом Auto GP.
Кимия уже проводил тесты с Sauber F1, а еще известен тем, что доверил свои дела известному мастеру острот в Твиттере Таки Иноуэ. На тестах Сато отставал от напарника, но смог довольно быстро найти общий язык с машиной. В целом он вполне способен периодически напоминать о себе по ходу года.
Календарь чемпионата GP2 сезона-2014
Дата | Место | Страна |
---|---|---|
4-6 апреля | Сахир | Бахрейн |
9-11 мая | Барселона | Испания |
22-24 мая | Монако | Монте-Карло |
20-22 июня | Шпильберг | Австрия |
4-6 июля | Сильверстоун | Великобритания |
18-20 июля | Хоккенхайм | Германия |
25-27 июля | Хунгароринг | Венргия |
22-24 августа | Спа-Франкоршам | Бельгия |
5-7 сентября | Монца | Италия |
10-12 октября | Сочи | Россия |
21-23 ноября | Яс-Марина | Абу-Даби, ОАЭ |