Гран При Испании: обзор гонки от Эда Стро
Нико Росбергу не хватило до победы в Барселоне лишь неуловимой доли секунды. Эд Стро объясняет, откуда взялась такая крошечная разница, не только решившая исход гонки, но и ставшая причиной смены лидера в общем зачёте
Шесть десятых секунды. По автоспортивным меркам это не так уж и мало, но давайте задумаемся о реальном значении этой величины. Именно такая разница – 0,636 секунды, если говорить предельно точно – разделила на финише Гран При Испании победившего Льюиса Хэмилтона и обладателя второго места Нико Росберга. Сущая мелочь.
Эти две трети секунды привели к тому, что Росберг потерял лидерство в чемпионате, и теперь чаша весов угрожающе для немца склонилась в сторону его партнёра по команде, одержавшего четыре победы подряд. Это значит, что всё теперь только в руках Хэмилтона, которому достаточно остаться впереди по итогам следующих 14 гонок.
Если же оценивать эту величину привычными нам вещами, то лишь немногим меньше времени требуется человеку, чтобы моргнуть. Так откуда же взялись эти шесть десятых?
Мы стали свидетелями очередного уик-энда, когда два десятка других машин были лишь едва заметны где-то на заднем плане. Всех остальных пилотов можно было вновь отнести ко второму дивизиону – но, к чести Росберга и Хэмилтона, своей борьбой они всё же сумели удержать внимание болельщиков до самого завершения Гран При.
Мы увидели настоящую тактическую дуэль старой школы, в которой оба пилота выложились до конца, пусть это и не сразу можно было заметить невооружённым взглядом. Нет, никакой борьбы колесо в колесо по примеру Бахрейна не было – зрители наслаждались спектаклем иного рода.
Этап в Сахире можно назвать настоящим блокбастером с огромным бюджетом, тогда как гонка в Испании стала захватывающим психологическим триллером. Жанр этот менее популярен у массового потребителя, но способен подарить непередаваемое эстетическое удовольствие истинному знатоку, особенно в свете своей редкости в современной Формуле 1.
Уже первый пятничный акт дал нам первые наброски того, что может произойти дальше. В итоговых протоколах время Хэмилтона оказалось на четыре десятых лучше результата его напарника, причем британец смотрелся даже более убедительно на длинных отрезках. Анализ показал разницу на круге в 0,6 секунды. Заколдованная величина.
Умножьте её на общее количество кругов дистанции – и вы получите 40 секунд. Потому, нет сомнений, тем вечером в расстановке сил что-то сильно изменилось.
Такому солидному отставанию Росберга в первый день были свои причины – утром на его машине возникли проблемы с ERS, в результате чего Нико проехал лишь девять кругов, да и после обеда поведение машины вовсе не отвечало его предпочтениям. Но затем роли поменялись.
«Я не чувствовал себя комфортно в кокпите, а утром потерял много времени, что поставило меня в положение догоняющего, - рассказывал Росберг в субботу. – Пришлось навёрстывать время, поскольку даже к концу пятницы я так и не смог добиться от машины желаемого».
Хэмилтон наверняка уже грезил о поул-позиции, лучшем круге в гонке и лидерстве в чемпионате мира – но внезапно оказался в положении догоняющего. Машина британца в квалификации уже не была быстрейшей, и Росберг без проблем обыграл напарника в первом и втором сегментах – однако Льюис буквально вгрызся в землю и в итоге первенствовал в решающий момент субботней сессии.
Вы скажете, что его без преувеличения фантастический круг, оказавшийся на 0,168 секунды быстрее попытки Росберга, и стал причиной, которая в итоге предопределила те самые шесть десятых на финише гонки. В конце концов, стоило Хэмилтону сохранить лидерство после воскресного старта, и дальше он контролировал развитие событий до самого клетчатого флага.
Но действительно ли Льюис обязан победой виртуозному выступлению в квалификации? Или виной всему неудачный старт Росберга. В конце концов, до апекса первого поворота в Барселоне (максимальные в календаре) 730 метров, и на этой дистанции немец имел все шансы выйти вперёд. Он был убеждён, что по-прежнему имеет преимущество в темпе, а значит, после выигранного старта дело можно было считать сделанным.
К сожалению, хорошо сорваться с места за рулём машины Формулы 1 не так просто, как думают многие. Из-за большого количества факторов – самой скорости реакции, правильных настроек сцепления, температуры резины, точной работы с подрулевыми "лепестками" – высоки шансы, что что-то может пойти не так. В последнее время Росберг не блещет в этом компоненте, а вот Хэмилтону, похоже, старты удаются неплохо. Видимо, в работе со сцеплением у немца есть проблемы.
«К сожалению, я стартовал неудачно – рассказывал позже Нико. - Это одна из наших слабых сторон, ведь уже несколько этапов подряд старты получаются у меня не лучшим образом. И всякий раз дорого мне обходятся. Совсем не здорово постоянно проигрывать в самом начале. Над этим мне нужно поработать».
К положительным моментам можно отнести факт, что Росберг всё же остался вторым. А как мы уже видели в Бахрейне, оказавшемуся в положении догоняющего пилоту есть прямой резон прибегнуть к альтернативной тактике.
Хэмилтон избрал для себя проверенную схему Medium/Medium/Hard. Росберг, готовясь на первом пит-стопе отправится в боксы за свежим комплектом жёсткой резины, держался в двух секундах позади напарника, надеясь, что в итоге всё-таки сможет лучше проехать свой стартовый отрезок.
Безусловно, Нико был полностью уверен в правильности настроек своей машины. Он, как и его команда инженеров, ударно поработал, чтобы наверстать упущенное – отыграть то самое злополучное отставание в шесть десятых.
Как и в Сахире, резина на машине немца работала чуть лучше – ему удалось продержаться на трассе на три круга дольше Льюиса, чтобы заставить свою тактику работать и получить преимущество чуть позже. Это даёт нам ещё порцию данных – Росберг проигрывал Хэмилтону 1,635 секунды, когда лидер свернул в боксы.
По завершении первой серии остановок отставание Росберга составляло уже 3,757 секунды. В контексте пресловутых шести десятых это огромная пропасть – но в целом весьма неплохо. Вдобавок, Льюис потерял на пит-стопе целую секунду (хотя от въезда на пит-лейн до выезда с него эта величина составила лишь семь десятых).
Стартовал ключевой отрезок дистанции. Росбергу во что бы то ни стало необходимо было держаться в двух секундах от Хэмилтона, что дало бы немцу возможность остановиться кругом раньше и тем самым переиграть Льюиса. Лидеру же, в свою очередь, требовалось нарастить своё преимущество над преследователем минимум до четырёх секунд.
Это был напряжённый отрезок – разница между пилотами то таяла, то вновь росла. Но в итоге противостояние завершилось тем, что Хэмилтону всё же удалось добиться своего. На 42-м круге, когда Льюис первым нырнул в боксы за свежим комплектом жёсткого состава Pirelli, он опережал напарника на 3,898 с.
"Чистая прибыль" составила всего 0,141 секунды за 20 самых напряжённых кругов со старта этого сезона. Казалось бы, совсем немного, но в свете определяющей роли шести десятых каждое мгновение имело в тот день важное значение.
Многие подумали, что Росберг метнётся в боксы сразу же, но он остался на трассе ещё на один круг – это было довольно осторожное решение, к тому же, позволившее Хэмилтону отыграть немного времени благодаря свежим шинам.
Когда Нико всё-таки отправился к механикам, было уже понятно, что он неизбежно потеряет лидерство, хотя пит-стоп Росберга и оказался быстрее на 1,3 секунды.
Данная разница, возможно, и пригодилась бы немцу в погоне за теми магическими шестью десятыми секунды, но теперь отыграть позицию посредством одной только тактики было уже невозможно – и у Нико остался единственный вариант: сделать то, что так и не вышло у него в Бахрейне – обойти Хэмилтона в прямом сражении.
Уравнение казалось до банальности простым – за 20 кругов до финиша Росберг проигрывал напарнику 4,856 с. У Нико в распоряжении был более мягкие слики Medium, обеспечивающие определённое преимущество. Кроме того, лидер (на тот момент) сезона провёл замену резины на два круга позже напарника. Погоня началась…
46-й круг +4,856 47-й круг +4,658 48-й круг +3,682 49-й круг +3,716 50-й круг +3,149 51-й круг +2,359 52-й круг +2,067 53-й круг +2,796 54-й круг +2,773 55-й круг +2,628 56-й круг +2,196 57-й круг +1,871 58-й круг +1,460 59-й круг +0,984
За семь кругов до финиша Росберг впервые с самого старта получил возможность воспользоваться системой DRS. Однако Льюису удалось дать превосходный ответ – моментально взвинтить темп на нескольких следующих кругах.
60-й круг +1,322 61-й круг +1,264 62-й круг +1,102 63-й круг +0,940
Это позволило британцу оттянуть неизбежную атаку со стороны напарника на четыре круга. Но затем ситуация вновь начала принимать серьёзный оборот. Хэмилтон, который по ходу последнего отрезка жаловался команде на зернение передних шин и недостаточную поворачиваемость, на торможении после задней прямой перед десятым поворотом 64-го круга заблокировал резину. Это позволило Росбергу приблизиться вплотную.
Нико атаковал изо всех сил, в свою очередь пустив дым из-под колёс в том же самом месте на последнем круге – по собственным словам, он мог бы провести там разве что "манёвр камикадзе", но даже с помощью системы DRS немцу не удалось приблизиться к сопернику на расстояние реальной атаки.
Хэмилтон пересёк финишную черту с нескрываемым ликованием. Обновлённая информация на экранах зафиксировала разницу между пилотами – 0,636 с.
Льюис с достоинством выдержал прессинг. Как и в Бахрейне, он в целом уступал Росбергу в скорости, но опять сумел добиться победы.
В Сахире успех был достигнут в зрелищной борьбе при помощи грамотных защитных манёвров. Здесь же первое место стало следствием превосходной скорости в квалификации в сочетании с психологической стойкостью под давлением – и лишь нервные радиообмены с командой демонстрировали, что Льюис чувствует на самом деле.
Он испытывал проблемы с балансом машины и хотел уменьшить угол атаки переднего крыла на втором пит-стопе. Однако из-за того, что к концу дистанции трасса очистилась от резинового мусора, команде, по сути, пришлось гадать, какой угол выбрать.
Опять же, речь идёт о совсем незначительных изменениях настроек, но Хэмилтону на финальном отрезке всё равно не хватало сцепления передних колёс, хотя всё же в целом можно смело утверждать, что в тот день у него в распоряжении была техника, способная победить.
«Сегодня мне не хватало скорости, - признался британец после гонки. – Нико был быстрее.
На последних кругах я чувствовал невероятное давление, он был очень близок к тому, чтобы обойти меня. Я не слишком люблю находиться в такой ситуации. Мне бы хотелось сказать, что все прошло без проблем, и я держал ситуацию под контролем – но это не так!»
Тут-то самое время вспомнить о решении Росберга остаться на трассе на лишний круг перед заключительным пит-стопом. На нём Нико проиграл Льюису какое-то время. В контексте того, что на пресс-конференции он сказал "ещё один круг, и я бы его достал", кто-то может посчитать, что именно это решение стоило немцу победы.
Но давайте оставаться реалистами: имел ли Росберг реальную возможность обойти Хэмилтона, имея в запасе еще круг или даже два? Почти наверняка нет, хотя в таком случае Льюису и пришлось бы всерьёз защищаться.
Так как же нам в итоге объяснить возникновение этих шести десятых? Вот вам все составляющие: пятничные проблемы с ERS, изменение условий на трассе, улучшение скорости одной машины в субботу при ухудшении темпа другой, виртуозная квалификационная попытка, неудачный старт, дополнительный круг во время второго отрезка, пара медленных пит-стопов и 66 кругов дистанции.
Вышеперечисленные элементы и тысячи других факторов стали причиной победы Хэмилтона с минимальным перевесом. Он с честью справился со всеми подводными камнями, удержал Росберга на расстоянии вытянутой руки, когда это было необходимо, и в награду за свои старания одержал победу, которую, вероятно, можно считать даже более значимой, чем успех в Бахрейне.
Существует ли более яркое доказательство того, насколько весомыми в Ф1 могут быть даже самые малые факторы? Вероятно, нет – особенно если учесть, что еще 20 пилотов на этот раз вполне могли быть отнесены к "классу Б" – у них в этот день была своя гонка, а лидерам приходилось иметь с ними дело только лишь при обгоне на круг.
Даниэль Риккардо проиграл внушительные 49 секунд, хотя и потерял время на первом отрезке, когда застрял за Валттери Боттасом. Накануне Гран При даже сами пилоты Mercedes заявляли, что соперники непременно сократят отставание, но в итоге Хэмилтон и Росберг продемонстрировали ошеломляющее преимущество над преследователями.
Лишь только шесть гонщиков финишировали в одном круге с лидерами – кроме Риккардо и Боттаса, в это число вошли Себастьян Феттель, совершивший яркий прорыв с 15-й стартовой позиции благодаря тактике с тремя остановками, и Фернандо Алонсо на Ferrari.
Но в этой гонке всё внимание было приковано только лишь к дуэту Mercedes. После финиша Росберг недвусмысленно заявил, что знает, где Хэмилтон нашёл эти 0,636 секунды.
«Эту гонку я проиграл в квалификации и на старте, – подытожил Нико. – У меня были лишь эти две возможности. В субботу я был очень близко, а после сессии мы с инженерами нашли кое-какие проблемы. Из-за них мне недоставало мощности на прямых. Впрочем, разница была не столь заметной, чтобы объяснить ей проигранный поул.
А затем был неудачный старт. Так что я получил две возможности – и ни одной из них не воспользовался. В гонке у меня появился еще один шанс на незадолго до финиша, я смог подобраться очень близко, но всё же недостаточно. Еще круг – и можно было бы атаковать.
Но если бы мне предстояло вновь провести этот уик-энд – думаю, я делал бы всё то же самое. Да, у нас были проблемы в первой тренировке, которые тоже внесли свой вклад. Множество мелочей сложились и определили итоговый результат.
Так что – в следующий раз…»