Неужели Экклстоун теряет контроль над Формулой 1?
Берни Экклстоун допустил, что финансовый кризис в Формуле 1 – отчасти и его вина. Но что он сделал не так? Не помог Caterham и Marussia, лишив их шансов спастись? Или всему виной потеря былого влияния? Анализирует Джонатан Нобл
Неожиданное признание Берни Экклстоуна, взявшего на себя вину за финансовый кризис в Формуле 1, можно считать знаковым событием для общественности – но точно не для испытывающих проблемы с деньгами команд, которые всё это слышали и раньше.
Совладелец Lotus Жерар Лопес рассказал, что Берни уже выдвигал такой тезис на заседаниях Стратегической рабочей группы и встречах боссов команд. Главное же в том, что без каких-либо конкретных действий – или хотя бы идей, как разобраться с проблемами – в конечном счете не важно, что там сказал Экклстоун на публике.
Ситуация и так была сложной, но все окончательно изменила информация, в приватном порядке доведённая Берни до руководителей небольших команд еще в сочинском паддоке. Marussia отказалась от поездки в Остин. И это стало по-настоящему тревожным звонком.
История знает не один случай, когда Экклстоун протягивал руку помощи испытывающим серьезные проблемы командам – и в данном случае дополнительная сумма тоже помогла бы двум участникам чемпионата остаться на плаву. Они получили бы возможность разрешить все свои дела за закрытыми дверьми, не делая грустных заявлений.
Но на этот раз Берни поступил иначе. Marussia уже объявила о закрытии проекта, к чему близка и Caterham, героически пытающаяся собрать средства на поездку в Абу-Даби среди болельщиков. В стане небольших команд происходящее вызвало настоящую панику.
Именно этот факт особенно беспокоит Эдди Джордана, который в своё время сам обращался к Экклстоуну за помощью.
«В прошлом, когда нам нужна была помощь, Jordan её получала, - сказал бывший руководитель команды. – Не понимаю, что сейчас произошло с Формулой 1, которая не может позаботиться о своих участниках.
Нет сомнений, существуют механизмы, которые помогли бы избежать пустых боксов в ноябрьских гонках. Marussia и Caterham вполне можно было вернуть, оказав им помощь деньгами».
Есть подозрения, что владельцы Формулы 1 из компании CVC, сам Экклстоун и крупные команды в тайне ото всех действуют таким образом, чтобы всё же пробить в будущем идею использования трёх машины от команды.
На фоне этих слухов Lotus, Force India и Sauber прибыли в Остин с твёрдым намерением действовать, а не сидеть сложа руки.
Необходимость в принятии срочных мер в последнее время возросла еще больше, поскольку Берни заявил, что пелотон в следующем году может сократиться до 14 машин, а также вновь назвал главной проблемой вовсе не высокие затраты, а звук новых двигателей.
Терпение небольших команд закончилось – и они перешли к действию, умело запустив в СМИ невероятные слухи о возможном бойкоте американской гонки. Такой шаг не только в одну секунду изменил позицию Экклстоуна, но и заставил его признать наличие проблемы, а также пообещать вскоре подыскать способ её преодоления.
Но сейчас больше всего интересует даже не возможное дальнейшее развитие событий после обещания Берни обсудить проблему с CVC и его очень быстрый и крайне негативный ответ, который еще более осложнил жизнь тем, чей бюджет не насчитывает несколько сот миллионов.
И пока небольшие команды вновь и вновь взывают и помощи, переходя в контратаку на главу менеджмента Ф1, всё более явственно встаёт вопрос: не говорит ли нынешний финансовый кризис о том, что Экклстоун стал постепенно терять контроль над своим детищем?
При продолжительном общении с прессой Берни раскритиковал нынешних боссов команд, которые являются обычными наёмными рабочими и не в состоянии самостоятельно принимать решения. Британец предположил, что именно из-за этого в спорте установилась неправильная финансовая модель.
«Если бы компания [FOM] принадлежала мне, я бы всё сделал иначе, поскольку рисковал бы своими средствами, - сказал он. – Но я работаю на людей, чья задача – зарабатывать деньги».
Пусть даже отказ протянуть руку помощи Caterham и Marussia не является частью теории заговора крупных команд – но действительно ли у Экклстоуна больше нет былой власти, поскольку сейчас чеки выписывают совсем другие люди?
Берни необходимо действовать, а не просто говорить. Недавно Жерар Лопес признался мне, что никогда раньше но не думал всерьёз об отказе от старта – но сейчас настало время серьезных действий.
«Я бы не стал называть это бойкотом, но люди говорили об определенных действиях, - сказал он. – Разница между словами и делом гораздо меньше, когда всё доходит до такой ситуации».
В джунглях хищники охотятся на слабых и раненых, но не на равных себе. Поэтому, если вы не хотите стать добычей, то нужно делать всё возможное, чтобы остаться сильным.
Не забывайте об этом, когда станете размышлять о том, что в действительности происходит сейчас в Формуле 1.