Ле-Ману необходимо избежать поспешных решений
После трагической смерти Аллана Симонсена во время 24-часовой гонки в Ле-Мане всем необходимо задуматься об новом подходе к вопросам безопасности – но, по мнению Гэри Уоткинса, делать это нужно очень взвешенно и обдуманно.
Без сомнений, трагическая гибель датского гонщика вновь поднимет тему о безопасности кольца Сартэ. По сути, разговоры об этом уже начались - я знаю, что некоторые пилоты уже обсуждают какие-то петиции.
Конечно, сейчас Ле-Ману необходимо избежать рефлекторной, поспешной реакции на трагедию. Нужно подойти к проблеме взвешенно и не забывать о том, что трасса в Ле-Мане всегда была и должна в будущем оставаться более опасной, чем сренднестатистический автодром.
Такова её природа. Две трети кольца Сартэ пролегает по дорогам общего пользования, а скорость, которую развивают гонщики на прямой Мульсан и в бесконечных скоростных поворотах гораздо выше, чем на большинстве традиционных трасс нашего времени.
Только задумайтесь, была бы эта гонка столь же привлекательной, мистической и таинственной, если бы проходила на каком-нибудь новомодном "тилькедроме"? Конечно, нет.
Однако представить такое развитие событий несложно тем более, в 70-х годах Западный автомобильный клуб (АСО), организующий эту гонку, уже испытывал серьезные опасения, касающиеся возможности проводить соревнования на кольце Сартэ. В итоге ему пришлось выкупить землю, примыкающую к прямой Мульсан, чтобы продолжать проводить здесь суточные марафоны.
Трудно представить, что бы было, если бы гонку все же пришлось перенести куда-нибудь на автодром имени Поля Рикара или удлиненную версию кольца Бугатти здесь же, в Ле-Мане. Можно лишь сказать со всей определенностью, что в этом случае мы вряд ли продолжили бы называть эту гонку вершиной мирового автоспорта.
Сложность марафона в Ле-Мане заключается не только в том, что за один июньский уик-энд гонщикам нужно провести в кокпите машин двое суток, но и в самой 13-километровой трассе.
В среде журналистов, пишущих об автоспорте, есть распространенное клише - "классические соревнования на выносливость". Мы привыкли обозначать этими словами любые гонки достаточной протяженности, у которых есть хоть какая-то история. Я уверен, что за свою карьеру журналиста называл так соревнования в Ле-Мане, Себринге, Дайтоне, Спа-Франкоршаме и Нюрбурге, а также на автодромах Роад-Атланта и Уоткинс-Глен.
И все же, из всех перечисленных гонок я бы особо выделил "24 часа Ле-Мана" и "12 часов Себринга" – хоть и не исключаю возможности, что когда-нибудь причислю к этой избранной группе и суточный марафон на Нюрбургринге. Однако на данный момент немецкая гонка еще слишком молода - ей всего каких-то 43 года.
Кольцо Сартэ, трасса в Себринге и "Северная петля" Нюрбургринга сами по себе являются вызовом для пилотов, в отличие от подавляющего большинства современных трасс. Спа, Роад-Атланта и Уоткинс-Глен очень даже неплохи, практически великолепны, но, при всем уважении, они все же не слишком далеко ушли от обычных трасс. Помните, как недавно новый автодром в Стамбуле называли новым Спа?
Я отнюдь не утверждаю, что трасса в Ле-Мане должна оставаться музейным экспонатом, и что современные требования безопасности на кольце Сартэ абсолютно неприменимы. К тому же, и Западный автоклуб не закрывал глаза на эти проблемы, а постоянно улучшал трассу на протяжении последней четверти века или даже больше.
Не стоит забывать, что в первой декаде нового тысячелетия были проведены серьезные работы по увеличению безопасности в правом повороте Indianapolis. Ныне печально известный поворот Tertre Rouge в 2007 году также подвергался реконструкции - на входе в него была увеличена зона безопасности.
Пока мы не знаем детальных обстоятельств гибели Аллана Симонсена, но есть мнение, что пилот погиб вследствие лобового удара Aston Martin в отбойник в том месте, где в непосредственной близости за ним находится дерево. Гофрированные ограждения сделаны таким образом, чтобы гасить значительную часть энергии удара - в этом случае, очевидно, они этого сделать не смогли.
Все это похоже на трагическую случайность. Деревья имеют свойство расти ввысь и вширь - представьте, насколько они могли увеличиться в обхвате с того времени, когда были установлены трехрядные отбойники вдоль прямой Мульсан в 1988 году.
Независимо от того, стала ли причиной гибели пилота непосредственная близость к трассе деревьев или нет, их расположение в повороте Tertre Rouge и следующем за ним выходе на прямую Mulsanne должны быть пересмотрены. Если пришла пора повалить ряд тополей, на стволах которых некогда были краской нанесены белые полосы, чтобы помочь пилотам ориентироваться на длинной прямой – значит, так тому и быть.
Западному автомобильному клубу необходимо использовать весь современный арсенал средств безопасности. Это могут быть и дополнительные шинные заграждения, и SAFER-барьеры [ударопоглощающие секции, которые не позволяют машинам отскакивать обратно на трассу], и ограждения типа TecPro, активно применяющиеся во всем мире.
Нет необходимости значительно менять конфигурацию трассы, нужно лишь продолжать наращивать ее безопасность, что делается на протяжении последних 20-30 лет.
Я знал одного гонщика, который не хотел, чтобы кольцо Сартэ претерпевало серьезные изменения. Он никогда не скрывал, что это его любимая трасса. И звали его Аллан Симонсен.