Хватит называть всех пилотов рента-драйверами
Едва ли не всех молодых пилотов, выступавших на недавних тестах в Сильвестоуне, многие поспешили окрестить рейнта-драйверами. Однако Эд Стро уверен, что среди них есть гонщики, обладающие настоящим талантом
Термин 'рента-драйвер' сейчас используется сплошь и рядом, причем зачастую без малейших на то оснований. В ситуации, когда сократилось количество производителей, участвующих в чемпионате мира, спонсорская поддержка имеет для команд все большее значение. И тот факт, что они не всегда могут пригласить лучших пилотов, вовсе не означает, что любого, кто садится в кокпит машины Ф1, можно автоматически считать богатым бездарем.
Для примера возьмем итоги молодежных тестов в Сильверстоуне, которые состоялись на прошлой неделе. И хотя состав участников был разбавлен призовыми гонщиками команд, которых допустили к заездам для оценки новых шин Pirelli, большинство из 19-ти начинающих пилотов, принявших участие в сессии, заслужили на это полное право.
И все же, термин 'рента-драйвер' в последнее время применяется все шире, причем чаще всего, не задумываясь о сути, его используют люди, которые с трудом могут вспомнить хотя бы полдюжины пилотов Мировой серии Renault или GP2.
У каждой команды Ф1 есть богатый опыт, когда дело доходит до поиска будущих потенциальных звезд чемпионата, а в особенности – их подготовки. На сегодняшний день у молодого пилота практически нет шансов сесть за руль машины Ф1 и накатать километраж, чтобы еще до дебюта достичь того уровня, как, например, у Льюиса Хэмилтона перед стартом его дебютной кампании в 2007 году.
Но все это вовсе не означает, что вообще стоит отказываться от определения 'рента-драйвер'. Не стоит отрицать очевидного, таких гонщиков и впрямь достаточно – но также есть примеры, когда за участие в заездах платят пилоты, на чьем счету значится немалый список достижений в "младших" сериях.
Большинство из молодых гонщиков, принявших участие в тестах в Сильверстоуне, действительно заслужили на это право, пусть даже кто-то считает иначе.
Родолфо Гонсалесу и Николя Просту вряд ли стоит рассчитывать когда-либо занять место в кокпите машины в Ф1, как и Сьюзи Вольф – которая, на самом деле, проделала отличную работу, особенно если учесть, что она не пилотировала формульную технику целых восемь лет. Если попросить вас составить рейтинг всех молодых пилотов, работавших в Сильверстоуне (а их в общей сложности 19), никто из этой тройки не займет место в его первых рядах, тем более что двоим из них [Николя Просту и Сьюзи Вольф] уже за тридцать.
Скорее всего, то же самое можно сказать и о Кимие Сато, который заплатил Sauber за участие в заездах. Японец занимает на данный момент второе место в общем зачете Auto GP, однако я не считаю правильным ставить его в один ряд с первой троицей.
Далее мы переходим к следующей группе пилотов – они качественно выполняют свою работу, но не совсем соответствуют той цели, с которой проводятся молодежные тесты. Если говорить конкретно, то это дуэт McLaren, Гэри Паффет и Оливер Тёрви, а также пилот Ferrari Давиде Ригон. Все они представляют собой яркий пример современного тест-пилота. Появление одного из них на стартовой решетке гонки Гран При вызвало бы немало удивления, хотя все трое доказали свою способность выступать на самом высоком уровне, в особенности это касается Паффета, который провел свой день в Сильверстоуне, практически не покидая кокпита.
Все это демонстрирует несовершенство регламента молодежных тестов, на которых, безусловно, должны существовать определенные ограничения. Скажем, даже потолок в тридцать лет не позволил бы Паффету принять участие в заездах, не говоря уже о лимите на количество пройденных тестовых километров.
Надо отдать McLaren должное – команда активно занимается поддержкой молодых пилотов. Более того, её руководитель Мартин Уитмарш честно и откровенно рассказал о выбранной стратегии, когда я спросил его об этом в преддверии прошлогодних молодежных тестов.
Говоря об участии в заездах таких опытных пилотов, как Паффет – что противоречит цели, с которой задумывались молодежные тесты – он сказал: «Это правда, но мы не одни такие. Если быть до конца откровенным, то эти сессии позволяют небольшим командам пополнить свой бюджет, а лидерам - заняться развитием своей машины.
Справедливости ради надо отметить, что мы стараемся соблюдать баланс, ведь за нас выступает Кевин [Магнуссен], который сполна соответствует духу этих тестов, но я не буду говорить за других. Все это огорчает, но формально правила позволяют нам действовать подобным образом. Наша команда всего лишь стремится к победе, как и остальные».
И все же, даже вычеркнув семь упомянутых выше имен, мы по-прежнему имеем весьма солидный список из 12 пилотов, каждый из которых в полной мере заслужил право быть "на карандаше" у команд Ф1 независимо от того, платят ли эти гонщики деньги. Вот о ком идет речь:
- Джеймс Каладо (участник молодежной программы Force India)
- Джонни Чекотто-младший (победитель гонки GP2 в Монако)
- Антониу Феликс да Кошта (участник молодежной программы Red Bull)
- Тио Эллинас (участник молодежной программы Marussia)
- Робин Фрейнс (участник молодежной программы Sauber)
- Даниэль Хункаделья (участник молодежной программы Mercedes)
- Даниил Квят (участник молодежной программы Red Bull)
- Кевин Магнуссен (участник молодежной программы McLaren)
- Александр Росси (участник молодежной программы Caterham)
- Карлос Сайнс-младший (участник молодежной программы Red Bull)
- Уилл Стивенс (участник молодежной программы Caterham)
- Давиде Вальсекки (действующий чемпион GP2)
В этом списке представлен широкий спектр талантов, так что нет ничего удивительного в том, что эти гонщики получили место в кокпите машины Ф1. Например, в прошлом я не раз критиковал Чекотто, в особенности это касается некоторых его откровенно неблагоразумных действий в чемпионате GP2. Тем не менее, на этапе серии в Монте-Карло этот парень уже дважды по праву оказывался на поуле, а в прошлом году Джонни и вовсе выиграл субботнюю гонку в княжестве.
Соглашусь, сейчас в GP2 собрался не столь сильный состав пилотов, как прежде. И все же, эта серия остается весьма серьезным чемпионатом, в котором победа в субботней гонке [стартовая решетка которой формируется по итогам квалификации] не может стать простой случайностью.
Дело в том, что на счету 11-ти пилотов из этого списка есть как минимум одна победа (не считая гонок с "реверсивным" стартом) в сериях GP2, ФR3.5, GP3 или европейской Ф3. Еще один пилот, участник молодежной программы Caterham Уилл Стивенс, побеждал в Формуле Renault 2.0, а в настоящий момент британец занимает в общем зачете WSR третье место, что во многом обусловлено его стабильностью.
[Эд Стро даже не вспомнил, что кроме Стивенса на вершине подиума перечисленных классов также пока не был и Даниил Квят, и это весьма символично. Россиянин, без сомнений, доказал свою скорость многочисленными победами в двухлитровой Формуле Renault, и хотя в нынешнем сезоне россиянин испытывает определенные сложности в GP3 – связанные, по большей части, не с ним самим, а с командой, – он сходу смог добиться отличных результатов в Формуле 3, где завоевал уже немало поулов и подиумов.]
Если говорить о командах, то большинство из них выбрали себе пилотов, исходя из их результатов. Безусловно, вы можете со мной поспорить, что лучшие из потенциально доступных гонщиков остались за бортом, но дело здесь не столько в деньгах, сколько в личном мнении каждой команды.
Более того, после успешного выступления на молодежных тестах Джеймс Каладо теперь наверняка станет резервным пилотом Force India. Британец получил такой шанс даже несмотря на то, что его выступления в этом сезоне GP2 оказались ниже ожиданий (хотя недавно в шасси, на котором выступал Джеймс, обнаружили дефект, который стал следствием аварии на первом этапе в Малайзии и с тех пор мог сказываться на скорости пилота). Так что стоит отдать должное команде Виджея Мальи, которая взяла к себе еще одного гонщика, обладающего большим потенциалом.
Вспомните, в прошлые годы в составе Force India было уже три резервных пилота, которые затем стали призовыми гонщиками именно благодаря своим выступлениям в пятничных тренировках. Нико Хюлькенбергу, Полу ди Ресте и Жюлю Бьянки этот опыт точно пошел на пользу.
Безусловно, молодых пилотов, принимавших участие в заездах в Сильверстоуне, нельзя назвать 19-ю самыми перспективными гонщиками на настоящий момент. И все же, среди них можно выделить немалое количество достойных кандидатов на место в Ф1, а оставшаяся часть находится в ближнем резерве.
Разве не идеальная ситуация? Увы, нет. И все же, многие команды – даже учитывая нынешние экономические реалии – все же стараются по возможности инвестировать средства в будущие поколения.
И все же, пусть даже ситуация далека от идеала, в целом все обстоит довольно неплохо. На прошлой неделе в Сильверстоуне мы явно видели нескольких будущих пилотов Гран При. А если вновь взглянуть на список этих гонщиков лет так через 10-15, весьма вероятно, что некоторым из них удастся к тому времени добиться серьезного успеха.
В наши непростые времена подобные вещи не могут не радовать, хотя именно сейчас организаторам Ф1 необходимо прикладывать действительно серьезные усилия для подготовки молодых гонщиков.
И уж точно, взглянув на пилотский состав тестов в Сильверстоуне, не стоит лениво махать рукой и сразу делать вывод, что никто из них не заслуживает внимания.
И один лишь тот факт, что ваш любимчик не попал на эти заезды - даже если сполна этого заслуживал - не означает, что нынешних участников молодежных заездов можно списывать со счетов, незаслуженно называя 'рента-драйверами'.