Взгляд с обочины: Mercedes уходит в отрыв
Безусловно, еще рано делать выводы о раскладе сил в пелотоне, но Сэм Тремэйн после анализа личных впечатлений от тестов в Хересе пришел к заключению, что одна команда, похоже, все-таки имеет преимущество над остальными
Когда правила Формулы 1 претерпевают едва ли не самые масштабные изменения в своей истории, а потом проходят четыре первых дня на тестовой трассе – говорить о потенциале команд или пилотов, конечно же, преждевременно. Но если делать предположения, то сложно не выделить среди остальных участников Mercedes.
Стоя за ограждением трассы в Хересе, нельзя было не отметить, сколь уверенно W05 выглядит на сыром асфальте первого и второго поворотов. Не говоря уже о том, что автомобиль Mercedes внешне выглядит одним из самых привлекательных, нельзя не отметить хороший баланс машины и почти полное отсутствие недостаточной поворачиваемости.
Безусловно, четыре дня – это смехотворный период, чтобы по его истечению пытаться определить форму всех команд по отношению к соперникам.
Первое, что нам необходимо для хоть сколь-нибудь обстоятельного анализа – увидеть хотя бы какие-то результаты работы Red Bull Racing, которая за последние годы утвердилась в роли ориентира для всех создателей машин.
Сейчас как никогда уместно вспомнить старую гоночную поговорку о том, что во время тестов ситуация выглядит в худшем случае неопределённой, а в лучшем – неясной.
Серьезные перемены в правилах повлияли и на подготовку команд к чемпионату: пока никто не делает упор на скорость, все стараются просто проехать максимальную дистанцию до первого Гран При для сбора информации.
Не стоит ожидать, что хотя бы в одном из коллективов станут сейчас разгонять до предела свои новые турбированные двигатели. По слухам, в стане каждого поставщика моторов определили свой максимально возможный уровень оборотов на время тестов. И это не могло не отразиться на событиях первой зимней сессии.
Вдобавок ко всему, поведение машины может сильно меняться не только из-за иной картографии двигателя – свой вклад в возросший крутящий момент вносят и системы ERS, дополнительная мощность которых оценивается в 160 л.с. Из-за этого тем более не имеет сейчас особого смысла сравнивать результаты или детально анализировать технические характеристики автомобилей.
С другой стороны, всякие наблюдения за происходящим на трассе имеют смысл, особенно когда есть возможность сравнить поведение машин в сухих, полностью влажных условиях и на подсыхающей трассе.
Например, автомобиль Mercedes с некоторой неохотой заруливает в повороты. Если изучать поведение W05 в последней шикане, то на сухой трассе машины Williams и McLaren смотрелись немного лучше.
Такая медлительность говорит о недостаточной поворачиваемости на этом участке: машина не так охотно меняет направление движение, прежде чем устремиться на разгон к заключительной шпильке.
Но это не обязательно говорит о недостатках Mercedes W05. Начнем с того, что в прошлом году козырем коллектива из Брэкли было хорошее время на одном быстром круге, но на гоночной дистанции они уступали соперникам. "Медлительность" автомобиля теоретически может объяснятся меньшей нагрузкой на задние шины – и в этом аспекте недостаточная поворачиваемость предпочтительнее избыточной. Правда, в таком случае есть риск повторить судьбу McLaren, которая в прошлом году никак не могла прогреть задние шины.
На влажной трассе описанную "неповоротливость" и вовсе можно трактовать как свидетельство стабильности. Нико Росберг периодическим слишком глубоко забирал на входе в первый поворот, не попадая в апекс – но зато на выходе у него не было необходимости "ловить" заднюю часть разгоняющейся машины.
Похожую ситуацию можно было наблюдать во втором повороте: он расположен на спуске, поэтому малейшую избыточную поворачиваемость можно было разглядеть без особого труда. Но даже на сыром асфальте автомобиль Mercedes четко оставался на траектории. И даже если пилоты не могли удержать машину на ней, то все равно без проблем контролировали W05.
Для сравнения можно проанализировать поведение в шикане автомобиля Williams. По сухой трассе в глаза бросалась, насколько стабильно ведет себя передняя часть машины – создавалось впечатление, что остальная ее часть словно вращается вокруг передка.
Насколько можно судить, добиться такого удалось не за счет тяги задних колёс. При этом Фелипе Масса спокойно контролировал автомобиль, не проявлявший признаков избыточной поворачиваемости, резко бросая его из стороны в сторону в связке правого, левого и еще одного правого поворотов.
Но как только асфальт оказался влажным, бразильцу пришлось активно работать рулем, чтобы контролировать смещение задней части машины в конце зоны торможения на входе в первый поворот. Избыточная поворачиваемость была налицо.
Фелипе по-прежнему поддерживал хороший темп, потому можно сделать вывод, что Williams больше нагружает задние колеса, чем Mercedes, а это может повлиять на общий темп на длинной дистанции – пусть даже и не каждая гонка сезон пройдет на сырой трассе.
McLaren по управляемости находится где-то посередине. Передняя часть МР4-29, как и у Williams, стабильно ведет себя в медленных связках на сухой трассе, но с уменьшением сцепления пилотам не приходится настолько активно "ловить" задок машины на выходе из поворотов.
Автомобиль McLaren в любых условиях охотно менял направление движения в "эсках", что добавит уверенности пилотам – если, конечно, новичку команды Кевину Магнуссену это вообще требуется. Датчанин умело управлялся в кокпите, работая на грани пробуксовки в каждой конкретной ситуации.
Если прошлогодняя машина МР4-28 доставляла проблемы из-за врождённой недостаточной поворачиваемости, то новинка лишилась этого недуга и по своим характеристикам приближается к W05.
Немного сложнее оценивать поведение Ferrari F14 T. Со стороны выглядело всё так, словно итальянский автомобиль довольно легко справляется со поворотами, хотя на сухой трассе сцепление задних колес, пожалуй, было несколько хуже, чем у конкурентов.
На влажном асфальте задняя часть алой машина выглядела более стабильно – но делать какие-либо сравнения трудно, поскольку Фернандо Алонсо ездил на дождевой резине, тогда как соперники перешли на промежуточный состав.
При этом испанец несколько раз частично терял контроль над машиной во втором повороте, поскольку задние колеса тормозили жестче, чем на автомобилях Williams и McLaren. Но появление избыточной поворачиваемости может быть следствием не только особенностей F14 T, но и стиля пилотирования самого Фернандо.
Но есть область, в которой Ferrari F14 T выделяется на фоне конкурентов – поведение на торможении: поскольку при переходе на пониженную передачу итальянцам удается сохранить стабильным крутящий момент, о чем можно было судить по характерному звуку.
Технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон не исключает, что конструкторам из Маранелло удалось добиться прорыва в этом направлении, создав аналог бесступенчатого переключения, которое прежде использовалось только на разгонах. Впрочем, сейчас сложно утверждать что-либо наверняка.
Среди остальных можно выделить Sauber, за рулем которой Адриану Сутилю приходилось в двух первых поворотах бороться как с недостаточной, так и с избыточной поворачиваемостью.
Из-за этого немец выбирал более широкую траекторию и вынужден был начинать разгон позже, чем, например, пилоты Mercedes и McLaren. Кроме того, он испытывал серьезные сложности при торможении, что в итоге даже привело к аварии. Сам Сутиль считает, что виной этому послужила новая электронная система контроля тормозов, к которой он еще не успел привыкнуть.
«На нашей машине эта штука просто не работала, - объяснил Адриан произошедшее в четверг. – Именно поэтому вы наверняка заметили, что у меня практически перед каждым поворотом блокировались колеса.
Система управления тормозами должна быть более понятной для пилотов, пусть даже у инженеров и добавится головной боли».
В свою очередь, машина Force India выглядела более предсказуемой, хотя за время моего пребывания около трассы она лишь несколько раз проезжала мимо.
Но даже этого было достаточно, чтобы заметить, что VJM07 ведет себя на входе в повороты лучше, чем Sauber. И хотя на мокрой трассе проявлялась избыточная поворачиваемость, в целом Force India смотрелась весьма пристойно.
Аналогичные выводы напрашиваются и после немногих кругов машины Toro Rosso. Управляемость со стороны казалось неплохой, а сам автомобиль – достаточно сбалансированным.
Новобранец STR Даниил Квят демонстрировал полную уверенность за рулем – и остался доволен, несмотря на нестабильность на разгонах. Чувствовалось, что ему по силам наматывать по трассе круг за кругом, однако подробнее судить о природном таланте гонщика мы сможем уже в Бахрейне.
Это же можно сказать и о машинах команд Red Bull Racing, Marussia и отчасти Caterham. Последняя – что едва ли стало сюрпризом – смотрелась не слишком здорово в промозглый финальный день тестов.
Особенно очевидными проблемы были у Камуи Кобаяши, который никак не мог нормально попасть на апекс первого поворота. Там, где пилоты Mercedes могли позволить себе проехать по более широкой траектории, японский гонщик вынужден был активно работать рулем, чтобы не потерять контроль над задней частью машины на короткой прямой до второго поворота.
Наблюдение за ходом тестов также позволило сделать несколько общих выводов, относящихся ко всем машинам. Использование более "растянутых" передач в сочетании с большим крутящим моментом привело к тому, что при приближении автомобиля к "шпильке" возникает необычный эффект: все до последнего ожидают, что гонщик еще раз переключится вниз, но этого так и не происходит.
Нужно отметить и различие в звучании моторов при ускорении. Например, у Ferrari, похоже, активнее используется ERS на выходе из первого поворота: набор скорости остается столь же быстрым, но вот мотор прибавляет в громкости звучания не столь активно, как Mercedes в этом же месте.
В целом же машина Mercedes выглядела предпочтительнее остальных на протяжении четырех дней тестов, а пройденная ее пилотами дистанция должна заставить конкурентов задуматься, пусть даже McLaren пока выглядит не менее убедительно.
Но – как это бывало неоднократно – первые впечатления могут оказаться обманчивыми. В этом году перед командами по ходу тестов стоит куда больше задач, чем просто стандартная проверка систем автомобиля, изучение его поведение в зависимости от количества топливного в баках, состава шин, температуры асфальта и условий на трассе.
Также остается много вопросов относительно перспектив команды Red Bull Racing и их новой машины RB10. Пока что мы видели у них серьезные проблемы с надежностью, но ничего не можем сказать о скорости новинки. Я бы не советовал Вам списывать действующих чемпионов со счетов.
Можно говорить, что в Хересе лучше всех проявила себя команда Mercedes, но пока вопросов о сезоне-2014 остается куда больше, чем ответов.