Большое интервью: Ромен Грожан

6 марта 2014 в 3:18

В обстоятельном интервью Ромен Грожан рассказал о зимних тестах, нынешней ситуации в Lotus, своих ожиданиях от предстоящего сезона и многом другом

Для команды Lotus нынешнее межсезонье простым не назвать при всем желании. Пропущенная сессия в Хересе, череда проблем с новой машиной и её мотором в Бахрейне, а также уход с командного мостика Эрика Булье поставили "черно-золотых" в положение догоняющих.

Лидер команды Ромен Грожан заканчивал прошлый сезон в статусе главного соперника Себастьяна Феттеля. И куда только делся пилот, которого осенью 2012-го отстранили от выступлений за повышенную аварийность? Француз ехал напористо и быстро, коллекционируя призовые кубки. Теперь его ждет новый и, уже понятно, непростой вызов.

Наш разговор с Роменом состоялся во время московской Гонки звёзд: пилот примчался в столицу в паузе между двумя тестовыми сессиями Ф1. И хотя в тот момент он еще не знал, что за два финальных дня за рулем E22 проедет всего шесть десятков кругов, ощущение лёгкой тревоги уже витало в воздухе…

Ромен, вы прибыли в Москву прямиком из Бахрейна, где провели два дня за рулем Lotus E22. Насколько сильно эта машина отличается от прошлогодней?

Ромен Грожан: Можно сказать, что Формула 1 взяла новый старт, вступив в эру совершенно иного технического регламента с турбодвигателями V6. В Бахрейне я старался проехать как можно больше кругов за рулем E22, и хотя не достиг тех отметок, к которым стремился, совсем скоро у меня будет возможность вернуться за руль – надеюсь, тогда получится преодолеть более серьезную дистанцию. Ну а насколько хороша наша машина – покажут только гонки.

Что, по-вашему, важнее всего сделать команде и мотористам Renault в преддверии сезона?

РГ: Самое важное сейчас – полностью разобраться в причинах возникших у нас проблем. Понятно, что эти неисправности – далеко не последние, ведь Формула 1 переходит на совершенно новые технологии. Мы не боимся проблем, но должны научиться оперативно решать их. Если это получится, то придет преимущество, а с ним и победы.

Кто фактически руководит работой команды после перехода Эрика Булье в McLaren?

РГ: Мне кажется, картина осталась прежней: команда принадлежит компании Genii Capital и лично Жерару Лопесу. Он возглавляет Lotus уже два года – да, прямо сейчас должность руководителя команды у нас пустует, и так будет еще какое-то время. Как долго – мне неизвестно.

Вы хотите сказать, что Жерар самолично проводит брифинги для пилотов?..

РГ: Нет, что вы! Впрочем, Эрик тоже никогда этого не делал. Мы – гоночная команда, у нас есть гоночный директор Алан Пермейн и технический директор Ник Честер. В вопросах работы на трассе и подхода к гонкам ничего не изменилось и на йоту. Правда, с точки зрения политики и заявлений в прессе определённые перемены всё же есть.

Грожан за рулем Lotus E22 © LAT
Грожан за рулем Lotus E22Фото: LAT

А как уход Эрика восприняли в команде?

РГ: Это был сюрприз для большинства из нас. Но он получил хорошую возможность – и было бы глупо отвечать отказом. Теперь наша задача – добиться и без него хороших результатов и попытаться обогнать его нынешнюю команду

Что важнее для вас на предсезонных тестах – добиться от машины скорости или надёжности?

РГ: Прежде всего нам нужно сделать машину как можно более надёжной, но в то же время не забывать и о времени на круге. Нужно постараться как можно больше узнать о картографии моторов, о работе "электронных" тормозов и других новых систем. Конечно же, очень важно провести симуляцию гонки и понять, как можно экономить топливо. Важно, чтобы все системы работали – только сделав это, можно более-менее спокойно отправляться в Мельбурн.

Мы увидели множество инновационных решений в конструкции Lotus E22. Что бы вы назвали самой сильной стороной машины?

РГ: Пока мне довольно сложно об этом судить, но, думаю, можно говорить о хорошей аэродинамической эффективности. Сейчас показатели выглядят весьма интересно – хотя, на мой взгляд, до конца сезона они успеют сильно измениться.

Визуально, конечно, в глаза прежде всего бросается "двойной нос" – мы тщательно обдумали это решение. Кроме того, оно гораздо красивее, чем у всех других команд, и выглядит весьма интересно.

Прежде вам не доводилось выступать на технике с турбомотором. Насколько сложно оказалось освоиться с ним?

РГ: Знаете, когда ваша задача состоит в том, чтобы разобраться с машиной, где полным-полно всяческих новых систем, вы как-то не задумываетесь, какой у неё двигатель, простой или турбированный. Да, он звучит иначе, но при этом весьма приёмист. Сидя за рулем, вы не ощущаете особенной разницы от присутствия нагнетателя.

Ромен с новым техническим директором команды Ником Честером © LAT
Ромен с новым техническим директором команды Ником ЧестеромФото: LAT

А что скажете про систему рекуперации? Кстати, параметры её работы регулируются из кокпита?

РГ: Я бы сказал, что в целом в этом сезоне количество кнопок на руле действительно выросло – но, как и с любой новинкой, скоро пальцы начнут действовать автоматически. Пока же приходится смотреть, куда именно надо нажать. Но ERS управляется автоматически.

Каково ваше первое впечатление о Пасторе Мальдонадо?

РГ: Кажется, он приятный парень. Нам довелось пообщаться несколько раз во время встреч на базе. Уже могу сказать, что он куда более разговорчив, чем Кими [Райкконен]. (улыбается) У нас нашлось много общих тем – это и дети, и многое другое.

У него в активе победа в Гран При, так что Пастор – очень быстрый пилот. Хорошо, когда у вас есть такой напарник, это позволяет двигаться вперед и прибавлять в мастерстве.

Прежде с вами в команде выступали чемпионы мира, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Что для вас предпочтительней с психологической точки зрения: тянуться за лидером или вести команду за собой?

РГ: Думаю, это не так и важно. Ситуация такая, какая есть. Хотя для меня все же предпочтительнее быть ведущим, нежели ведомым. Надеюсь, в этом сезоне все сложится хорошо, я справлюсь со своей работой, а мы с Пастором сможем трудиться сообща. Но скажу еще раз – каких-то предпочтений у меня нет.

Год назад команда оказалась в затруднительной финансовой ситуации. Это как-то коснулось вас?

РГ: Знаете, я сам занимаюсь своими финансовыми делами, и никто больше не имеет представления, как именно они обстоят. (улыбается) Самое главное – что сейчас у команды уже все в порядке, мы оплатили все наши счета и больше не вспоминаем того, что было. Команда крепко стоит на ногах.

Француз рассчитывает побороться за титул, но сделать это будет очень непросто © LAT
Француз рассчитывает побороться за титул, но сделать это будет очень непростоФото: LAT

Как по-вашему, сколько машин смогут пересечь финишную черту в Альберт-парке?

РГ: Восемь.

И какой из них по счету будет ваша?

РГ: Конечно, было бы здорово, если бы первой. (улыбается) Это, признаюсь честно, моя мечта.

На тестах в Бахрейне ваши коллеги остановились всего в секунде от времени прошлогоднего поула. Как по вашему, насколько нынешние машины поедут быстрее прошлогодних под конец чемпионата?

РГ: Хороший вопрос. Не могу сказать, насколько, но есть ощущение, что они действительно станут быстрее, чем в 2013-м. Сейчас мы в секунде позади, в итоге же, думаю, в квалификации темп будет выше, а в гонке все же чуть ниже прошлогоднего.

Ожидаете ли вы ощутимых изменений в расстановке сил по ходу сезона?

РГ: Думаю, нас действительно могут ждать очень серьезные перемены. Сейчас уже определилась группа из нескольких команд, которые смогли оторваться от всех остальных. Мне сложно говорить, какой в точности будет ситуация в пелотоне под конец сезона, но в итоге четыре самых больших коллектива все равно смогут склонить чашу весов в свою пользу. Что сказать? Бюджет опять будет определяющим фактором.

Вы выбрали номер 8. Не было ли желания попробовать что-то необычное, как некоторые из ваших коллег по паддоку?

РГ: Выбор был далеко не таким простым, как можно подумать. Я определил несколько вариантов, каждый из которых что-то значил для меня. И в итоге понял, что именно "восьмерка" является наиболее предпочтительным из них – по сугубо личным причинам.

Вы известны тем, что весьма устойчивы в психологическом плане. Сколь сложно вам ментально справляться с нынешним положением Lotus?

РГ: Думаю, нам очень важно стойко держаться психологически, не давая ситуации взять верх. Впереди нас могут ждать самые разные события, я продолжаю упорно трудиться и стараюсь прибавлять в различных компонентах. Сейчас всем в команде требуется держать эмоции под контролем, трудиться изо всех сил и делать все возможное. От тестовых сессий важно получить как можно больше информации – а дальше будем держать кулаки в преддверии первой гонки сезона.

Какое настроение царило в команде после первых тестов в Бахрейне?

РГ: О, оно было далёким от идеального, когда я уезжал после двух проведённых дней. Но затем за рулем меня сменил Пастор, и дела явно пошли лучше. Кажется, мы начали движение в верном направлении, надеюсь, дальше будет только лучше.

Пока последняя победа Ромена датируется 2012 годом: Грожан выиграл Гонку чемпионов © LAT
Пока последняя победа Ромена датируется 2012 годом: Грожан выиграл Гонку чемпионовФото: LAT

Каковы ваши цели на предстоящий сезон? Можно ли говорить о претензиях на победу или даже титул?

РГ: Каждый раз, начиная новый чемпионат, вы считаете этот момент самым подходящим, чтобы вступить в борьбу за титул. Для меня это и мечта, и цель, и задача на 2014 год. Разумеется, очень многое будет зависеть от машины.

Конечно, мне очень хочется одержать свою первую победу, а желательно и не одну. А в конечном счете, конечно, выиграть звание чемпиона мира.

В 2013 году вам практически удалось избавиться от имиджа "человека-аварии". Что помогло добиться этого – опыт, изменение подхода к гонкам, хладнокровие?

РГ: Думаю, сказались все факторы. Не могу сказать, что я стал как-то особенно хладнокровен: агрессивность действий на трассе по-прежнему остается одной из моих сильных сторон, хотя иногда и обращается в недостаток. Но если использовать её правильно – результат оказывается весьма позитивным.

Это правда, я проделал определённую работу над собой. Появился опыт, а также мне удалось очень тщательно обдумать, что же приводило к ошибкам. Сначала все пошло лучше, а затем мне удалось ощутимо прибавить в пилотском мастерстве.

Каково ваше мнение о Данииле Квяте?

РГ: Честно признаюсь, мы знакомы не слишком близко. Знаю, что год назад он выступал в GP3, переход оттуда в Формулу 1 – это серьезный шаг. Пожалуй, пока это все, что мне известно. (улыбается)

Ромен Грожан на Гонке звёзд
Ромен Грожан на Гонке звёзд

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle