Как изменилось лицо Формулы 1 в межсезонье
В этом году Формула 1 претерпела немало изменений – как тех, что стали достоянием гласности, так и реализованных за кулисами. Дитер Ренкен анализирует перемены, определившие вектор дальнейшего развития спорта
Главной темой разговоров в межсезонье были новые технологии, пришедшие в Ф1 со вступлением в силу регламента 2014 года – но при этом и вдали от посторонних глаз творилось немало интересного.
Многочисленные перемены – как ожидаемые, так и внезапные – происходили на всех уровнях, причём большинство из них потенциально может отразиться на расстановке сил в спорте, вплоть до того, что изменить её коренным образом.
В прежние годы нечасто случалось так, что сильнейший ветер перемен касался зимой практически всех заинтересованных лиц, включая руководство чемпионата, владельцев коммерческих прав и сами команды.
В большинство случаев суета вокруг претворения в жизнь норм переписанного заново регламента затмила происходившее на заднем плане – но будьте уверены, менеджеры Формулы 1 не сидели, сложа руки, а были столь же заняты как и инженеры команд.
Представляем вашему вниманию обзор событий произошедших в Формуле 1 после того, как в Бразилии прощальным аккордом отгремели ставшие историей двигатели V8, и обитатели паддока вернулись в Европу.
FIA
Выборы президента Международной автомобильной федерации, которая руководит спортом, прошли вполне предсказуемо – отработав четыре положенных года, Жан Тодт остался на своём посту. Сомнений в таком развитии событий не осталось, когда Дэвид Уорд, являвшийся единственным реальным оппонентом француза, снял свою кандидатуру во время предвыборной гонки, так как не смог заручиться необходимой поддержкой. Все заместители президента федерации, занимающиеся как вопросами спорта, так и общими автомобильными делами, а равно и глава сената FIA, сохранили свои посты.
Лишь Пьер де Конинк, многие годы занимавший должность генерального секретаря федерации, ушёл в отставку по собственному желанию. Уроженца Бельгии, который когда-то сам выступал в Туринге, сменил бывший директор национальной сборной Франции по футболу Жан-Луи Валентен.
Одновременно с переизбранием Тодта некоторые делегаты Всемирной совета по автоспорту, сохранив должности, сменили поле деятельности: например, Мохаммед бен Сулайем, работавший вице-президентом во Всемирном совете по автоспорту перешёл на аналогичный пост в Туринге. Место уроженца Эмиратов занял [победитель ралли "Дакар"] Нассер Халифа Аль-Аттия из Катара.
Тодт также создал несколько комитетов, включая структуру, занимающуюся безопасностью на соревнованиях вне автодромов и Фонд развития автоспорта, который будет распоряжаться суммой в 100 млн. фунтов стерлингов – эти деньги FIA довольно неожиданно получила в результате удачных переговоров с FOM.
Менеджмент Формулы 1 (Formula One Menagement; FOM)
Главной новостью здесь, конечно, является обвинения во взяточничестве в адрес Берни Экклстоуна, выдвинутые прокурором Мюнхена в рамках дела банкира Герхарда Грибковски. В результате после директивы фонда CVC Capital Partners – мажоритарного акционера компании Topco, владеющей коммерческими правами на Ф1 – 83-летний британец покинул советы правления всех компаний, имеющих отношение к FOM.
На этом дело не закончилось. Пострадал не только советник Экклстоуна Стивен Маллинс, ставший четвёртым обвиняемым по делу (как будто это он совершил сделку): норвежский фонд Norg попал под следствие из-за вопросов в части объекта инвестирования доходов страны от продажи натурального газа в интересах будущих поколений, поскольку 21% портфеля его инвестиций находится в Delta Topco – в партнёрстве с двумя другими крупными участниками.
В интервью, опубликованном в одной из норвежских газет, руководитель фонда Ингве Слингстад выразил сожаление по поводу принятого ранее решения о вложении средств в вышеуказанную компанию, назвав такой выбор "крайне неудачным", поскольку политикой фонда предусмотрена "нулевая терпимость" ко всем коррупционным схемам партнёров. Заявление это, конечно же, было сделано в преддверии грядущего в Баварии судебного разбирательства.
Ассоциация команд Формулы 1 (FOTA)
В конце февраля FOTA была расформирована на итоговом собрании, когда её участникам на голосование были представлены различные варианты развития событий после отставки председателя Мартина Уитмарша (см. пункт о McLaren ниже) и финансовых проблем, поскольку лишь три команды в полном объёме внесли членские взносы в 2013-м году.
Red Bull Racing
В стане четырёхкратных чемпионов мира произошли серьёзные изменения – австралийца Марка Уэббера на должности призового пилота команды сменил его соотечественник Даниэль Риккардо. Этот ход сыграл на руку коллективу, перетянув часть внимания общественности от широко обсуждаемых всеми проблем Red Bull Racing, связанных с компоновкой двигателя, и вызванного этим снижения конкурентоспособности.
Mercedes
В команде "Трёхлучевой звезды", которая является фаворитом в борьбе за оба титула, произошёл ряд значительных перемен вследствие ухода с поста её руководителя Росса Брауна, в своё время спасшего коллектив, брошенный на произвол судьбы покинувшей Большие Призы Honda. Британец, назвав команду собственным именем, выиграл оба чемпионата в 2009-м году, после чего продал своё детище Mercedes. Реформированному коллективу удалось в итоге занять второе место в Кубке конструкторов прошлого года – позади чемпионов из Red Bull Racing, но впереди Ferrari.
Хотя в команде и настаивают, что замена культовой фигуры Брауна на тандем Тото Вольф/Пэдди Лоу никак не скажется на положении дел, все же есть ощущение, что коллектив может потерять в скорости принятия решений – даже при том, что Лоу является одним из самых опытных менеджеров паддока.
После подписания договора поставки моторов Williams количество клиентов штутгартской компании увеличилось до четырёх, однако это своеобразный подготовительный шаг в преддверии перехода McLaren на двигатели Honda.
Ferrari
Хотя в Ferrari и отрицают возможность скорого ухода президента компании Луки ди Монтедземоло со своего поста, инсайдеры в Италии настаивают, что уроженца Болоньи может сменить 38-летний Андре Аньелли – отпрыск известной семьи, контролирующей консорциум Exor, находящийся на 26-м месте рейтинга самых крупных корпораций планеты, составленного авторитетным изданием Fortune 500.
Exor является главным инвестором FIAT (в структуру компании входит Ferrari, Alfa Romeo/Maserati и Chrysler), производителя алкогольных напитков Cinzano, компании Wakefields (недвижимость), футбольного клуба "Ювентус" и крупного производителя сельскохозяйственной техники Case New Holland.
Реализация инициированного ди Монтедземоло частного проекта скоростной железной дороги Nuovo Trasporto Viaggiatori, по слухам, сильно отстаёт от графика.
«Инвесторы, многие из которых являются друзьями Луки, попросили его уладить вопрос как можно быстрее», - сообщает один осведомлённых источников. Аньелли, являющийся в данный момент президентом футбольного "Ювентуса", похоже, уже грезит возможностью возглавить другой культовый итальянский бренд – Ferrari.
Ди Монтедземоло недавно покинул пост президента Italia Futura – итальянского либерально-центристского движения, который он основал в 2009-м году. В данный момент бизнесмен имеет хорошие шансы возглавить авиакомпанию Alitalia.
Неясность в вопросе будущего Луки ди Монтедземоло может негативно сказаться на конкурентоспособности Скудерии, поскольку команда переживает непростой период в свете сложных задач 2014-го года, а также возвращения в ряды коллектива Кими Райкконена.
Lotus
Вследствие серьёзных проблем с финансированием команда потеряла ведущего пилота Кими Райкконена, своего руководителя Эрика Булье и ещё около сотни сотрудников из-за задержек в выплате заработной платы.
Основатель фонда Genii Capital Жерар Лопес, которому принадлежит команда, взял на себя роль её руководителя, однако так и не появился в паддоке в Австралии, где все обязанности исполнял его свежеиспеченный заместитель Федерико Гастальди.
Миноритарный акционер Эндрю Рухан, который в разгар кризиса погасил долги по зарплате и перед поставщиками, назначил Мэтью Картера исполнительным директором вместо ушедшего Патрика Луиса.
Новый руководитель команды, "необстреленный" заместитель, исполнительный директор, не имеющий опыта в Формуле 1, Пастор Мальдонадо со своей многомиллионной поддержкой венесуэльской нефтяной компании, заменивший Кими Райкконена – такая комбинация говорит об очень длинном и непростом сезоне для Lotus…
McLaren
Эрик Булье получил должность гоночного директора в рамках нового подразделения, созданного вернувшимся к управлению командой исполнительного директора (и миноритарного акционера) Рона Денниса. Именно британец возглавлял McLaren как во времена невероятных успехов в 1980-х, так и не в самый простой период середины 90-ых.
С 1999-го по 2009-й коллективу так и не удалось ни разу выиграть Кубок Конструкторов, после чего Деннис перешел на неисполнительную должность в результате внешнего давления.
Главный операционный директор Джонатан Нил отныне выступает в роли исполнительного директора нового подразделения, заменив Мартина Уитмарша – в паддоке говорят, что тому так и не удалось найти общий язык с Денисом. Кроме того команда прекратила сотрудничество со своим титульным спонсором, телекоммуникационной компанией Vodafone, которая ежегодно пополняла бюджет McLaren на сумму в 40 млн. фунтов стерлингов.
Рону Деннису необходимо не только провести полную реструктуризацию команды, но и решить вопросы со спонсорами ещё до начала сотрудничества с Honda в 2015-м году. Непростая задача, даже для такого сильного управленца, каким является британец.
Force India
Заместитель руководителя команды – ветеран автоспорта Боб Фернли, назначенный в своё время владельцем Force India Виджеем Малльей – дал понять, что уступит часть своих обязанностей в управлении командой топ-менеджерам, продолжая при этом выполнять наблюдательную и контрольную функции.
Команда решила не продлевать партнёрское соглашение в инженерной области с McLaren, вместо этого она будет получать двигатели и другие технологии от Mercedes.
Sauber
В команде произошли небольшие, но весомые изменения, хотя обещанных российских денег Sauber так и не получила. Коллектив продолжил сотрудничество с Ferrari, продлил контракт с Эстебаном Гутьерресом и заполучил Адриана Сутиля, который заменил ушедшего в Force India Нико Хюлькенберга.
Toro Rosso
"Дочка" Red Bull Racing отныне будет использовать двигатели Renault с целью добиться стандартизации некоторых узлов обеих команд. Даниэль Риккардо "пошел на повышение", а его место занял молодой перспективный россиянин Даниил Квят.
Williams
Несомненно, самая громкая новость Williams – заключение соглашения с новым титульным спонсором в лице Martini и переход на двигатели Mercedes. На последнее решение, несомненно, повлиял Тото Вольф, продолжающий удерживать значительный пакет акций команды, несмотря на свою руководящую должность в Mercedes.
Считается, что известный кризис-менеджер Формулы 1 Колин Коллес также приобрёл часть акций Williams благодаря довольно запутанной сделке с Вольфом, однако по этому поводу команда не смогла дать никаких пояснений из-за целого ряда промежуточных звеньев и структур, вовлечённых в операцию.
Фелипе Масса, присоединившийся к Валттери Боттасу, безусловно, усилит позиции британцев.
Marussia
Выступающая под российской лицензией команда в прошлом сезоне, оставаясь единственным клиентом Cosworth, заключила соглашение на поставку двигателей с Ferrari. Кроме того, директором по работе с партнёрами стал Лука Колаянни, руководивший прежде медиа-службой Скудерии. Некоторые эксперты сравнили этот шаг с созданием министерства морского флота Монголии.
Caterham
Команда, занявшая последнее место в Кубке конструкторов в прошлом сезоне, лишилась своего бывшего генерального директора и руководителя автомобильного подразделения Caterham Group Риада Асмата, являвшегося давним партнёром владельца команды Тони Фернандеса.
Это довольно тревожное событие для Caterham в свете озвученных планов Фернандеса о расставании с Формулы 1, если команда и далее не будет демонстрировать роста результатов.