Секреты внутрикомандных сражений от Гэри Андерсона
В Ф1 часто говорят, что объективно сравнить пилота можно только с собственным напарником. Гэри Андерсон анализирует, в каких командах подобран наиболее равный дуэт гонщиков, а где один заметно опережает другого
Команды Формулы 1 вкладывают сотни тысяч фунтов, если не миллионы, чтобы отыскать дополнительную десятую - или даже несколько сотых - секунды.
И уж если вы тратите такие суммы, вам просто необходимо иметь в составе двух гонщиков, способных приносить высокий результат. Некоторые скажут, что удача или её отсутствие неизбежно сказываются на итогах гонок, но результатов семи уик-эндов вполне достаточно, чтобы составить весьма точную картину, позволяющую судить о скорости пилотов.
Принимая в расчёт время лучшего круга каждого гонщика на каждом из прошедших Гран При и переводя его в процентное соотношение в сравнении с напарником, мы получаем расклад сил во всех 11-ти пилотских дуэтах. Это позволяет нам выстроить своего рода рейтинг расположив самых близких по темпу партнёров на первых позициях.
Интересно, что ожесточенное сражение между пилотами Mercedes нашло здесь свое отражение, однако самая плотная борьба в пелотоне все же идёт в составе другой команды.
СРАВНЕНИЕ относительной СКОРОСТИ НАПАРНИКОВ (по итогам семи Гран При)
Команда | Быстрейший пилот | Более медленный пилот | Отст. |
---|---|---|---|
Williams | Фелипе Масса | Валттери Боттас | +0.013% |
Mercedes | Нико Росберг | Льюис Хэмилтон | +0.054% |
Sauber | Aдриан Сутиль | Эстебан Гутьеррес | +0.111% |
McLaren | Дженсон Баттон | Кевин Магнуссен | +0.231% |
Caterham | Камуи Кобаяши | Маркус Эрикссон | +0.237% |
Red Bull | Даниэль Риккардо | Себастьян Феттель | +0.255% |
Force India | Нико Хюлькенберг | Серхио Перес | +0.274% |
Toro Rosso | Жан-Эрик Вернь | Даниил Квят | +0.342% |
Ferrari | Фернандо Алонсо | Кими Райкконен | +0.368% |
Marussia | Жюль Бьянки | Макс Чилтон | +0.529% |
Lotus | Ромен Грожан | Пастор Мальдонадо | +0.856% |
Mercedes и Williams располагают тем, о чем мечтает каждая команда: пилоты практически равны и подстёгивают друг друга. В Гроуве и Брэкли знают, что если сделают машину быстрее, то их гонщики смогут воспользоваться этой прибавкой на трассе.
А вот когда разница превышает 0,3%, инвестировать большие средства в обновления едва ли имеет смысл: им с высокой вероятностью не найдётся достойного применения. Оправдать расходы в этом случае могут только крупные спонсоры более медленного пилота.
Но если этот гонщик еще и получает зарплату, то надо встретиться с ним с глазу на глаз, предъявить факты и серьёзно поговорить. И, возможно, пойти на не самые простые решения.
Пилоты, которые сейчас попадают в этот список - это Квят, Райкконен, Чилтон и Мальдонадо. Так что есть четыре команды и гонщика, которым есть, над чем задуматься.
В конце концов, дуэт Росберга с Хэмилтоном в Mercedes ясно показывает, насколько важно команде иметь в составе гонщиков, которые способны выжать из машины максимум.
Однако есть и обратный эффект: равенство пилотов предполагает ожесточенную борьбу - в Канаде она продолжалась между Нико и Льюисом вплоть до схода британца с дистанции.
Не стоит исключать, что исход сражения в личном зачете будет решаться на финальном этапе сезона в Абу-Даби. Так что давайте надеяться, что в сражении, которое имеет все шансы стать еще одним классическим противостоянием между напарниками, больше не будет сходов с дистанции, из-за которых Хэмилтон уже и так потерял много очков.
В Монреале дуэль между пилотами вновь подарила нам яркие моменты, в особенности в первом повороте. Росберг неважно стартовал и вынужден был весьма жёстко защищать свою позицию от Хэмилтона. В результате британец оказался в первом повороте на слишком широкой траектории, выехал на траву и пропустил Себастьяна Феттеля.
В данной ситуации всё могло закончится плачевно для обоих пилотов. Не впервые в этом сезоне их противостояние доходит до грани - и в будущих гонках им также не избежать подобных эпизодов.
Пока на счету Росберга две победы и пять вторых мест, в то время как Хэмилтон выигрывал четырежды, а вторым финишировал однажды - в Монако.
Решающее значение в такой ситуации имеют два схода Льюиса: на стартовом этапе сезона в Австралии и в Канаде. Сыграют ли они определяющую роль в этой новой классической дуэли?
Монреаль показал, как всё может быстро измениться. Когда Росберг с Хэмилтоном одновременно столкнулись с проблемами в системе рекуперации энергии, то серьезно потеряли в темпе.
160 л.с., которые способна выдать ERS, на таких трассах обеспечивают примерно 1,5-2 секунды на круге, так что Росбергу, финишировавшему на второй позиции, пришлось быстро адаптироваться под особенности пилотирования с 1,6-литровым турбированным двигателем V6 без системы рекуперации.
Именно это и отличает топ-пилотов: они способны продолжать движение во впечатляющем темпе, даже несмотря на серьезные проблемы. Им удаётся быстро адаптироваться, причем это гораздо сложнее, чем можно представить со стороны.
Перед стартом сезона все то и дело твердили, что в случае отказа системы рекуперации можно смело парковать машину и идти в боксы. Но в Mercedes хорошо подготовились к любым неожиданностям.
Вы всегда стараетесь любыми средствами довести машины до финиша. И вся работа, которую штутгартская команда проделала в воскресенье, стараясь понять, что же именно пошло не так, имеет для неё первостепенное значение.
Если нет никаких проблем, то приехать первым на такой машине вам не составит труда - но если что-то пойдёт не так, вам всегда нужно иметь запасной план. В данном случае именно он позволил Росбергу и Mercedes заработать дополнительные 18 очков в свою копилку.
Главная проблема состояла в том, что машины обоих пилотов потеряли в мощности, из-за чего сразу упали их времена на круге. При этом важно понимать, что сейчас всё гораздо сложнее, поскольку процесс сбора энергии от задних колес на торможениях является ключевым в общей работе тормозной системы.
В целях снижения веса автомобилей команды разработали для нынешних шасси более легкие задние тормозные системы. На трасса в Монреале нагрузка на тормоза одна из самых серьёзных в сезоне, так что пилотам приходилось использовать их на пределе возможностей. Росберг приспособился к пилотированию без системы рекуперации, которая оказывает дополнительное тормозное усилие, а вот Хэмилтону не повезло - он вынужден был сойти с дистанции.
Поначалу пилоты Mercedes умчались в отрыв, в который раз сведя спор за победу к внутреннему противостоянию. Но когда они столкнулись с проблемами, плотная группа преследователей оказалась совсем рядом.
Позади, к слову, шла не менее интересная борьба, которая завершилась заслуженной победой Даниэля Риккардо. С самого старта сезона австралиец производит отлично впечатление, так что его успех стал пусть и неожиданным, но весьма заслуженным.
Сейчас во многих командах будут изучать изменения в поведении машин Mercedes, чтобы понять, как именно команда использует 160 л.с. мощности от системы рекуперации энергии.
Можно сравнить времена по секторам и максимальную скорость, проанализировав данные в попытке разобраться, каким образом команда из Брэкли распределяет дополнительную мощность - ведь именно в этой области Mercedes добилась наибольшего прогресса.
Самое интересное, что в последние годы Формулы 1 стала похожа на Ноев ковчег: сейчас пилоты одной команды разбиваются на дистанции по парам, хотя прежде такого почти никогда не было.
Почему это происходит? Что ж, наиболее вероятно, что объяснение кроется в новых силовых установках, которые влияют на общую скорость машин гораздо больше, чем прежние 2,4-литровые двигатели V8.
Чтобы добиться максимума в разных режимах работы двигателя, требуется много работать на симуляторе. Неудивительно, что лучше всего справятся те, у кого самые эффективные инструменты симуляции. Разумеется, команды проводят эту работу за закрытыми дверями вдалеке от чужих глаз. Вот почему анализ поведения машин Mercedes может оказаться столь полезным для соперников.
Но всё же, командам ещё важнее располагать парой пилотов, которые способны добиться от техники максимума - вне зависимости от того, что получится разузнать.