Гран При Австрии, анализ: чего ожидать от гонки на новой старой трассе?
После пятничных тренировок на трассе в Шпильберге, вернувшейся в календарь Формулы 1 спустя 11 лет, Гэри Андерсон и Эд Стро, тщательно проанализировали собранные данные и пытаются понять, чего стоит ждать от предстоящей гонки
Несмотря на то, что австрийская трасса сохранила свою конфигурацию неизменной с 2003 года, с той поры минуло уже добрых 11 лет, а значит - нас ждет совершенно новая гонка.
В первый день Гран При сюрпризов было не так много - лидировали по обыкновению пилоты Mercedes, - но происходящее на трассе позволило судить о том, чего можно ожидать от предстоящих квалификации и гонки.
Гэри Андерсон: «У меня есть опыт работы здесь как в старой конфигурации, когда автодром назывался Остеррайхринг, так и в новой - А1-Ring. Гонки здесь всякий раз проходили очень интересно.
Круг в Шпильберге совсем короткий - всего-то восемь поворотов, так что, на первый взгляд, на этой трассе не так много мест для обгона. С другой стороны, и кругов в гонке будет довольно много - целых 71, и именно столько раз пилоты смогут пытаться атаковать своих соперников в наиболее пригодных для этого местах - первом и втором поворотах.
В первом довольно легко удержаться за соперником - хоть и нужно быть осторожным из-за высокого дополнительного продолговатого поребрика снаружи, - а затем, когда трасса устремится вверх, можно нырнуть на внутреннюю траекторию, затормозить позже и выйти вперед.
Также будет интересно посмотреть, увеличится ли количество попыток атаки в результате озвученных FIA намерений подходить к разбору инцидентов более снисходительно.
На бумаге эта трасса выглядит довольно простой, но такое впечатление обманчиво. Здесь нужна стабильность машины на выходе из поворотов и хорошее сцепление задних колес с трассой - если с этим будут проблемы, потеря времени неминуема - к тому же, это может значительно облегчить задачу соперникам. Также здесь много зон торможений, расположенных на подъеме или спуске, что потребует очень точной работы при настройке баланса тормозов».
ТАКТИКА
Исходя из результатов пятничных тренировок, можно предположить, что в гонке пилоты, скорее всего, пойдут на два пит-стопа.
В среднем сверхмягкие шины здесь оказались быстрее состава Soft на 0,6 секунды в квалификационном темпе, так что в субботу днем именно этот состав резины будет наиболее предпочтительным.
Большая часть пелотона стартует именно на составе SuperSoft, и если температура воздуха будет выше, чем в пятницу - а именно об этом говорят все прогнозы, - то, согласно предположениям Pirelli, пилоты смогут проехать порядка 10-12 кругов на первом отрезке, после чего отправятся в боксы за комплектом Soft.
Гэри Андерсон: «Похоже, все пойдут на две остановки в боксах. Возможно, кто-то и решится провести первый отрезок на составе Supersoft, затем как можно дольше продержаться на более жесткой резине и завершить гонку снова на Supersoft. Но стандартным выбором будет Supersoft/Soft/Soft».
ЧИСТАЯ СКОРОСТЬ
Все пилоты показали свои быстрые круги в пятницу днем на сверхмягких шинах. Вот итоговые результаты по командам:
1. | Mercedes | 1.09,542 |
2. | Ferrari | +0,928 |
3. | Williams | +0,977 |
4. | Red Bull | +1,265 |
5. | McLaren | +1,271 |
6. | Toro Rosso | +1,430 |
7. | Force India | +1,754 |
8. | Sauber | +1,949 |
9. | Lotus | +2,223 |
10. | Marussia | +2,687 |
11. | Caterham | +3,395 |
В предстоящей квалификации, как мы уже не раз видели в этом сезоне, должна развернуться отчаянная борьба за звание лучшей команды после Mercedes - и лучше шансы пока у Ferrari и Williams. Вопрос лишь в том, раскрыли ли в пятницу пилоты Red Bull Racing свой истинный потенциал.
Гэри Андерсон: Наблюдая за двумя пилотами Mercedes во втором повороте, я сделал вывод, что Льюис Хэмилтон проходит апекс на большей по сравнению с напарником скорости и плавнее работает рулем на входе в поворот. Если Нико Росберг фактически останавливается, а затем начинает менять траекторию, то Льюису не составляет труда поддерживать скорость на протяжении всего поворота.
В остальном все очень похоже, разве что немец пытался позже тормозить, в результате чего несколько раз промахивался мимо апекса. Он чрезмерно разбалансирует машину.
Если судить по пятничным временам, можно предположить, что это будет уик-энд Хэмилтона: четыре десятых за рулем одинаковой техники - это все же много. Но в прошлом мы уже не раз видели, что в субботу многое может измениться.
Также хотелось бы отметить любопытный контраст между стилями пилотирования двух пилотов Ferrari. Кими, такое ощущение, постоянно пытается заставить машину делать то, что ей совсем не по душе, тогда как Фернандо работает очень плавно и точно.
Для пилотов Williams также все пока складывается удачно. Заднюю часть FW36 иногда сносит, но в целом машина ведет себя очень податливо, чего пока не скажешь об автомобилях коллектива Red Bull Racing.
темп на длинной дистанции
Длинные серии во второй тренировке команды проводили на обоих составах, поручив каждому пилоту работать с одним из них. Так как в квалификации все поедут на SuperSoft, и большинство выберет этот же состав на стартовый отрезок гонки, данные на длинной дистанции неоднозначны.
Продолжительность отрезков варьировалась, но если оценивать показатели по итогам короткой серии из семи кругов, очевидно, что преимущество Mercedes приближается к одной секунде.
Ниже приведены средние результаты на отрезке такой протяженности на шинах SuperSoft, причем из расчета были исключены заведомо медленные круги. Темп Росберга немного быстрее Хэмилтона, но разница совсем невелика.
Пожалуй, самым большим сюрпризом стала скорость Lotus, расположившейся на второй строчке. Но надо отметить, что гонщики Williams в пятницу не дали возможности судить о своём темпе на шинах SuperSoft.
Проблемы McLaren на мягкой резине продолжаются: Кевин Магнуссен сильно проигрывал в скорости на своём длинном отрезке.
Средняя скорость на шинах SuperSoft
1. | Mercedes (Росберг) | 1.14,126 |
2. | Lotus (Грожан) | 1.14,712 |
3. | Force India (Перес) | 1.15,036 |
4. | Red Bull (Риккардо) | 1.15,038 |
5. | Ferrari (Райкконен) | 1.15,045 |
6. | Toro Rosso (Квят) | 1.15,476 |
7. | Sauber (Сутиль) | 1.16,458 |
8. | McLaren (Магнуссен) | 1.16,598 |
Вновь отметим, что информация о скорости команд на жесткой резине неоднозначна, поскольку все работали по разным программам.
В конце сессии Нико Росберг проехал десять кругов в высоком темпе, но зная, что Mercedes значительно опережает остальных, целесообразно взять для сравнения отрезок из 14 кругов, который преодолели пилоты других команд.
К сожалению, Force India, Toro Rosso, Sauber и Lotus проехали совсем мало кругов на жестких шинах, потому их времена пришлось исключить из рассмотрения.
Средний темп на шинах Soft (группа преследования):
1. | Ferrari (Алонсо) | 1.14,679 |
2. | Williams (Масса) | 1.14,951 |
3. | Red Bull (Феттель) | 1.15,158 |
4. | McLaren (Баттон) | 1.15,343 |
Скорость на шинах Soft и SuperSoft предполагает, что Ferrari вряд ли поборется в Шпильберге за звание лучшей из остальных. Отметим, что темп итальянцев в пятничных заездах и прежде не раз был на высоте, однако в главные моменты уик-энда команда неизменно теряла в скорости.
изменение скорости
Небольшие отрывы между командами на трассе в Шпильберге означают, что сопоставление средней скорости может оказаться недостоверным.
Гэри Андерсон: «Сравнивая среднюю скорость команд с начала сезона, я руководствовался самым быстрым кругом пилотов коллектива по ходу каждого из прошедших семи гоночных уик-эндов.
Интересно, но если сравнивать расстановку сил в целом и конкретно в Австрии, то очевидно, что Mercedes сейчас смотрится даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Единственным коллективом из числа лидеров, кому удалось подобраться ближе к команде из Брэкли, стала Williams».
Выигрыш или потеря в Австрии относительно Mercedes, в сравнении со средним показателем за сезон:
Marussia | -0.611% |
Caterham | -0.514% |
Williams | -0.380% |
Sauber | -0.177% |
Toro Rosso | +0.032% |
McLaren | +0.161% |
Ferrari | +0.252% |
Lotus | +0.360% |
Force India | +0.631% |
Red Bull | +0.935% |
Историческое наследие остеррайхринга
Эта трасса во второй раз вернулась в календарь Формулы 1. С 1997 по 2003 год она принимала гонки под именем A1-Ring, однако с той поры изменилось только название: конфигурация осталась прежней.
В то же время, знаменитый Остеррайхринг, где Гран При проходили с 1970 по 1987 годы, имел более протяженное кольцо, о котором все вспоминают с большой теплотой. Одни его участки задействованы в нынешней трассе, другие можно найти поблизости: они понемногу зарастают молодым лесом.
Гэри Андерсон: «Здорово вернуться сюда, и хотя круг стал короче, он всё равно очень славный.
Но все же старое кольцо было другим, с быстрыми виражами. Это просто другое измерение, что-то совершенно невероятное.
Впервые я оказался здесь в 1982 году на этапе европейской Формулы 3 с нашим проектом Anson и пилотом Жеро Заманьей. Мы использовали шины Yokohama, и для нас это была дебютная гонка. В квалификации удалось добыть третье время, но ресурса шин после этого от силы хватило бы на три быстрых круга. Особые опасения вызывало левое переднее колесо, которое запросто могло взорваться в любом из скоростных правых поворотов.
В итоге мы выставили машину на старт с тремя шинами Yokohama, а спереди-слева поставили Avon A6 из британского чемпионата! Единственная проблема состояла в том, что её диаметр был на два дюйма больше, из-за чего пришлось перенастраивать всю подвеску. Но даже несмотря на это мы финишировали пятыми.
Но если сейчас перенестись на машине времени на тот, старый автодром, никто бы просто не поверил, что это одно и то же место».