Гран При Германии: обзор гонки от Эда Стро
Один пилот Mercedes выиграл ГП Германии, а другой украсил гонку прекрасным прорывом с 20-го на третье место. Эд Стро рассказывает, как Льюис Хэмилтон отыгрывал позиции – и почему британец не может быть доволен собой, даже поднявшись на третью ступень подиума
Когда Льюису задали после гонки метафорический вопрос, расценивает ли он свой прорыв с двадцатой стартовой позиции на третью на финише как "наполовину полный или наполовину пустой стакан", он не сразу нашелся с ответом.
«Не знаю, что сказать, - размышлял британец, - я прорвался с последних рядов на подиум, а это хорошее достижение – так что, наверное, все же "наполовину полный"».
Отыграть семнадцать мест, пусть даже и на самой лучшей машине – это подвиг, так что пилот Mercedes по-своему прав, позитивно оценивая итог гонки. И хотя Хэмилтон ничего не мог поделать, чтобы предотвратить поломку переднего правого тормозного диска, из-за которой в квалификации его вынесло в барьер из старых покрышек в повороте Sachskurve, все же гонщик знал, что должен был финишировать вторым.
Если на финише чемпионата он уступит титул Нико Росбергу с перевесом менее четырёх очков, то он наверняка припомнит столкновение с Дженсоном Баттоном, которое стоило Mercedes победного дубля в Германии.
И Хэмилтон точно знает, сколь близок он был к тому, чтобы максимально эффективно минимизировать ущерб от субботних проблем.
Первый прорыв
Хэмилтон – вместе с Райкконеном и Грожаном – составил немногочисленную группу пилотов, решивших стартовать на шинах Soft, а не на SuperSoft, как все остальные. Это означало, что первый отрезок у Льюиса будет длиннее, чем у других, то есть стартовые двадцать кругов гонки должны были стать решающими в его прорыве.
Старт получился невыразительным, а на трассе тут же появился автомобиль безопасности – стартовавший третьим Фелипе Масса на Williams перевернулся в первом повороте после столкновения с McLaren Кевина Магнуссена. В итоге к рестарту Льюис был всего лишь 17-м.
Он смог на первых же метрах опередить Жюля Бьянки, Marussia которого с трудом сдвинулась с места на старте, сразу прошел Камуи Кобаяши из Caterham, однако пропустил Макса Чилтона. Еще две позиции принесло столкновение Массы и Магнуссена. Фактически, в непосредственной борьбе Хэмилтон отыграл только одну позицию. Именно поэтому первые круги после рестарта были вдвойне важны для него.
Когда на третьем круге гонка возобновилась, он тут же обогнал во втором повороте Чилтона и вышел на 16-е место. Кругом позже в этом же месте без особого сопротивления отдал свою позицию и Пастор Мальдонадо. В следующий раз атака в первом повороте позволила опередить Грожана, а следом позади остался и Sauber Эстебана Гутьерреса, когда мексиканец заблокировал колеса на внешней траектории в "шпильке".
Теперь, когда Льюис вышел уже на 13-е место, перед ним оказался первый действительно серьезный оппонент в лице Даниэля Риккардо, который на первом круге потерял позиции, объезжая по зоне безопасности аварию в первом повороте.
На счастье Хэмилтона, австралиец тоже не терял времени – вскоре он прошел Адрина Сутиля на Sauber. Для Льюиса же обгон немца стал первым реально рисковым маневром в гонке – они сошлись в "шпильке", произошел небольшой контакт, но Сутиль заметил бывшего напарника по Формуле 3 как раз вовремя, чтобы среагировать, так что инцидент обошелся без последствий. Пилот Mercedes стал 12-м.
Теперь впереди были две Toro Rosso. Даниил Квят самоустранился, когда попытался по внешней объехать Серхио Переса в правом восьмом повороте. Молодой гонщик направил машину на сближение с соперником, а тот просто не имел возможности избежать контакта и отправил Даниила в занос. Кругом позже позицию Хэмилтону отдал и Жан-Эрик Вернь. Теперь Льюис был уже в зачетной десятке.
Борьба с десятью сильнейшими
Теперь на пути наверх остались по-настоящему сильные соперники. Первой проблемой стал Риккардо, по-прежнему шедший по трассе впереди, столь же упорно отыгрывая позицию за позицией.
Хэмилтону почти удалось пройти соперника из Red Bull в "шпильке" на десятом круге, но на его пути внутри поворота оказался Кими Райкконен, в свою очередь защищавший свою позицию от атак австралийца – так что Льюису пришлось отступить.
Немногим позже, в восьмом повороте, Даниэль красивым маневром прошел Кими, но когда Хэмилтон попробовал в свою очередь опередить Ferrari, атаковав в быстром правом повороте при входе на Мотодром, финну удалось красиво отбиться, оставаясь на внешней траектории.
Льюис не мог себе позволить терять время. Шанс выпал ему на 13-м круге, когда Райкконен попробовал контратаковать Риккардо в "шпильке", сместившись внутрь. Хэмилтон забрал к самой внутренней бровке, решив провести двойной обгон. Кими оказался зажат посередине, а Льюис, немного заблокировав колеса, лишил Ferrari небольшой части переднего антикрыла – и вышел вперед.
Mercedes самого британца не получила повреждений, рисковый план Льюиса оправдал себя. Занимавший четвертую позицию Фернандо Алонсо в конце того же круга поехал в боксы, а значит, Хэмилтон был уже седьмым.
Баттон совершил пит-стоп в конце тринадцатого круга. Переса Льюис легко прошел всё в той же "шпильке", переместившись на пятое место, которое вскоре стало третьим, когда занимавшие третье и четвертое места Себастьян Феттель и Нико Хюлькенберг свернули в боксы. В конце 15-го круга остановился и Валттери Боттас. С 20-го места преследователь лидера вышел на второе.
Хэмилтон быстро отыгрывал позиции, но все его отставание было уже достаточным, чтобы Нико Росберг, проведя свой первый пит-стоп, остался во главе гонки. Он уверенно контролировал развитие событий, уехав от Боттаса после рестарта, и спокойно отправится менять шины в конце 15-го круга.
В этой фазе гонки Хэмилтон смог максимально приблизиться к напарнику – их разделяли 7,5 сек. Англичанин решил продлить свой первый отрезок, надеясь, что сможет останавливаться лишь дважды. Из-за этого к моменту его пит-стопа на 26 круге отставание от Росберга увеличилось почти втрое. Незадолго до того, как свернуть в боксы, Льюис пропустил вперед Боттаса, который уже был на свежем комплекте резины.
В конце концов, Хэмилтон услышал по радио: «Мы прогнозируем второе место, даже если Боттас сейчас выйдет вперед». Казалось, главная и самая сложная часть работы уже позади.
Дорогая ошибка
Герой этой истории проводил свою гонку по отличному от остальных претендентов на очки сценарию – так что, продолжив борьбу после пит-стопа на восьмой позиции, он вовсе не собирался терять время позади более медленных машин. На 29-м круге он атаковал в "шпильке" Риккардо и в итоге смог выйти вперед спустя пару поворотов. Теперь Льюис был седьмым, позади Баттона.
Он подобрался вплотную к McLaren в зоне DRS и нырнул внутрь перед "шпилькой", ошибочно приняв расширенную траекторию Баттона за приглашение к обгону.
Дженсон же повернул к апексу, а Льюис не смог удержаться внутри и в итоге зацепил левым передним колесом и – что более критично – торцевой пластиной переднего антикрыла, боковой понтон McLaren.
«Честно слово, я думал, что он отодвинулся, чтобы пропустить меня, - рассказывал потом Хэмилтон, - раньше, в прошедших гонках, он делал именно так, потому я неправильно оценил его действия».
Баттона немало озадачило, почему бывший напарник вдруг решил, что он будет помогать ему.
«С чего бы это я должен кого-то пропускать? - спросил он в ответ, когда ему задали вопрос о случившемся, - видимо, Льюис ожидал, что я открою ему дорогу. Как я понимаю, у него были инциденты не только со мной. Странно – когда у пилота такая быстрая машина, он не должен бы становиться участником стольких столкновений, но с ним все происходит именно так».
Позже Дженсон отчасти сменил гнев на милость. Посмотрев запись столкновения, он написал в Твиттере: «Я слишком бурно отреагировал на происшествие с Льюисом. Готов понять, почему он решил, что я пропускаю его».
Хэмилтон сохранил машину в коллизиях с Сутилем и Райкконеном, но за встречу с Баттоном ему пришлось заплатить сполна. Нельзя сказать, что британец совершил ужасную ошибку на пустом месте, но она очень дорого ему обошлась. Льюис не только потерял в прижимной силе, из-за чего терял на каждом круге по несколько десятых. Оказался нарушен баланс машины, что повысило нагрузку на передние шины, в особенности на и без того проблемную левую.
Во время тренировок температура гоночного полотна была запредельно высокой, и все опасались за состояние резины на задних колесах. Но к гонке стало прохладней, и основное внимание переключилось на передние шины. Так что с момента контакта тактика с двумя пит-стопами оказалась под вопрос. Как деликатно определил сам Льюис, после инцидента "машина вела себя по-другому".
Команда рассматривала вариант замены переднего антикрыла по ходу пит-стопа, но вычисления показали, что потеря времени в боксах будет более значительной, чем преимущество от целой торцевой пластины.
«У нас была точная информацию о характере повреждений, - объяснял затем босс автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф, - мы прекрасно знали, что структурные элементы антикрыла не пострадали, повреждены были только торцевые пластины и некоторые открылки. Состояние переднего крыла не ухудшалось, так что мы решили оставить его».
Прогресс замедлился
Хэмилтон все еще был достаточно быстр, чтобы отыгрывать позиции и добиться места на подиуме. Спустя круг после контакта он чисто прошел Баттона на подходе к "шпильке", использовав DRS – и даже помахал бывшему напарнику рукой. Почти сразу он прошел Хюлькенберга в борьбе за пятое место.
Пит-стопы Алонсо, затем Феттеля, а после и Боттаса к 41-му кругу вывели Хэмилтона на вторую позицию. Но передняя левая шина держалась уже на честном слове, о чем он и пожаловался команде по радио. Капитанский мостик принял решение отказаться от тактики двух пит-стопов и потому раньше запланированного отдал гонщику распоряжение ехать в боксы.
На первом отрезке Льюис продержался на комплекте Soft 26 кругов, после чего преодолел только 16 на SuperSoft. Все что могли сделать в такой ситуации в Mercedes – разбить остававшиеся до финиша 25 кругов на два коротких отрезка, которые пилот должен был провести на более мягкой резине в максимально атакующем режиме.
Боттас и до этого представлял потенциальную угрозу. Как и уехавший далеко вперед лидер гонки Росберг (о нем еще кто-нибудь помнит?), пилот Williams четко воплощал в жизнь тактическую схему с двумя остановками в боксах. В какой-то момент по ходу дистанции Хэмилтон рассчитывал финишировать вторым, теперь же, хотя в теории он по-прежнему настигал Валттери, ситуация уже не была такой очевидной.
Сюрприз от автомобиля безопасности
Хэмилтон вернулся на трассу пятым, затем, когда на 45-м круге свой последний пит-стоп совершил Феттель, пилот Mercedes поднялся на четвертую позицию. При помощи DRS британец прошел Алонсо в "шпильке" и на 49-м круге обосновался на третьем месте.
Но когда в последнем повороте из-за остановки двигателя закрутило Сутиля, и его Sauber беспомощно остановилась практически посреди трассы, бригаде Льюиса ничего не оставалось, как отдать пилоту распоряжение ехать в боксы, тем самым сократив первый из оставшихся у него двух отрезков.
Ведь если отложить пит-стоп и провести его после (неминуемого) выезда машины безопасности, это приведёт к потере позиций. Однако, ко всеобщему удивлению, гонку так и не стали нейтрализовывать. Судьям линейного поста пришлось на свой страх и риск бегом пересекать трассу, чтобы убрать остановившуюся машину Сутиля.
Для Льюиса это спорное решение дирекции гонки означало, что ему придется максимально аккуратно провести заключительные 17 кругов. После остановки в боксах гонщик вернулся на трассу четвертым и на 55-м круге – еще до того, как Фернандо в свою очередь поехал переобуваться – отобрал у него третью позицию. Но настоящее сражение предстояло с Боттасом, который после заключительного пит-стопа Льюиса опережал его на 16,5 секунд.
В Williams твердо придерживались решения останавливаться только дважды по ходу дистанции. Однако еще в начале заключительного отрезка Боттас сообщал, что резина может и не выдержать. Но ему оставалось только держаться.
Временами Хэмилтон проходил круги на две секунды быстрее, чем молодой финн – и к 60-му витку по трассе разрыв между ними сошел на нет. До финиша оставалось еще семь полноценных кругов. Но Льюис так и не смог провести обгон.
Дело было не только в том, что Хэмилтону сначала пришлось менять тактику, а затем третий пит-стоп из-за фантомного автомобиля безопасности прошел слишком рано.
Глава гоночной бригады Williams Роб Смедли признавал, что все это, конечно, помогало Боттасу сохранить позицию – но главным в этот день стал безукоризненный пилотаж самого финна, который максимально использовал весь потенциал своего гибридного мотора, чтобы не дать Льюису атаковать.
И хотя настройки позволяли Валттери, располагавшему таким же двигателем Mercedes, достигать высокой максимальной скорости на прямых, это вовсе не значит, что жизнь Боттаса была легка и беззаботна. Важнее другое: тот факт, что переднее антикрыло на машине Хэмилтона было повреждено, давал Williams дополнительную уверенность, что им стоит придерживаться первоначальной тактики с двумя пит-стопами.
«В этом нет никаких сомнений, - ответил Смедли, когда его спросили, способствовало ли повреждение торцевой пластины на машине Льюиса тому, что Боттас смог сохранить позицию. – Чтобы догнать и опередить соперника, вам нужно добиться стабильного поведения передней части машины в поворотах.
Если это не так, ситуация превращается в настоящий кошмар, вы просто не можете подобраться достаточно близко, чтобы выйти вперед. Мы приняли во внимание факт повреждений на машине Льюиса, оценили его последствия и сделали правильные выводы».
В итоге Хэмилтон остановился всего в двух секундах от того, чтобы завершить идеальный прорыв с низов стартовой решетки. Все, конечно, могло сложиться для него гораздо хуже, но, в то же время, могло бы закончиться и немного лучше.
Росберг беспрепятственно выиграл гонку и добавил к своему отрыву от напарника в общем зачете чемпионата еще десять очков. Именно поэтому пилот, который виртуозно отыграл по ходу Гран При целых 17 мест, отнюдь не испытывал на подиуме никакого восторга.