Гран При Бельгии: обзор гонки от Эда Стро
Можно обвинить Ника Росберга в том, что его попытка обгона Льюиса Хэмилтона в Спа была не совсем обдуманной. Но подозревать немца в коварном умысле – это, по мнению Эда Стро, все-таки уже слишком
До того момента, как на втором круге бельгийской гонки пара машин Mercedes, пролетев прямую Kemmel, нырнула в правый поворот Les Combes, конфликт между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом находился в стадии "холодной войны".
И до этого случались отдельные вспышки в их противостоянии: периодическая борьба на грани дозволенного, подозрения, приступы враждебности и растущего недоверия, но в Спа соперники впервые перешли от предупредительных выстрелов к огню на поражение.
Можно долго рассуждать о том, где и когда начался этот конфликт, и кто был его зачинщиком. Но тот факт, что именно Нико Росберг первым нанёс прямой удар на трассе, является теперь неоспоримой истиной. И в свете сражения за чемпионский титул этот удар пришелся точно в цель – основной соперник оказался выбит из борьбы, хотя сломанный в столкновении закрылок лишил и самого Нико шансов на победу.
За пару минут до контакта дела у Росберга складывались откровенно плохо. Он слабо стартовал, еще до узкой шпильки Le Source пропустив не только Хэмилтона, но и Себастьяна Феттеля. В Les Combes немец из RBR предпринял смелую попытку обойти Льюиса по внешней траектории в сражении за лидерство, но ошибся и был вынужден срезать, что помогло Нико вернуться на вторую позицию.
Судьбоносный второй круг он начал, отставая от Хэмилтона на 0,7 сек. Из Eau Rouge Росберг вышел на 6 км/ч быстрее напарника. У него просто не осталось другого выбора – нужно было атаковать.
Хэмилтон оборонялся. Когда оба они неслись по прямой Kemmel, немец сместился на внешнюю сторону гоночного полотна и в точке начала поворота, когда переднее колесо его машины было где-то между задним колесом и серединой корпуса Mercedes Хэмилтона, Нико решил, что готов бороться за позицию.
У него были основания для подобного решения – если бы Льюис перетормозил, то оставался шанс удержаться вровень с ним на внешней и оказаться внутри в следующем левом повороте.
Кто знает, какие именно мысли посетили Росберга, когда он осознал, что вот-вот столкнется с машиной напарника…
Может, лидер сезона вспоминал апрельскую гонку в Бахрейне, где его к большому неудовольствию вынудили сбросить газ, чтобы избежать столкновения, когда он по внешней пытался обогнать Хэмилтона.
А может, Нико думал о том, как месяц назад в Венгрии Льюис отказался пропустить его.
Но о чем он точно не вспоминал, так это о необходимости заработать еще один дубль для Mercedes.
У Росберга была всего доля секунды, чтобы решиться: не идти до конца или избежать контакта. Гонщик не стал отворачивать, правая часть его переднего антикрыла скользнула по заднему колесу машины Хэмилтона. В результате Льюис заработал прокол, а Нико лишился торцевой пластины.
«Говорят, что мы неизбежно рано или поздно должны были столкнуться, – сказал британец, – но я не считаю, что сегодня столкновение выглядело неизбежным.
Я занял внутреннюю часть, поворот был моим. Мы затормозили предельно поздно, потому что если бы я нажал на педаль раньше, он наверняка попробовал бы обойти меня по внешней стороне, и наши машины поравнялись бы.
Я начал поворачивать по обычной траектории и вдруг ощутил сильный удар. Мне казалось, что подобный эпизод непременно будут расследовать судьи».
Чуть позже как гром среди ясного неба прозвучало сенсационное заявление Хэмилтон: будто бы Росберг "признался, что намеренно пошел на контакт. Он мог избежать его, но не сделал этого, чтобы преподать урок".
Чтобы лучше понять этот комментарий, требуется чуть подробнее изучить ситуацию. Льюиса никто не принуждал к откровению, никто на него не давил, он по собственному решению сначала взял паузу в объяснении произошедшего, а затем публично заявил о словах Росберга на командном брифинге после гонки.
Это вовсе не значит, что Нико действительно думал именно так, когда в конце прямой пошел в атаку. Но факт в том, что он намеренно не стал уходить от столкновения, как кругом ранее это сделал Феттель.
Не совсем ясно, что в точности Росберг хотел доказать – возможно он решил, что слишком уж часто ему приходилось делать то, что впервые случилось в Бахрейне – то есть уходить с внешней траектории, чтобы избежать столкновения. Немец вполне мог посчитать, что пришло время Хэмилтона оставить ему место на внешней части Les Combes.
«Можете спросить Фернандо [Алонсо], можете спросить любого другого пилота: если машина вашего преследователя отстает на пол-корпуса, то за вами остается право выстраивать собственную траекторию, – сказал Хэмилтон, – Вы вовсе не обязаны освобождать дорогу и оставлять кому-то место.
И это не одно из тех мест, где рядом находится стена или какое-либо другое опасное препятствие, так как за круг до этого Себастьян атаковал даже острее, но смог избежать неприятностей».
И хотя судьи кратко изучили имевший место инцидент, официального расследования не было. Да, Росберг виноват в отсутствии прагматизма, но он имел право атаковать.
Если бы подобное столкновение произошло между пилотами разных команд, то все сочли бы его гоночным инцидентом, в котором преследователь проявил излишний оптимизм, но никак не коварство. Конечно, умнее было бы подождать. Ведь уже через круг он мог бы использовать DRS. Но нежелание Нико подробно говорить о случившемся после гонки как раз подтверждает – он тоже осознавал, что принял неверное решение.
«Я смог близко подобраться к Льюису и попытался пройти по внешней стороне, но произошел контакт, - сказал он на подиуме, - это испортило гонку нам обоим. С точки зрения команды, это весьма печально, но что случилось, то случилось».
«Судьи признали, что это был гоночный инцидент, значит так и было, - говорил Нико уже несколькими часами позже, - в подобных ситуациях вполне нормально, что возникают различные мнения. Это абсолютно в порядке вещей, и я понимаю как британцев, которые в большей степени поддерживают Льюиса, так и немцев, которые на моей стороне, - такова природа вещей».
Хэмилтон потерял минуту, пока доковылял до боксов – более того, днище его Mercedes оказалось повреждено застрявшими под ним кусками резины, так что шансов заработать очки в этой гонке Льюис лишился. Нико же в итоге финишировал вторым, а значит, его преимущество в личном зачете увеличилось еще на 18 баллов.
С этой точки зрения исход гонки оказался для него вполне удачным, особенно принимая во внимание, что обещанные поддержавшей точку зрения Хэмилтона командой "последствия" на первый раз едва ли окажутся особенно серьёзными.
Случившееся не идет ни в какое сравнение с тем, как Ален Прост столкнулся с Айртоном Сенной на Сузуке в 1989 году, и тем более с эпизодом, когда Сенна намеренно протаранил Проста в первом повороте той же трассы год спустя. Так что огульные обвинения Росберга во всех грехах, в которые ударились некоторые, совершенно неоправданны.
В данной ситуации претендент на звание чемпион мира должен был оценивать плюсы и минусы своего решения. Он мог уйти от контакта, который стал потенциально возможен, когда Хэмилтон не оставил ему достаточно места – но не стал. Нико отлично знал, что начинает гонку, опережая главного соперника на 11 очков, а потому может позволить себе "преподать урок". А прибавка в 18 зачётных баллов оказалась приятным дополнительным бонусом.
В борьбе за чемпионский титул ставки всегда высоки. На одной чаше весов потенциальный риск, на другой – возможная награда. Так что с учетом положительного итогового результата Росберг наверняка остался доволен, даже несмотря на обильную критику в свой адрес.
На самом деле, сложно сказать, что было более предсказуемо – то, что Хэмилтон и Росберг рано или поздно все же столкнутся по ходу сезона, или то, что именно Даниэль Риккардо сможет воспользоваться ситуацией и одержать еще одну классную победу.
Как и прежде в Канаде и Венгрии, выиграть было возможно, только если у имеющих подавляющее преимущество в скорости серебристых машин возникнут проблемы.
Из-за ошибки на выходе из Blanchimont в финале квалификации австралиец стартовал лишь пятым. Он не улучшил позицию на первых метрах, так что вынужден был немало поработать, чтобы извлечь максимум из столкновения гонщиков Mercedes.
На четвертом круге Даниэль обогнал на входе в Les Combes Ferrari Фернандо Алонсо. Кругом позже Себастьян Феттель ошибся в Pouhon, слишком широко выйдя из поворота.
В Red Bull на этот раз решили пожертвовать прижимной силой, чтобы не терять времени на первом и третьем секторах с длинными прямыми. Из-за этого у пилотов чемпионской команды неизбежно возникали сложности с прохождением техничных связок второго сектора, так что Феттель заслуживает похвалы: он смог "поймать" машину, но упущенного мгновения хватило, чтобы его напарник вышел на второе место.
Росберг тем временем не мог наращивать отрыв из-за поврежденного переднего крыла. Команда решила, что он должен оставаться на трассе насколько можно долго, чтобы пройти гонку с двумя пит-стопами (хотя позже Нико все же перешел на стратегическую схему с тремя заездами в боксы).
Риккардо прочно обосновался за ним в зоне действия DRS, и на восьмом круге Нико всё же остановиться, чтобы перейти на более жёсткие шины Medium, а заодно поменять носовой обтекатель. В на всё про всё ушло десять секунд, потому после первой волны пит-стопов Росберг оказался четвертым. Но в этот момент он находился всего в шести секундах за Риккардо.
«Нико заехал в боксы, чтобы поменять носовой обтекатель, - рассказывал пилот RBR, - благодаря этому я смог выйти вперед. У меня была хорошая скорость, так что важно было сфокусироваться и продолжать атаковать изо всех сил».
Даниэль знал, что у его соперника Mercedes все равно сохраняется преимущество в скорости, и тот явно нацелен на победу. Но на втором отрезке Нико не смог добиться сколь-нибудь серьезного прогресса - сначала ему долго не удавалось пройти Феттеля, а на 17-ом круге перед Les Combes его самого и вовсе опередил при помощи DRS Валттери Боттас – скорость Williams в конце прямых была просто убийственной. В этой фазе гонки преимущество явно было на стороне Риккардо.
Чтобы и дальше не терять время, на 19-м круге Росберг остановился вновь и снова предпочел резину Medium. Он надеялся спровоцировать Даниэля также провести пит-стоп. Тактика с тремя остановками позволяла немцу атаковать, минимизировав риски, так как даже в худшем случае гарантировала ему второе место на финише.
Но Риккардо предпочел придерживаться изначального плана с двумя пит-стопами. После заключительной остановки в боксах на 34-м круге (за десять кругов до финиша) Нико вернулся на трассу четвертым, сразу позади Боттаса.
Росберг быстро прошел соперника из Williams в Blanchimont и бросился догонять Кими Райкконена, который благодаря раннему первому пит-стопу смог подняться с шестого на второе место. Резина на Ferrari уже не позволяла ему защищаться, и вскоре финн был вынужден уступить позицию, когда на 36-м круге Нико при помощи подвижного крыла атаковал в Les Combes.
Оказавшись вторым Росберг отставал от Риккардо на 19,7 сек – и услышал по радио, что сможет догнать австралийца под самый конец гонки.
К финишу преимущество гонщика Red Bull Racing сократилось, но все же составляло весьма комфортные три секунды. Даниэль вновь смог доказать, что способен и в условиях жесткого прессинга сохранять феноменальную скорость.
Уже в третий раз в карьере поднявшись на вершину пьедестала в Гран При, австралиец сиял на подиуме даже больше обычного. А вот стоящий по соседству Росберг ощущал себя весьма некомфортно, несмотря на то, что его преимущество в личном зачете чемпионата выросло до рекордных в 2014-м 29 очков.
В сражениях за титул часто случаются спорные моменты. И Нико действительно неправ в том, что решился пойти на обгон, а не предпочел подождать более удобного момента – но все же его маневр был совершенно оправданным, пусть и чересчур оптимистичным. В итоге эпизод принес даже больше выгоды, чем он мог предположить. Однако нет причин обвинять гонщика чуть ли не в преступлении, как делают некоторые.
Что касается Хэмилтона, то его недовольство произошедшим вполне понятно. Он-то ничего плохого точно не сделал. Однако теперь – даже если британец одержит четыре победы подряд – нет никакой гарантии, что он сможет вернуть себе лидерство в чемпионате.
Время покажет, как эпизод на втором круге Гран При Бельгии скажется на итогах чемпионата. Но когда Льюиса спросили, сможет ли он доверять напарнику, когда в Монце они бок о бок устремятся ко входу в первую шикану, гонщик ответил: «Мне придется удостовериться в том, что его нет рядом».
Выходит, в отношениях пилотов Mercedes наступил переломный момент.