Почему судьба Монтедземоло была предопределена ещё в 2011 году?
Лука ди Монтедземоло объявил о своём уходе из Ferrari спустя всего три дня после Гран При Италии, но его судьба, как объясняет Дитер Ренкен, была предопределена ещё за три года до этого
Драматичные новости об уходе ди Монтедземоло с одного из самых видных постов в Формуле 1, озвученные 13 сентября, не стали большим сюрпризом – такой вариант развития событий предугадывался ещё по заявлениям, сделанным 28 января далёкого уже 2011 года.
Уязвлённый критикой, что успех Ferrari в первой пятилетке XXI века не имел итальянского привкуса, поскольку победы команде приносили немецкий и бразильский пилоты, французский руководитель, технический директор из Великобритании, главный конструктор из Южной Африки, а также японский поставщик шин и главный моторист из той же Страны восходящего солнца, патриотичный (и политически подкованный) ди Монтедземоло взял курс на создание "настоящей национальной" команды, отказавшись от мультикультурности, которая привела Ferrari к успеху.
Всё это привело к уходу в 2006-2007 годах Жана Тодта, Росса Брауна, Рори Бёрна и Михаэля Шумахера, в результате чего Ferrari пришлось активно нанимать (или продвигать) специалистов. На руководящих должностях появились Стефано Доменикали, Лука Марморини, Альдо Коста и многие другие, чьи повышения "по цепочке" привели к массовому карьерному росту еще множества итальянцев.
Фелипе Масса – пилот итальянского происхождения – перешел в команду, которая и до того поддерживала его карьеру, ещё годом ранее. С его появлением Скудерия оказалась на шаг ближе к еще не озвученной тогда цели – будь то совпадение или же спланированная политика. Окончательно процесс "латинизации" был завершен, когда на смену нордическому Кими Райкконену (имевшему на руках действующий контракт) пришёл Фернандо Алонсо.
К 2011-му году перевоплощение было завершено, и новая машина того сезона получила в честь 150-летия итальянской государственности название Italia 150° (сперва был вариант 'F150', однако он вызвал недовольство Ford Motor Company…).
По всей нижней части заднего антикрыла простирался национальный триколор, а итальянский язык был единственным средством общения во время презентации машины, будь то интервью с пилотами, боссами или руководителями команды.
Это было явное проявление "итальянизма", и многие справедливо посчитали, что ди Монтедземоло переступил определенную грань, настолько явно смешивая политику и международный спорт. Конечно же, такая стратегия была обречена на провал.
За полтора года до описанных событий Лука Кордеро ди Монтедземоло основал организацию Italia Futura – либерально-центристскую ячейку с прицелом на превращение её в полноценную политическую партию. В наши дни, к слову, она является внутренней фракцией правящей в Италии партии премьер-министра страны Марио Монти.
Разумеется, поползли слухи (сколь часто, столь и бесполезно опровергаемые самим ди Монтедземоло) о том, что итальянец использует Ferrari в качестве платформы для своих политических амбиций на кресло премьер-министра.
К сентябрю Italia Futura запустила щупальца в паддок – Симоне Перилло, один из генеральных секретарей FOTA с момента её основания, стал членом организации (и даже попробовал пройти по её спискам в парламент, но неудачно).
Да, по большей части место Перилло в Ассоциации команд Формулы 1 было обеспечено тем же ди Монтедземоло, с которым они вместе работали в итальянской предпринимательской федерации Confindustria. Этот шаг в очередной раз показал стремление Монтедземоло к размыванию границ.
2011 год стал настоящим провалом Скудерии - машина 150° стараниями Алонсо принесла лишь одну победу (и та пришла в сырых условиях), в итоге команда заняла в Кубке конструкторов третью строчку, а сам испанец оказался на четвёртом месте.
С тех пор успех постоянно ускользает от Ferrari. Да – сам Фернандо становился вторым в чемпионской гонке в 2012-го, а затем и 2013 годов, однако в минувшем сезоне команда финишировала только третьей. Более того, представителей Маранелло едва не обошли испытывавшей большие финансовые трудности соперники из Lotus.
Правда, Ferrari переманила технического гуру команды из Энстоуна – Джеймс Эллисон был призван под её знамёна, чтобы стать ключевым инструментом эпохи возрождения. Да и из остальной ”латинской команды-мечты” остались лишь Алонсо да грек-конструктор Томбасис.
Технический директор Альдо Коста покинул команду в мае 2011-го, а вернувшийся было опытный моторист Марморини был отстранён от исполнения своих обязанностей в минувшем августе – специалиста обвинили в создании самого неудачного двигателя по новому регламенту.
Марко Маттиаччи заменил Стефано Доменикали на посту руководителя команды. Итальянец он лишь по паспорту и рождению. Новый 43-летний босс женат на канадке и придерживается ценностей космополитизма. Маттиаччи возглавлял североамериканское подразделение Ferrari и стал лауреатом престижной награды США, вручаемой лучшему руководителю автомобильного бизнеса. Честь получить её ранее выпала Генри Форду II, ["спасителю Chrysler"] Ли Якокке и [исполнительному директору Mercedes] Дитеру Цетше.
Mercedes расположила свои базы Ф1 – и ту, что разрабатывает шасси, и ту, что занимается моторами – в Британии, на родине главных автогоночных умов как в спортивной, так и в технической сфере. В компании Red Bull также приняли логичное решение выступать под австрийским флагом, но приобрести и развивать британскую команду, что даёт очевидные дивиденды. [Схожим образом действовали в Marussia.] Honda, как и Renault, также выбирали местом расположения именно Альбион.
Напротив, Sauber постоянно испытывала трудности с наймом и удержанием в Швейцарии высококлассных кадров даже во времена пребывания во владении концерна BMW, при этом сейчас в коллективе работают специалисты 30 с лишним национальностей. Toyota, принявшая решение выбрать Германию, поплатилась за это, так и не обеспечив возможность стабильно привлекать первоклассные таланты.
Формула 1 и национальная идея – явно не лучшая пара, и дело даже не в чисто политических причинах. Проще говоря, чтобы добиться успеха на самом высоком уровне, все составные элементы должны быть на своих местах – и независимо от происхождения, языка или вероисповедания, обязаны являться наилучшими из доступных.
Это вовсе не означает, что Англия рождает лучшие инженерные умы, просто исторически сложилось так, что именно она стала колыбелью гоночных и технических талантов.
Тем не менее, в 2009 году Ferrari приняла решение двигаться собственным путём, исключая из сферы интересов иные национальности – и именно с тех пор результаты команды пошли вниз.
В 2009-м Ferrari приняла решение делать ставку только на итальянцев – и именно с тех пор результаты команды пошли вниз
Массе в 2008-м не хватило до титула нескольких мгновений, после чего процесс национализации пошёл с удвоенной силой – а когда Алонсо уступил чемпионское звание в последней гонке 2010 года, процесс пошел на новый виток.
Апогеем скольжения в пропасть – постепенного, но вполне различимого – стал недавний Гран При в Монце. По результатам квалификации самого главного для Скудерии этапа сезона Алонсо и Райкконен показали седьмое и 11-е времена.
Гонка оказалась ещё более провальной – финн добрался до клетчатого флага десятым, а испанец и вовсе сошёл с дистанции. Слабые результаты Ferrari были названы главной причиной рекордного за последние годы падения интереса тифози к Гран При.
Под руководством ди Монтедземоло бизнес Ferrari как производителя дорожных суперкаров достиг больших успехов – решение ограничить производство автомобилей отметкой в 7000 штук в год, принятое квалифицированным международным юристом, принесло огромные прибыли на единицу продукта. Качество также росло как на дрожжах, вдобавок довольно органично появлялись новые модели, заполнившие практически все ниши непостоянного рынка.
И хотя место компании в иерархии FIAT никогда не поддавалось точному определению, но была ли Скудерия полноценным подразделением большого концерна или же отдельной единицей, попросту рапортовавшей о результатах деятельности собранию акционеров, уникальный и яркий стиль управления ди Монтедземоло гарантировал автономность Ferrari, пока та добивалась впечатляющих достижений, как на трассах, так и на обычных дорогах.
Лука Кордеро суть плоть от плоти Ferrari – итальянец ещё в 1973-м году в возрасте 25 лет был переведён из FIAT на должность личного ассистента великого Энцо Феррари. Годом позже его уже назначили руководителем Скудерии, а в 1975-м команда году усилиями Ники Лауды взяла титул.
Ди Монтедземоло вернулся в 1991-м после (невероятно успешной) паузы, во время которой он возглавлял комитет по подготовке и проведению в Италии Кубка мира по футболу 1990 года.
Его главная и первоочередная задача формулировалась просто: вернуть Скудерии славу победителя. К тому времени последняя победа Ferrari в чемпионате числилась за Джоди Шектером и была добыта в сезоне-1979. Потребовалось еще почти десять лет настойчивой и преданной работы Жана Тодта и его коллег, чтобы Михаэль Шумахер вернул титул в Маранелло после перерыва в 21 год.
Импульс от многочисленных успехов Шумахера ещё долго работал на команду: победа Райкконена в 2007-м стала прямым наследием результатов труда Жана Тодта, как и вице-чемпионство Массы, упустившего годом позже титул в последнем повороте памятного Гран При Бразилии.
Однако затем блеснул Росс Браун и команда, носящая его имя, а с 2010-го последовала четырёхлетняя гегемония Red Bull Racing, чьи успехи затмили Ferrari – внимание больше не могло быть целиком и полностью обращено на "настоящую итальянскую" команду.
На самом деле, всё это было очень предсказуемо. Ещё в 2006-м году автор этих строк писал:
«Через два-три сезона те сильные стороны, которыми команда наслаждалась последние восемь лет, исчезнут, трансформируются или перейдут к кому-то другому. Но почему?
Вся политическая, спортивная, техническая финансовая основа, которую так умело эксплуатировали для достижения успеха Монтедземоло, Тодт, Браун, Бёрн, Мартинелли и Шумахер, будет заменена зыбучими песками неопределённости и бесконечными переменными.
Именно эта неопределённость скорее всего и не позволит Ferrari когда-либо вновь сотворить нечто особенное – самый узнаваемый бренд Ф1 уже к концу ["первой"] карьеры Шумахера стал понемногу терять своих болельщиков».
Когда результаты Ferrari, которые всегда на виду, достигли уровня, когда поклонникам легендарной команды оставалось радоваться лишь алому цвету её машин, дни ди Монтедземоло оказались сочтены.
Компанию FIAT-Chrysler в преддверии выхода на биржу не мог устроить тот факт, что два алых автомобиля уступают не только конкурентам, выступающим с трёхлучевой звездой на носовом обтекателе, но и машинам, призванным олицетворять алюминиевые банки с энергетическим напитком. Тут-то мы и приходим к главному: для крупнейшего итальянского автоконцерна Ferrari является лишь инструментом привлечения вкладчиков.
Генеральный директор FIAT Серджио Маркионе – возможно, лучший специалист в автоиндустрии – нуждается в глянце и наличных, которые обеспечивает Ferrari, чтобы добиться успеха в IPO.
Таким образом, чуждый сентиментальности итальяно-канадец, который демонстрировал выдающиеся результаты в бизнесе по обе стороны Атлантики, призван обеспечить FIAT возможность полностью поглотить Ferrari в преддверии выхода на биржу.
Ди Монтедземоло, который сам себя называл приговорённым к ”пожизненному заключению” в Ferrari, всячески выступал за независимость Маранелло. Конфликт назревал – итальянские СМИ писали, что чёрная кошка перебежала дорогу между Лукой и босом FIAT ещё в марте, когда впервые стало очевидно отставание Скудерии от главных соперников.
Тогда Лука неустанно говорил, что Формула 1 превратилась в ”гонки неспешных таксистов”. Было ли это сказано, чтобы отвлечь внимание?.. Бесспорно одно – стратегия ди Монтедземоло по созданию национальной команды обернулась падением результатов Ferrari и дала Маркионе карт-бланш в вопросе увольнения не согласного с его планами насчёт Ferrari управленца.
В лучших традициях философии Макиавелли об уходе ди Монтедземоло стало известно через три дня после этапа в Монце, но семена для такого поворота событий были посеяны ещё тем холодным январским вечером в Маранелло, когда он решил смешать спорт и политику – то, что многие видные люди в Формуле 1 считают последним грехом.
Трагедия Ferrari заключается в том, что Скудерия в будущем станет, скорее, денежной дойной коровой, а не гарцующим жеребцом. А ни одна корова еще не выигрывала Гран При…