Почему сезон-2014 станет классикой Формулы 1
Эд Стро рассказывает, почему сезон-2014, до окончания которого остается пять гонок, по прошествии времени будет считаться одним из лучших в истории Ф1
Следующие семь недель определят, сможет ли чемпионат-2014 занять достойное место в списке сезонов, ставших для Формулы 1 подлинной классикой. Если развязка окажется столь же драматичной, как начало или середина 65-го розыгрыша Больших Призов, то нынешний чемпионат точно можно будет считать одним из лучших в истории.
Кажется, это противоречит здравому смыслу – но отбросьте всю политику, жалобы и обеспокоенность будущим Ф1, и вы увидите: борьба за титул в этом году получается очень интересной.
В идеале она должна идти между представителями разных команд, а не одной. Но в Mercedes поработали так, что реально на победы могут претендовать только два пилота - Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Они-то и сошлись в захватывающем сражении за титул.
Но это еще не всё. Предстоящие пять гонок предоставят соперникам шанс в великолепном стиле разрешить эту борьбу, что стало бы прекрасным окончанием отличного сезона.
Даниэль Риккардо является ближайшим преследователем двух лидеров, и он даже готов ввязаться в спор за чемпионство, уподобившись Алену Просту в 1986-м [тогда француз из McLaren переиграл Найджела Мэнселла и Нельсона Пике на куда более быстрых Williams]. Но давайте признаем – для этого в Mercedes должно произойти что-то из ряда вон выходящее.
Но если все же будет так – нынешний чемпионат превратится в полновесный триллер. И именно в этом нуждается Формула 1 после подавляющего превосходства, с которым Себастьян Феттель выиграл титул в прошлом году.
После 14 гонок разрыв между Хэмилтоном и Росбергом составляет всего три очка, а за весь сезон он ни разу не превысил 29 зачетных баллов.
Оба пилота в какой-то момент возглавляли генеральную классификацию, хотя Росберг провёл во главе личного зачета гораздо больше времени. Нет сомнений: даже без резонансного правила двойных очков в финале, завершающая сезон гонка в Абу-Даби неизбежно оказалась бы решающей.
Соперники в споре за титул подарили нам несколько отличных сражений, как, например, в Бахрейне или Испании, где они вплоть до клетчатого флага боролись за победу: Росберг вплотную преследовал Хэмилтона, стараясь выйти вперед.
В квалификации Гран При Монако немец допустил скандальную ошибку на своём финальном быстром круге. Пусть каждый решает сам, сделал ли он это нарочно или неумышленно, но факт остаётся фактом - Нико от этого только выиграл, после чего напряжение в отношениях между напарниками стало резко возрастать.
Были и проблемы с надежностью, которые ударили по Хэмилтону сильнее, если вспомнить его проблемы в квалификациях на этапах в Германии и Венгрии [, а также в австралийской гонке]. Росберг тоже не избежал отказов техники, сойдя с дистанции в Сильверстоуне, будучи лидером, и столкнувшись с проблемами еще до старта Гран При Сингапура.
Вы можете утверждать, что неполадки с машиной отразились на сражении пилотов, но в борьбе за титул надежность техники всегда была важным фактором. И в этом году она может оказаться решающим.
Борьба за титул чемпиона Ф1 в сезоне-2014
В Спа противостояние вышло на новый уровень: соперники впервые столкнулись друг с другом. Пусть Формула 1 и считается неконтактным видом спорта, отныне схватка шла по совсем иным законам.
Вне всяких сомнений, вина в этом столкновении целиком и полностью лежит на Росберге, однако его поступок не был умышленным, что бы ни говорили об этом любители различных теорий заговора. В то же время, именно после этого отношения между напарниками по команде превратились из дистанционного противостояния в прямые боестолкновения.
Но без этого не обходится ни один сезон, который считается классикой Ф1. Вряд ли можно говорить, что пилоты люто ненавидят друг друга, но в этой борьбе они выступают в роли заклятых врагов, с чем справляются просто великолепно.
И всё же, любое сражение, которое длится целый сезон, всегда запоминается своей развязкой. В памяти остаются именно те года, когда имела место яркая полемика либо какие-то запоминающиеся эпизоды на трассе.
Льюис Хэмилтон уже трижды проходил через ситуации, когда для него исход борьбы за титул решался в финальной гонке. В 2007 и 2010 годах британец уступил, но в 2008-м в драматичном финале на Интерлагосе выиграл свой первый и пока единственный титул. Правда и в тот раз сторонникам теорий заговора было, что сказать.
Тимо Глок пропустил британца на заветную пятую позицию в самом последнем повороте финального круга. Те, кто считает, что немец таким образом сделал Льюису подарок, должны помнить, что пилот Toyota пилотировал на сликах по влажной трассе и показывал практически тот же темп, что и его напарник Ярно Трулли, также оставшийся на сликах под дождем.
Но это отличный пример ситуации, когда претенденты на титул должны проявить себя в финале, чтобы получить заветный приз. Иногда всё может свестись к единственному ключевому моменту, причем вовсе не обязательно на последних секундах гонки.
Ален Прост и Айртон Сенна дважды сталкивались друг с другом в сражении за титул - в ближайшее время эти эпизоды наверняка вспомнят еще не раз, хотя инциденты между ними произошли вовсе не в финальной гонке сезона [француз и бразилец сталкивались в 1989-м и 90-м по ходу предпоследнего Гран При на Сузуке].
В то время как контакты Михаэля Шумахера с Дэймоном Хиллом (в 1994-м) и Жаком Вильнёвом (1997) [в финале чемпионата на трассах в Аделаиде и Хересе соответственно] стали одними из самых знаменитых столкновений в истории Формулы 1.
Такие эпизоды - будь это столкновения, обгоны или прокол резины, как у Найджела Мэнселла в Аделаиде-1986 - становятся определяющей картиной всего сезона. Вот почему некоторые другие сражения за титул, обошедшиеся без ярко выраженного ключевого момента, не столь популярны в обществе болельщиков.
Отличный тому пример – сезон-2010, когда перед финалом в Абу-Даби шансы на чемпионство сохраняли сразу четыре пилота. Та гонка запомнится тактической осечкой Ferrari: в Скудерии в стремлении оказаться впереди лидера общего зачета Марка Уэббера недооценили угрозу со стороны Себастьяна Феттеля.
Ничем знаковым этот Гран При больше не запомнился, поэтому о нём мало говорят. Гонка была посредственной, но учитывая все обстоятельства, это было удивительное окончание сезона, хотя и без ярких событий на трассе. [Стоит признать, что российские болельщики отлично помнят ту гонку и прекрасно знают, по какой именно причине Фернандо Алонсо не смог тогда завоевать титул.]
То же самое можно сказать и о восхитительной борьбе за титул в 1984-м, когда Ники Лауда опередил своего напарника по McLaren Алена Проста всего на пол-очка.
В финале австриец великолепно прорвался на необходимую для итогового успеха вторую позицию при старте с 11-го места, но с каждым последующим расчетливым обгоном Лауды надежды Проста на титул постепенно таяли, из-за чего этот финал, как считается, уступает в зрелищности некоторым другим.
В 2012-м финальному сражению Алонсо и Феттеля за титул также не хватило зрелищности, несмотря на серьезное столкновение немца с Бруно Сенной и разворот на первом круге гонки, который едва не стоил ему титула.
Та гонка на Интерлагосе оказалась омрачена глупыми, надуманными и не соответствующими истине пересудами людей с богатым воображением, не совсем ясно понимающих принцип действия зеленых и желтых флагов, при которых обгон запрещен…
Приведенные примеры показывают, сколько важна не только сама финальная решающая гонка, но и возникающие между её стартом и финишем отдельные моменты спортивной доблести.
Мы не можем знать, чем завершится нынешнее сражение за титул. Не исключено, что Хэмилтон, выигравший две последних гонки, одержит еще несколько побед и окажется вне досягаемости для Росберга, избежав новых противоречий.
А может, Нико перехватит инициативу и вынудит Льюиса совершить несколько ошибок – вроде тех, что он уже несколько раз допускал в квалификациях.
В данном случае возможны оба сценария, но во благо спорта им было бы здорово еще как минимум единожды сойтись на трассе в очном сражении, которое и решит судьбу титула. В такие решающие моменты и рождаются легенды.
Этот эпизод все запомнят надолго, что сразу придаст нынешнему сезону статус одного из самых лучших в истории. Наблюдая за развитием событий, важно осознавать – это происходит в наше время, и будущие болельщики Формулы 1 станут завидовать нам, ведь мы были свидетелями развязки такого чемпионата.
Два главных героя этой истории обладают совершенно разными качествами. Хэмилтон невероятно быстр и представляет собой настоящую стихию, когда находится на гребне волны. Росберг же, напротив, действует расчетливо, редко допускает ошибки и уж точно не прощает их своему сопернику. Эти качества может сослужить ему неоценимую помощь в течение следующих семи недель.
Некоторые критикуют пилотов за отсутствие яркого образа, но оба гонщика Mercedes, несомненно, являются личностями со своими уникальными характерами, которые проявляются и в сражениях на трассе. Это, кстати, еще один признак отличного сезона: в 2014-м болельщики могут выбирать, кому из двух совершенно не похожих друг на друга людей отдать свои симпатии.
Несмотря на все жалобы, звучавшие в адрес Формулы 1, большая часть сезона получилась очень интересной.
В действительности, Гран При Сингапура вышел не особо увлекательным, но всё равно – болельщикам было, на что посмотреть: более всего в гонке выделялось выступление Хэмилтона. Если бы мы стали свидетелями похожего Гран При лет десять назад, уик-энд безусловно оказался бы одним из самых интересных в сезоне.
Требования к технике и навыкам пилотов в Формуле 1 образца 2014 года по-прежнему невероятно высоки, несмотря на разговоры о недостаточных физических нагрузках. Не стоит недооценивать класс пилотов вроде Росберга и Хэмилтона, как и Алонсо, Феттеля, Риккардо или Валттери Боттаса.
В любом спорте болельщики жаждут именно того, что разворачивается сейчас на наших глазах: ожесточенного сражения между двумя соперниками, выступающими на самом высоком уровне.
Несмотря на всю политику и риторику, важно помнить об этом. В конце концов, главное значение в Ф1 всегда имеет соревновательная составляющая.