Гран При Японии: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
11 октября 2014 в 11:17

Этап в Японии оказался омрачено печальным инцидентом, произошедшим с Жюлем Бьянки. Но все же, анализируя гонку, Эд Стро отметил, что в этот раз Льюис Хэмилтон выступал в своем собственном классе, не оставив соперникам никаких шансов

Когда происходят столь ужасные события, как авария Жюля Бьянки, повлекшая серьезнейшую черепно-мозговую травму, принято говорить, что совершенно неважно, кто и как выиграл.

До известной степени так оно и есть, и сейчас нет ничего важнее, чем борьба медиков за успешный исход лечения. Но важно также, что гонки в целом и Формула 1 в частности настолько важны для Жюля, что ради них он рисковал жизнью по ходу очень многообещающей карьеры.

Так что французский пилот, безусловно, высоко оценил бы обгон, который Льюис Хэмилтон провел в борьбе за лидерство с Нико Росбергом – если бы, как и все остальные пилоты, покинул бы свою машину в закрытом парке после окончания заезда и отправился посмотреть гонку в повторе.

Несмотря на ужасающий финал, борьба в Японии вышла весьма яркой. К тому же, этап явно стал одним из ключевых в чемпионате, а не просто очередным Гран При когда пилоты, несмотря на все предпринимаемые для обеспечения их безопасности меры, все же продолжают подвергать свою жизнь риску.

Впервые в сезоне 2014 года в абсолютно прозрачной ситуации один претендент на титул опередил другого в прямой борьбе. И в этот раз на мокрой трассе одержавший верх Хэмилтон смотрелся на порядок сильнее Росберга.

После окончания гонки, не выказывая бурных эмоций и выражая искреннее сопереживание из-за случившегося с Бьянки, Льюис все-таки отметил, что ему удалось столь же уверенно справится со сложными погодными условиями, как во время проходившего шесть лет назад дождевого этапа в Великобритании, где он одержал одну из своих самых ярких побед.

«Появилось чувство, что у меня все получится, - сказал он, - по ощущениям это было очень похоже на гонку в Сильверстоуне в 2008-м».

Если судить по официальному протоколу, то в Японии его преимущество над ближайшим соперником составило всего девять секунд, то есть на минуту меньше, чем в упомянутой битве при Сильверстоуне. Но в это раз и дорога к успеху оказалась иной.

И во время тренировочных заездов, проходивших на сухой трассе, и в квалификации Хэмилтон не мог войти в ритм – в субботу с утра он повредил машину, вылетев в первом повороте, затем уступил поул Росбергу, отстав от напарника на пару десятых. Однако в воскресной гонке мы увидели уже совсем другого Льюиса.

Из-за погодных условий гонка стартовала позади автомобиля безопасности © LAT
Из-за погодных условий гонка стартовала позади автомобиля безопасностиФото: LAT

Стартовать пришлось за машиной безопасности, что гарантировало сохранность лидирующей позиции Нико Росберга. В течение девяти кругов пелетон возглавляли аж три машины Mercedes: темп задавал Бернд Майландер на своей SLS AMG.

Как это часто бывает, когда пришла пора переходить в нормальный гоночный формат, стало понятно, что условия на трассе уже позволяют использовать промежуточную резину. Раньше всех, прямиком за Майландером, в боксы свернул Дженсон Баттон – и наградой за смелость ему стала третья позиция, на которую британец поднялся со своей седьмой, когда и все остальные побывали на питлейне.

На самом деле, первый отрезок просто не позволил Росбергу и Хэмилтону вести сколь-нибудь реальную борьбу. Большинство пилотов остановились на 11-м и 12-м кругах, тогда как лидирующая пара пилотов Mercedes оставалась на трассе и показывала высокий темп до того момента, пока отрыв от соперников не гарантировал им возвращение на трассу после пит-стопа вне трафика.

Лидирующий Росберг имел приоритет, а потому остановился первым в конце 13-го круга. В этот момент он опережал напарника всего на 1,236 секунды. Смена колес заняла 2,6 с. Возвращаясь на трассу, немец знал, что должен сразу же ехать быстро.

Хэмилтон тоже атаковал изо всех сил. Прежде чем свернуть на пит-лейн, он показал быстрейшее время на первом секторе (на полсекунды превзойдя результат Росберга на круге заезда в боксы), но в затяжном левом виражее "Ложка" лидер сезона перестарался и был вынужден выехать за пределы гоночного полотна.

Из-за небольшой ошибки он потерял время не только в этом повороте, но и на длинной прямой, ведущей к следующему виражу 130R. Пит-стоп Льюиса занял 2,8 секунды, и в итоге он вернулся на трассу позади Росберга, уступая ему две десятых. Если бы не та ошибка, у британца был бы реальный шанс уже в этот момент опередить напарника или, по крайней мере, серьезно потрепать ему нервы в следующей за выездом с пит-лейна паре поворотов.

Хэмилтон тут же начал погоню за лидером. В конце 15-го круга он отставал на 2,181 с. Тремя кругами позже – всего на секунду. Решающее событие произошло на 24-м круге: трасса подсохла и вновь заработала система DRS, до этого отключенная по указанию дирекции гонки.

Льюис вплотную подобрался к Нико, несколько раз показавшись в зеркалах заднего вида машины напарника, но в первом повороте 27-го круга допустил досадную оплошность, причиной которой стала как раз подвижная плоскость, призванная облегчать обгоны.

«Я вошел в первый поворот с открытым задним крылом, из-за чего у меня оказалось гораздо меньше прижимной силы, - объяснял Льюис, - важно не забывать закрывать крыло [система DRS автоматически делает это, как только начинается торможение, но обычно пилоты заранее нажимают соответствующую кнопку, чтобы стабилизировать аэродинамику]. Я начал поворачивать и тормозить, но крыло все еще было открытым, из-за этого заднюю часть машины повело. Впрочем, я смог "отловить" ее и не потерять много времени. Так что мне еще повезло».

В 2008 году в Сильверстоуне Хэмилтон одержал свою лучшую победу под ождём © LAT
В 2008 году в Сильверстоуне Хэмилтон одержал свою лучшую победу под ождёмФото: LAT

Действительно, повезло, но и сам Льюис сработал отлично. Благодаря заасфальтированной зоне вылета он потерял всего несколько десятых и уже через пару поворотов смог возобновить свои атаки на Росберга.

Хэмилтон знал, что у Нико проблемы. За пару кругов до этого эпизода команда по радио спросила у Росберга, в каком режиме он едет. Немец ответил, что "атакует изо всех сил". Он жаловался на избыточную поворачиваемость, и это было видно по поведению задней части его машины. Корма W05 немца вильнула в 130R, затем в последнем повороте, так что его жалобы были небеспочвенны.

Хэмилтон видел, что у напарника не все в порядке, и решил воспользоваться ситуацией. Росберг же осознавал, что из этого сражения ему не выйти победителем и вновь жаловался команде на избыточную поворачиваемость.

На 29-м круге героической обороне Нико пришел конец. В финальной "эске" у него вновь повело машину, в результате перед первым поворотом пилоту пришлось занять оборонительную траекторию. Но асфальт там оказался более влажным, и Льюис не упустил шанс, рискнул провести обгон по внешней траектории в том самом месте, где он до этого дважды по ходу уик-энда допускал ошибки. Если учесть этот факт, ему удалось продемонстрировать выдающийся манёвр.

Возможно, Росберг и мог бы защищаться более агрессивно и даже попытаться выжать соперника, но по большому счету Нико понимал, что у него нет шансов. Хэмилтон вырвался вперед и до конца круга уехал сразу же на две секунды. Если исключить возможность новых собственных ошибок, на тот момент победа уже была у Льюиса в кармане.

«Я испытывал уверенность в балансе машины, поэтому смог прибавить, - рассказывал Льюис, - и после этого уже не переставал атаковать. Я начал по-другому проходить повороты, и у меня все получалось. Ощущения были такими же, как в далеком 2008 году. Было здорово».

К тому моменту, как на 32-м круге Росберг отправился на следующий пит-стоп, чтобы сменить резину, а заодно отрегулировать баланс, Хэмилтон оторвался от него уже на шесть с половиной секунд. На машине Нико немного изменили угол атаки переднего антикрыла, но это не дало ожидаемого эффекта, и проблема избыточной поворачиваемости так и не была решена, потому что ее основной причиной, скорее всего, были не настройки машины, у внешние условия. Росберг мог ехать на пределе в сухих условиях, тогда как на мокрой трассе Льюис смотрелся сильнее.

«У нас были примерно одинаковые настройки, так что я уверен: баланс на машине Льюиса был таким же, как у меня, - признавался Нико, - просто у меня он вызывал больше проблем. Я столкнулся с сильной избыточной поворачиваемостью, а мне это не нравится».

Хэмилтон говорил примерно о том же. Когда зад машины немного скользит, он всегда пилотирует уверенно. В воскресенье сцепление с трассой стало хуже, Нико почувствовал себя некомфортно, а Льюис смог ехать в полную силу.

Росбергу пришлось признать: Хэмилтоном в этот раз просто ехал быстрее © LAT
Росбергу пришлось признать: Хэмилтоном в этот раз просто ехал быстрееФото: LAT

«У нас были практически идентичные настройки, как и сказал Нико, - сказал Хэмилтон. - Может ему что-то изменили по ходу заезда, у меня же с балансом проблем не возникало. Да, была тенденция к избыточной поворачиваемости, но машиной можно было управлять».

По итоговому протоколу, учитывающему положение дел на момент окончания 44 круга, преимущество Хэмилтона составляло 9,180 секунды. Но по факту в это время на трассу уже выезжала машина безопасности, так что на самом деле к моменту нейтрализации гонки Льюис опережал Нико примерно на 15 секунд. С учетом того, что британец возглавил пелетон только на 29 круге, это серьезный отрыв, означающий что с каждым последующим проездом по стартовой прямой он отыгрывал у напарника минимум секунду.

Более того, по чистой скорости ближайшим конкурентом Хэмилтона был вовсе не Росберг: пара пилотов, финишировавших позади дуэта Mercedes, в этот раз демонстрировала отличный темп. Во время сухой квалификации в Red Bull Racing все же предпочли настроить антикрыло на более высокую прижимную силу, чем того требовали условия, но это принесло свои плоды в воскресенье, когда тот же Феттель смог прорываться вперед в водяных брызгах.

Себастьян стартовал девятым, но к окончанию первой волны пит-стопов был уже шестым. Затем он расправился с двумя пилотами Williams – Фелипе Массой и Валттери Боттасом. Бразильца он опередил в шпильке на 16-м круге, а двумя кругами позже в том же месте по внешней прошел и финна, переместившись на четвертую позицию.

Даниэль Риккардо, которого Феттель переиграл за счет более позднего первого пит-стопа, так же расправился с гонщиками Williams и занял пятое место. Затем обо представителя RBR разобрались и с Дженсоном Баттоном, который потерял около четырех секунд на пит-стопе, так как вынужден был сменить руль, дабы решить проблему с электроникой.

Риккардо оставил соперника из McLaren позади незадолго до того, как гонка была остановлена – Дженсон тотчас заехал в боксы, чтобы переобуться в шины для дождевых условий. Он мог себе это позволить, так как намного опережал своего ближайшего преследователя Нико Хюлькенберга. Тот шел шестым, но в итоге был классифицирован восьмым, что еще хорошо, поскольку его машина замерла на выезде с пит-лейна.

Отставание Феттеля от лидера составило 29 секунд, но при этом его быстрейший круг оказался всего на три десятых хуже времени Хэмилтона. Вопрос о том, смог бы дуэт Red Bull Racing навязать борьбу Льюису, если бы не потерял полминуты позади пары Williams, остается открытым. Но продлись гонка до финиша, они бы точно навязали борьбу Росбергу.

Возможно, именно думая о потенциальной борьбе с Нико после рестарта, Феттель и решился посетить боксы позади машины безопасности и переобуться в свежий комплект промежуточной резины. Из-за этой остановки он опустился на четвертое место позади Риккардо, но так как официальный протокол в итоге формировался по позициям, занимаемым пилотами до выезда на трассу Mercedes Майландера, Себастьян все-таки оказался на подиуме.

Претенденты на титул и составивший им компанию Феттель не слишком ликовали на подиуме © LAT
Претенденты на титул и составивший им компанию Феттель не слишком ликовали на подиумеФото: LAT

«Как раз перед тем, как на трассу выехал автомобиль безопасности, дождь стал менее интенсивным, - рассказывал Феттель, - когда гонку остановили, моросило совсем чуть-чуть, хотя за пару кругов до этого было совсем плохо. Поэтому мы и решили провести пит-стоп и вновь поставить промежуточную резину».

Если бы состоялся рестарт, события могли бы развернуться весьма интересно. На машине лидировавшего Хэмилтона стояла промежуточная резина, ему бы ничего не угрожало, но вот Робсерга бы преследовали Риккардо (также на промежуточной резине, которая была где-то в середине своего цикла дееспособности), Феттель (на свежем промежуточном комплекте) и Баттон (на дождевой резине).

С учетом того, что после финиша Росберг говорил о "минимизации потерь", притом что финишировал вторым и в общем зачете теперь уступает Льюису десять очков, можно себе представить, какой удар был бы нанесен его претензиям на чемпионский титул, если бы гонка продлилась еще несколько кругов.

Но Росберга, как и Хэмилтона, Феттеля и всех остальных, гораздо более победы в чемпионате интересовало состояние Жюля Бьянки. Церемония награждения прошла очень сдержанно, и из-за аварии Marussia, которая по словам Нико "была очень очень серьезной", непримиримые соперники вдруг оказались в одной лодке.

В паддоке, вдали от всевидящих камер, было видно, как все переживают за молодого французского гонщика. Несмотря на политические споры и борьбу на трассе, всех пилотов объединяет глубокое уважение друг к другу, так как они понимают, какой опасности подвергают свои жизни, выходя на трассу.

Но все они идут на этот риск по одной причине – так как любят этот спорт. И именно поэтому Жюль выступал в Японии, стремясь добиться максимума. Так что было бы все же не совсем корректно говорить, что после случившейся аварии не имеет никакого значения, кто победил.

ГП Японии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Японии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle