Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Утратила ли Ferrari свою изюминку?

Дитер Ренкен
30 января 2015 в 15:06

Команда Ferrari долгое время доминировала в Формуле 1 как на трассах, так и за их пределами. Дитер Ренкен пытается разобраться в причинах, по которым Скудерия сдала свои позиции в обоих аспектах, а также размышляет, каким образом команда может вернуть утраченное

В период интенсивной кампании по борьбе за свободу выражения мнений можно рискнуть задаться одним из самых кощунственных в Формуле 1 вопросов: утратила ли Ferrari свой былой имидж? Заслуживает ли команда тот особенный статус, которым обладает в данный момент? Существует немало доказательств того, что времена изменились.

Задумайтесь: команда не побеждала в личном зачёте пилотов и в Кубке конструкторов с 2007 и 2008 годов, соответственно, а в минувшем сезоне, ознаменовавшем начало новой эры в Формуле 1, гибридный двигатель Ferrari стал единственным мотором, так и не выигравшим ни одного Гран При.

За последние четыре года алые машины завоевали всего шесть побед, да и то силами одного лишь Алонсо. И тот факт, что лучший, по мнению многих, пилот нынешнего поколения принял приглашение от ”тёмной лошадки” в лице McLaren-Honda, лишь подчёркивает проблемы Скудерии.

Заглядывая в недалекое будущее, можно отметить, что за рулём машин Ferrari в этом сезоне поедут пилоты (Кими Райкконен и Себастьян Феттель), вчистую проигравшие борьбу своим напарникам в 2014 году. Да, оба они были чемпионами мира, однако ни тот ни другой даже не попал в пятёрку лучших по итогам прошлогодней кампании - в то же время Льюис Хэмилтон, прогуливаясь вдоль боксов Ferrari, не удостаивается даже взгляда со стороны команды.

Удалось ли Red Bull при помощи второй команды получить больше власти? © LAT
Удалось ли Red Bull при помощи второй команды получить больше власти?Фото: LAT

Когда в 2012 году Берни Экклстоун предложил десяти командам Формулы 1 заключить двусторонние коммерческие соглашения, вовсе не Ferrari, как мы привыкли, была первой в списке. Первыми значились ”выскочки” из Red Bull Racing. Затем, когда во второй половине сезона-2014 разразилась сага о "заморозке" двигателей, лоббирование и политиканство Ferrari не имело практически никакого эффекта. На самом деле, команда не сумела добиться поблажек, пока в регламенте не была обнаружена лазейка - да и то, по слухам, этот выход нашёл другой производитель моторов.

Продолжаем разговор... Прежде Ferrari была единственной командой в пелотоне, на автодроме которой проходил Гран При (Имола), пока благодаря Red Bull в календаре не появился этап в Австрии. В это время домашний этап Скудерии (в Монце) ”отличился” одним из самых низких уровней посещаемости среди европейских Гран При, не говоря уже об Имоле, куда Формула 1 не приезжает вот уже несколько лет. Напротив, гонка в Шпильберге стала лучшим Гран При в сезоне в плане интереса и поддержки со стороны болельщиков.

В 2012 году тесты проходили на автодроме Ferrari в Мюджелло, теперь же гостей принимает кольцо Red Bull.

По слухам, технический директор Red Bull Racing Эдриан Ньюи – возможно и чисто по политическим причинам – отклонил предложение Ferrari с ежегодной зарплатой в 7 миллионов фунтов стерлингов. Вместо этого он предпочел остаться в Великобритании, чтобы работать над яхтами и концепткарами, создав на базе в Милтон-Кинсе отличное инженерное подспорье, которое будет приносить плоды команде ещё много лет.

Кроме того, ещё десять лет назад в Ferrari недвусмысленно пользовались поддержкой Sauber – помните, швейцарские машины называли “синими Ferrari”? Теперь же команда из Хинвилла довольно сдержанно отзывается о своих связях с итальянцами, и поддержка Скудерии со стороны Sauber больше не является чем-то самим собой разумеющимся.

Тот факт, что итальянским моторам не хватало мощности, ещё более обострил отношения между двумя командами. В самом деле, на плечах Ferrari лежит значительная доля ответственности за самый провальный сезон в истории Sauber, как и за то, что в финансовом плане швейцарцы оказались ближе к краю пропасти.

В то же время концерн Red Bull владеет двумя командами, а следовательно, обладает двадцатью процентами голосов. Добавьте к этому тот факт, что австрийская команда приняла участие всего в 184 Гран При, что является наименьшим показателем среди всех коллективов, официально подтвердивших своё участие в сезоне-2015. При этом на счету Red Bull Racing 50 побед, а это 27 процентов от общего количества стартов, в то время как Ferrari может похвастаться лишь 25 процентами в период своей гегемонии с 2000 по 2004 годы. Скудерия также проигрывает австрийцам в процентном соотношении по титулам и поулам.

Обе команды Red Bull выступают с логотипом в виде бешеного быка, что также подливает масла в огонь. К тому же, название второй команды - Scuderia Toro Rosso – в переводе с итальянского включает в себя не только слово “бык”, но и выражение “красные гонки”…

А ведь логотип с быком красуется и на продукции главного соперника Скудерии Lamborghini, завод которой расположен неподалёку от Модены. Причём Lamborghini принадлежит материнской компания Red Bull в лице концерна VW, который очень доволен тесными связями с итальянцами.

В своё время Монтедземоло привёл в Ferrari правильных людей © LAT
В своё время Монтедземоло привёл в Ferrari правильных людейФото: LAT

Ситуацию внутри коллектива Ferrari спокойной также не назовешь – за восемь месяцев команда сменила двух руководителей и отправила в отставку главного моториста. Поговаривают, что справочник с телефонными номерами им пришлось обновлять практически наполовину, и изменения коснулись в основном руководящего состава.

Лука ди Монтедземоло, несмотря на свои связи с семьёй Аньелли и заслуги на коммерческом и спортивном поприще во главе компании с 1991 года, был смещен с поста президента, что позволило Серджио Маркионе приписать к своей должности генерального директора концерна Fiat-Chrysler приставку “председатель Ferrari”.

Несмотря на далеко не самые успешные выступления с 2008 года, лучшим из которых можно назвать второе место в Кубке конструкторов, Ferrari продолжает получать львиную долю доходов Формулы 1 и сохраняет за собой право вето на нормы правил.

Эти привилегии Скудерии уходят корнями в сделки, заключенные ещё в 90-х – тогда вновь назначенный держатель коммерческих прав отчаянно пытался заполучить союзников, чтобы укрепить свой авторитет и влияние. Возникает вполне логичный вопрос: как поступит Комиссия Евросоюза, когда, добравшись, наконец, до Формулы 1, увидит такие преференции? Основываясь на комментариях различных сторон, которые уже были допрошены по этому делу, вскоре может грянуть гром.

Вся таинственность Ferrari, так бережно хранимая на протяжении многих десятилетий, добавила Берни Экклстоуну уверенности, столь необходимой в стремлении ”подмять” под себя Формулу 1. В то время (в 1997 году - до вступления в силу запрета на табачную рекламу) компания Marlboro с готовностью выписывала внушительные чеки, Михаэль Шумахер был единственной звездой Ф1, а ди Монтедземоло тешился игрой по своим правилам, полностью перестроив компанию.

Тогда на Ferrari и Шумахера приходили посмотреть толпы болельщиков: Италия и Германия проводили по два Гран При, билеты на которые распродавались ”под ноль”. Теперь же у Италии осталась одна гонка, а проведение немецкого этапа вообще находится под вопросом. К тому же, новость о переходе Себастьяна Феттеля в Скудерию практически не породила ажиотажа.

На самом деле, когда стало известно, что Феттель посетил базу в Маранелло по приглашению Маркионе, у многих это вызвало удивление, ведь в своё время Шумахер буквально жил там.

Если измерять спорт тысячами проданных Red Bull футболок на этапах Гран При, ”Гарцующий Жеребец” сегодня – это лишь ещё один логотип в Формуле 1. Но в то время, пока парни из Ferrari грустят, вспоминая былые времена, фанаты живут настоящим. И если всерьёз задуматься об этом, неужели ”поколение Х” будет интересоваться Аскари, Нуволари или Майком Хоторном?

Болельщики раскупали все билеты на Гран При Италии и Германии, чтобы посмотреть на Шумахера © LAT
Болельщики раскупали все билеты на Гран При Италии и Германии, чтобы посмотреть на ШумахераФото: LAT

Тот факт, что Ferrari теряет свой блеск, стал очевиден после известий о том, что Маркионе подтвердил планы по увеличению объёмов производства дорожных машин в полтора раза (потолок сначала вырос с 5000 до 7000 тысяч машин в год, а теперь составит 10000). Генеральный директор Fiat Chrysler предпринял данный шаг на фоне выхода концерна на нью-йоркскую фондовую биржу, а значит, Маркионе планирует превратить ”Гарцующего Жеребца” в дойную корову для автомобильного концерна, доля долгов которого является крупнейшей в автомобильной промышленности по отношению к размеру самого холдинга.

28 октября 2014 года акции FCA стали доступны для свободных торгов, и теперь Маркионе нужны огромные средства, чтобы поддержать свою политику экспансии, в рамках которой запланировано 50-процентное повышение уровня продаж – с 4,4 до 7 миллионов машин в год. Точные суммы неизвестны, однако ясно, что почти 30 миллиардов фунтов стерлингов будет инвестировано в создание и развитие новых моделей. 15 процентов из этих денег Маркионе собирается потратить на Alfa Romeo, которой интересуется концерн VW.

Кроме того, на этих планах негативно сказывается падение цен на нефть на ключевом для FCA североамериканском рынке: большие внедорожники и прожорливые ”масл-кары” вновь в моде. Маркионе сделал ставку на сокращение модельного ряда, пытаясь заставить работать европейскую модель в США. Конечно, снижение цен на нефть может оказаться временным явлением, но сейчас потребители тратят свои деньги на другие вещи.

Таким образом, выход FCA на биржу может привести к серьёзным последствиям для Ferrari: Fiat, владеющий 90% компании, ранее мог себе позволить финансировать гоночную команду без оглядки на суммы, однако теперь всё руководство из Турина находится в долгу у своих акционеров. Новый 10-летний план может превратить Ferrari в нечто наподобие фамильного серебра.

В общем, практика, введенная ещё Энцо Феррари, когда деньги от продажи дорожных автомобилей шли на поддержку гоночной команды, осталась в прошлом. Ferrari теперь будет вынуждена самостоятельно обеспечивать свои нужды либо за счет реализации дорожных машин, либо из доходов от Формулы 1. Однако при этом Скудерии придётся учитывать интересы акционеров FCA, а те расставят приоритеты по-своему, отодвинув на второй план вопросы, касающиеся аэродинамических труб, звёздных пилотов и ультрасовременных систем вычислительной гидродинамики.

Все это указывает на дальнейшее ухудшение уровня выступлений команды, если только не появится эффективный управляющий. Учитывая природу команд Формулы 1, а особенно Скудерии, можно отметить, что глобальная реструктуризация будет иметь решающее значение в отношении спортивных и коммерческих успехов Ferrari.

Одним из первых шагов, сделанных выпускником философского, юридического и коммерческого факультетов Маркионе, который начинал свою карьеру в качестве обычного консультанта, было назначение на пост руководителя команды Маурицио Арривабене. Но это решение нельзя назвать сложным, поскольку Маркионе знает “Мистера Marlboro" по заседаниям в правлении Philip Morris International, куда входит генеральный директор FCA.

За последние десятилетия Fiat инвестировал в Ferrari огромные суммы © LAT
За последние десятилетия Fiat инвестировал в Ferrari огромные суммыФото: LAT

Кроме того, весьма занятой Маркионе также является президентом Ассоциации Европейских автопроизводителей.

Те, кому довелось пообщаться с Серджио, являющимся, по общему мнению, жёстким и беспощадным руководителем, на недавних заседаниях Стратегической группы и Комиссии Формулы 1, характеризовали его как очень толкового управленца с острым умом, но при этом воздерживались от оценок его понимания Формулы 1 в целом, и особенно принципов тайной политики и закулисных игр «Клуба Пираний» - ведь Большие Призы получили это название не без оснований.

Вероятно, одним из первых предложений Маркионе было создание комиссии по изучению вопроса расходов в Формуле 1…

Ясно одно - на восстановление статуса гиганта, который слишком долго почивал на лаврах, уйдет не один сезон. Можно лишь вспомнить сверхсложную задачу, возложенную на плечи Монтедземоло в 90-х: несмотря на огромный бюджет, наличие Шумахера и талантов вроде Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бирна, Ferrari потребовалось несколько лет, чтобы добиться результата.

Монтедземоло, при всех своих недостатках, полностью посвящал себя работе. По словам бывшего в то время президентом FIA Макса Мосли, итальянец назначил ”лучшего менеджера автоспорта своего поколения" (Тодта) и придал импульс возвращению Ferrari на вершину мировой славы. В то же время парочка "M&M's" (Маркионе и Маурицио), по информации внутренних источников, намерена выполнять свои обязанности в Ferrari неполный рабочий день из-за занятости другими проектами.

Правда, последний заседал в Комиссии Формулы 1 в течение многих лет, а значит, имеет богатый коммерческий и политический опыт. Арривабене продает сигареты и устраивает уже морально устаревший ежегодный лыжный фестиваль Wrooom, что порождает вполне резонный вопрос - а помогут ли эти пункты в его резюме справиться с такой сложной задачей? Ответ мы увидим уже через несколько месяцев, а не лет.

Одной из первых миссий итальянца должно стать восстановление Ferrari в качестве основной политической силы. В этом аспекте прозвучало своеобразное, но не лишённое смысла, предположение о том, что Ferrari намерена в самом ближайшем будущем обзавестись командой “B” - возможно, уже в марте. Кто знает, может, Ferrari является тайным претендентом на активы Marussia?

Sauber были "синими Ferrari", однако в последнее время их отношения остыли © LAT
Sauber были "синими Ferrari", однако в последнее время их отношения остылиФото: LAT

В этом есть смысл, ведь Marussia является одним из основных дебиторов Ferrari с общим долгом на сумму около $15 миллионов, а переход команды во владение Скудерии позволит значительно снизить сумму задолженности. Кроме того, при непосредственной поддержке Маркионе Marussia во время последней встречи команд получила возможность выставить в следующем сезоне машины 2014 года лишь с небольшими доработками, связанными с вопросами безопасности.

Такой шаг позволил бы Ferrari не только увеличить своё влияние на политической арене, но и заполучить платформу для своей Академии талантов, как в случае с Toro Rosso и Red Bull Racing. Кроме того, спонсоры и сотрудники могли бы также ”расти и развиваться” во второй команде. Или, может, зарождающийся проект Haas F1, учитывая тесные отношения с Ferrari в коммерческом и технологическом плане, может со временем превратиться в команду-спутника Скудерии? Не стоит забывать, что североамериканский рынок - самый важный для FCA.

А почему бы не осуществить оба варианта сразу? В таком случае Ferrari имела бы три голоса, или все четыре, если отношения с Sauber потеплеют.

Подводя итоги, можно сказать, что Ferrari позволила Red Bull обскакать себя, оставаясь при этом в тени - то же самое в своё время Скудерия сделала с McLaren и Williams. Посмотрите, что после этого произошло с обеими командами. В случае с Ferrari причиной слабых выступлений команды является вовсе не отсутствие бюджета или отсталость технологий.

Как только главный недостаток Скудерии будет исправлен, Ferrari восстановит свою репутацию, однако это будет возможно лишь при наличии хорошего финансирования. Вопрос в том, разрешит ли Маркионе тратить деньги на Формулу 1 или же позволит концерну FCA ”проглотить” всю прибыль…

Утратила ли Ferrari нечто особенное?
Утратила ли Ferrari нечто особенное?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle