Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Стоит ли Формуле 1 путешествовать в прошлое?

Джонатан Нобл
6 марта 2015 в 13:52

Борцы за чистоту нравов то и дело норовят вернуть Формулу 1 к ее истокам, когда технологии решали далеко не все. Джонатан Нобл задумался, а можно ли в прошлом найти ответы на вопросы современных Больших Призов...

Наступивший год проходит под знаком "Назад в будущее". И дело не только в том, что мы стремительно приближаемся к отметке на календаре, ставшей пунктом назначения для двух путешественников во времени из одноименного фильма, а именно 21 октября 2015 года.

В команде McLaren-Honda также поддались этим настроениям и не так давно выпустили рекламный ролик, словно переносящий нас в 80-90-е годы прошлого века, когда в Формуле 1 безраздельно властвовал англо-японский альянс.

В настоящее время в Больших Призах все чаще поднимается тема возвращения королевским гонкам былой привлекательности и зрелищности. Искры, вылетающие из-под днища машин, мы уже видели, а сейчас Стратегическая Группа Ф1 вынашивает коварный план по осложнению пилотам жизни - к 2017 году они намереваются увеличить мощность моторов, откорректировать уровень прижимной силы и вернуть более широкие колеса.

И хотя в целом стремление повысить зрелищность чемпионата похвально - нужно как-то реагировать на снижение аудитории, - также необходимо понимать, что времена изменились. Если раньше Большие Призы воспринимались как-то иначе, это еще не значит, что возвращение к прошлому автоматически гарантирует повышение зрелищности современной Ф1.

У союза McLaren-Honda великое прошлое
У союза McLaren-Honda великое прошлое

Стремление руководства довести мощность моторов до отметки в 1000 лошадиных сил вполне понятно - это знаковая цифра, на которой очень легко сыграть в дальнейшем в плане маркетинга. Однако в вопросе восприятия скорости и сложности управления современными машинами все не так просто. Добиться желаемого результата будет очень трудно, и причиной тому высочайшая квалификация технического персонала команд - они справятся с любой задачей.

Посмотрите видеозаписи прошлых лет, снятые из кокпита, и вы поймете, насколько трудно было управлять теми машинами. Айртону Сенне, Алену Просту, Найджелу Мэнселлу, Нельсону Пике и другим пилотам приходилось прилагать невероятные усилия, чтобы безошибочно проехать хотя бы один круг по трассе.

Необходимо было очень точно дозировать газ, к тому же, на торможениях машины были практически неуправляемы, а на выходах из поворотов от гонщиков требовалось немало усилий, чтобы не потерять заднюю часть автомобиля. Да и движения рулем больше напоминают ускоренную съемку - пилоты делали все, чтобы любой ценой не дать машине вылететь с трассы.

Частично это было вызвано тем, что технологии и понимание динамики автомобиля в то время были отнюдь не на самом высшем уровне. Гидроусилители руля в гоночных машинах не применялись, а подвеска автомобилей была довольно простой - так что настроить машину на идеальное прохождение каждого поворота было практически невозможно. Кроме того, пилотам приходилось постоянно убирать руку с рулевого колеса, чтобы переключать передачи и при этом поддерживать обороты двигателя на необходимом уровне.

В те времена можно было только мечтать о подробной телеметрии с сотнями параметров, оптимизации кривых мощности и возможности изменять настройки дифференциала под различные повороты. А как же симуляторы? - спросите вы. Забудьте! Не с той производительностью компьютеров.

Формула 1 тех лет привлекает к себе внимание именно из-за своей простоты. Тогда пилоту очень легко было допустить роковую ошибку, и по этой причине роль гонщика ставилась во главу угла.

А теперь включите видеозапись из кокпита современной Ф1. Ничего общего. Полуавтоматическая коробка передач на подрулевых переключателях работает четко и бесшумно, движения руля плавные и выверенные, а все рывки сглаживаются при помощи современного гидроусилителя руля…

Компьютерное моделирование перед каждым этапом позволяет подготовить практически идеальные настройки машины под конкретную трассу, а гонщики прекрасно понимают, где им необходимо тормозить и на какой скорости проходить тот или иной поворот. Таким образом, сегодня основным залогом успеха в спорте является полный контроль над ситуацией.

Современная Ф1 намного более технологичная, чем раньше © LAT
Современная Ф1 намного более технологичная, чем раньшеФото: LAT

В командах нынче очень не любят случайности и состояние неопределенности. Вспомните, какой скандал разразился в паддоке, когда оказалось, что шины Pirelli слишком быстро изнашиваются - а все из-за того, что пилоты были выведены из своей зоны комфорта.

Если в командах считают, что более широкие шины, а также увеличение мощности моторов и уровня прижимной силы автоматически вернут Формуле 1 ее былую зрелищность, спешу их разочаровать - увы. Как часто на протяжении последнего времени мы слышали фразу о том, что в Ф1 нельзя разучиться тому, чему ты уже научился. Знания о том, как сделать машину по-настоящему быстрой, ничем не извлечь из умных голов инженеров.

Не стоит забывать, что в Больших Призах прекрасно умеют тратить огромные деньги на то, чтобы облегчить пилотам жизнь за рулем машины. Каждое новое ограничение со стороны руководства спорта, нацеленное на затруднение пилотирования, будет радостно встречено очередными контрмерами со стороны талантливых инженеров.

Именно поэтому я призываю к тщательному изучению ситуацию - необходимо понять, какой именно мы хотим видеть Формулу 1 через пять лет. Нужно попытаться узнать, чего ждут от спорта болельщики.

Недостаточно просто сказать, что надо сделать машины трудно управляемыми. Необходимо понимать, чего мы хотим добиться в итоге - только в этом случае можно двигаться дальше.

Не стоит переоценивать романтику прошлых лет - лучше основывать свои идеи на собственном восприятии будущего, а не стараться просто путешествовать во времени.

RB11
RB11

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle