В Ф1 всё прекрасно работает - спорту нужен лишь YouTube
Много негатива окружает Формулу 1 в ее современную эпоху, но Джонатан Нобл настаивает, что в списке первоочередных изменений верхнюю строчку должно занимать вовсе не радикальное изменение требований к автомобилям
На фоне переговоров о радикальном изменении правил Формулы 1, которые должны вступить в силу с 2016 или 2017 года, создалось обманчивое впечатление, будто главные проблемы уже решены.
Когда говорят о необходимости построить более широкие автомобили, перейти на использование шин большего размера и на моторы мощностью 1000 л.с., то логика подсказывает, что главная проблема Ф1 заключается в автомобилях.
А как вам предположение, что главная проблема вовсе не связана с тем, что происходит на трассе?
В последние годы руководство Ф1 проявляет все большую обеспокоенность из-за падающего зрительского интереса, что было отчетливо заметно по сокращению телеаудитории Больших Призов.
Сокращение интереса по всему миру в среднем на 5%, плюс серьезные потери на таких ключевых для спорта рынках, как Италия и Германия, заставили Берни Экклстоуна поверить, что главная проблема состоит в звуке новых моторов и стремлении к сокращению расхода топлива.
Экклстоун постоянно повторял свои обвинения, получив поддержку со стороны экс-президента Ferrari Луки ди Монтедземоло и Себастьяна Феттеля. Но кто-то вообще пробовал спросить мнение поклонников Ф1? Так ли им не понравилось всё увиденное в прошлом году? Быть может, резкий рост продаж билетов на Гран При Австралии в этом году намекает, что вся прошлогодняя критика была необоснованной?
Формула 1 по необъяснимым причинам не любит заниматься детальным анализом рынка, но без этого очень сложно аргументировать выводы о том, что все поклонники остались недовольны исключительно новым регламентом.
Даже при наличии определенного недовольства, неужели можно утверждать, что оно связано только с новыми автомобилями? Может, поклонникам Ф1 просто не нравится подход к освещению Больших Призов на телевидении?
Бизнес-модель Ф1 построена вокруг получения огромных доходов с продажи прав на трансляцию гонок Ф1 на различных рынках. И ради сохранения прибыли руководство спорта пошло на сокращение числа гонок, которые транслировали бесплатные телеканалы, в пользу платных телеканалов, что и привело к сокращению телеаудитории.
Паранойя из-за стремления получить максимальный доход от продажи прав на трансляцию гонок Ф1 приводила к постоянной борьбе между Formula One Management и пользователями YouTube, которые регулярно на своих каналах публиковали записи Гран При, а владельцы коммерческих прав запрещали эту практику. Возможно, руководство Ф1, поступая таким образом, лишает курицу возможности нести золотые яйца...
Не исключено, что часть аудитории перестала смотреть гонки Формулы 1 не по той причине, что им не нравятся автомобили или им не хватает зрелищной борьбы на трассе, а просто в наши дни всё меньше людей готовы два часа кряду провести у телеэкрана в свой выходной.
Молодое поколение сейчас стремится мгновенно получать удовлетворение от увиденного. Поэтому за считанные секунды они могут посмотреть наиболее зрелищные моменты прошедшего этапа, ошибки пилотов или команд, самые интересные обгоны или не менее привлекательные для них аварии. Они не готовы сидеть два часа подряд, следя за монотонным прохождением 66 кругов в Барселоне в надежде увидеть обгон на последних кругах.
В наши дни видеоролик с лучшими моментами минувшей гонки успевают подготовить за считанные минуты после появления клетчатого флага, поэтому нужно пользоваться такой возможностью для привлечения молодых зрителей.
Всю аудиторию Формулы 1 следует считать не только по количеству людей, готовых просидеть перед телевизором два часа в воскресенье. Нужно идти дальше и стремиться к расширению зрителей Больших Призов, учитывая даже тех людей, которым достаточно посмотреть 120-секундный ролик с лучшими моментами последней гонки на YouTube.
Всё дело в том, что доступ к Формуле 1 должен учитывать интересы зрителей, а сейчас получается так, что руководство спорта само навязывает поклонникам автоспорта, как им лучше смотреть гонки. Сделав правильный выбор, в перспективе мы получим ситуацию, когда люди, которым было достаточно короткого ролика на YouTube, начнут в воскресенье смотреть гонку целиком.
Но с нынешней позицией владельцев коммерческих прав, которые настойчиво отказываются замечать выгоду от использования социальных сетей и возможностей интернета, спорт продолжает делать упор только на тех зрителей, которые уже привыкли смотреть гонки на протяжении двух часов у своих телеэкранов.
Только такой подход уже не работает. А запись гонки, которая появляется на официальном сайте чемпионата спустя несколько дней по прошествии Гран При, уже не так интересна поклонникам автоспорта, поскольку масса новостей в СМИ переводит к тому момент акцент на другие немаловажные события в мире Формулы 1.
Если бы руководство спорта осознало перспективы создания красочных нарезок лучших моментов гонки, а также важность трансляции Гран При в интернете, что большинство людей в наши дни и так считает стандартным подходом в освещении спортивных мероприятий, то разве стоило бы столько сил и ресурсов уделять планам по кардинальному изменению современных автомобилей Ф1? Конечно, нет.
Даже сейчас можно найти массу причин, которые приводят в восторг зрителей от нынешней эры Формулы 1. И это никоим образом не связано с более широкими автомобилями, шинами большего размера или двигателями с мощностью 1000 л.с.
Возможно, революция в Формуле 1 должна коснуться не того, что мы видим по телевизору, а самого подхода, каким образом транслируются Большие Призы.
За время оформления данного материала в Формуле 1 наметились некоторые подвижки в этом направлении. В частности, накануне Гран При Австралии в рамках обновленного сайта Ф1 появился официальный канал Youtube, на котором собраны интересные сюжеты и обзоры гонок, а пару дней назад Формула 1 взяла старт и в Инстаграме.